Расцвет русской скульптуры начался со второй половины 18 века. Шла активная застройка в Москве и Петербурге, возводились усадьбы в их окрестностях. Скульптуры изготавливали для оформления зданий, создания садово-парковых ансамблей. Выдающихся скульпторов обучали в Академии художеств.

Бюст адмирала Павла Степановича Нахимова, скульптор Н.С. Баганов, 1970-1990 гг.Бюст адмирала Павла Степановича Нахимова, скульптор Н.С. Баганов, 1970-1990 гг.

Завод возник на базе литейной мастерской, которая входила в состав Академии художеств. Качество продукции было на высоте, мастерская регулярно получала государственные заказы. Памятники отливали не только для столицы и ее пригородов, но и для других городов. Люди приходили в Литейный двор, чтобы посмотреть, как создаются шедевры: памятники Минину и Пожарскому, Кутузову, Барклаю-де-Толли, бронзовый декор Казанского собора и другие произведения.

Скульптура кабинетная "С.М. Киров", автор эталона В.И. Сычев, 1977 г.Скульптура кабинетная "С.М. Киров", автор эталона В.И. Сычев, 1977 г.

К началу 20 века поток заказов стал постепенно иссякать, так как появилось много конкурентов — частных заводов. Былая слава вернулась к предприятию в начале 1920-х годов, оно стало называться «Монументскульптура». Литая скульптура стала еще одним средством политической пропаганды. В российских городах устанавливали памятники известным политическим деятелям, литераторам, ученым. Первым изготовили бюст Н.А. Некрасова (1922 г.).

Панно (плакетка) "Памятник фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому", 1970-1990 гг.Панно (плакетка) "Памятник фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому", 1970-1990 гг.

В годы Великой Отечественной войны предприятие не прекращало свою работу, хотя часть сотрудников ушла на фронт. Оставшиеся рабочие жили на заводе, защищая цеха от пожаров. Отливали корпуса для мин и гранат, изготавливали радиоаппаратуру, детали миноискателей. Уже в 1944 году приступили к восстановлению монументов, созданию мемориалов.

Скульптура "Медный всадник", автор модели Н.С. Баганов, 1979-1980 гг.Скульптура "Медный всадник", автор модели Н.С. Баганов, 1979-1980 гг.

Особая гордость — восстановленная скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву». Мастера работали, опираясь на архивные данные и фотографии, сделанные в довоенные времена. Открытие монумента приурочили к Дню танкиста. «Самсон» стал символом победы, восстановления разрушенного Ленинграда.

Скульптура «Укрощение коня человеком» (Аничков мост), автор модели Мурзин А.А., 1964 г. Скульптура «Укрощение коня человеком» (Аничков мост), автор модели Мурзин А.А., 1964 г.

Произведения, созданные на предприятии, устанавливали не только в российских, но и в зарубежных городах. В 1949 году в Берлине установили памятник русскому солдату-освободителю. В Европе существуют несколько сотен подобных монументов, но тот, который находится в Трептов-парке, самый выразительный, непарадный, человечный. По первоначальному замыслу постамент должна была занимать фигура не простого воина, а И.В. Сталина, держащего в руках глобус как символ освобожденного мира.

Бюст «Владимир Ильич Ленин», скульптор Н.А.Теплов, 1977-1980 гг.Бюст «Владимир Ильич Ленин», скульптор Н.А.Теплов, 1977-1980 гг.

Сейчас «Монументскульптура» сохраняет в своих творениях традиции классической школы, сочетая их с современными технологиями. Среди коллекционеров пользуются спросом кабинетные скульптуры, бюсты, панно.

Панно (плакетка) "Смольный", медная пластика, 1970-1990 гг.Панно (плакетка) "Смольный", медная пластика, 1970-1990 гг.