Иркутский авиационный завод — предприятие по изготовлению авиационной техники от проекта самолета до его обслуживания после продажи. Для коллекционеров представляют интерес подстаканники, которые выпускали на заводе, наборы кукольной посуды.

История Иркутского авиационного завода

Строительство завода началось в 1932 году. Из-за японской экспансии в Китай и Корею перед советским военным руководством встал вопрос об укреплении дальневосточных рубежей. Решили производить авиационную технику недалеко от потенциального театра военных действий — в Иркутске. Не последнюю роль в выборе города сыграло его расположение на пересечении Транссиба с сухопутными и водными транспортными путями. Строительство велось в тяжелых условиях болотистой местности.

Иркутский авиационный завод

Первым самолетом, изготовленным ИАЗ, стал истребитель И-14. К началу 1940-х годов предприятие завоевало авторитет среди военных авиаторов высоким качеством продукции и способностью быстро внедрять в производственный процесс новейшие технологии. Самолеты ИАЗ поступили в Китай, на вооружение полков Дальнего Востока и Забайкалья.

Во время Великой Отечественной войны на площади Иркутского авиационного завода эвакуировали авиационный завод имени Менжинского из Москвы. Заводы несколько месяцев работали параллельно в одних цехах, затем их объединили в одно предприятие № 39. За годы войны оно передало на фронт более 2 тысяч боевых самолетов.

В послевоенные годы наладили выпуск бомбардировщиков Ил-28, которые стали основными силами советских ВВС, шли на экспорт. Важной вехой в истории ИАЗ стало производство сверхзвуковой техники (Як-28), что вывело его в лидеры отрасли. Завод первым начал изготавливать военно-транспортные самолеты. На предприятии сложилась собственная производственная школа, где традиции сочетались с передовыми технологиями.

Цех ИАЗ

1970-2000 годы — эпоха самолетов третьего и четвертого поколений. В начале 1980-х годов Индия получила лицензию на производство МиГ-27. Сотрудники завода оказывали помощь в переоборудовании предприятия в городе Насик, в налаживании серийного производства машины.

В конце 1990-х в ассортименте Иркутского авиационного завода появились самолеты-амфибии (Бе-200). Их изготавливали для МЧС и на экспорт.

Сейчас на заводе работает 12,5 тысяч человек. Запущена программа производства пассажирского самолета (МС-21). Первый полет прошел успешно в мае 2017 года. К серийному производству намерены приступить в ближайшее время.

На предприятии изготавливают самолеты (истребители Су-30) для армий Китая, Малайзии, Индии и некоторых других стран. Его технические возможности ежегодно растут, проводится переоснащение, внедряются уникальные новые разработки. В настоящее время взято направление на развитие гражданской авиации.

Подстаканники и наборы кукольной посуды

Подстаканник «Виноград», алюминий, краска, 1970-1980 гг.Подстаканник «Виноград», алюминий, краска, 1970-1980 гг.

С приходом советской власти выпуск подстаканников практически прекратился, так как они считались пережитком прошлой эпохи. Но люди так привыкли ним, что спрос на металлические подставки под горячее не угасал. В годы НЭПа их производство возобновили. Подстаканники изготавливали на конфискованном оборудовании, в частных артелях. Поначалу ориентировались на дореволюционные образцы.

Массовый выпуск подстаканников начинается с 1930-х годов. Подставки стали еще одним средством агитации, на них изображали сценки из жизни рабочих и крестьян, символику новой власти, значимые события.

Подстаканник «Добыча», алюминий, 1970-1980 гг.Подстаканник «Добыча», алюминий, 1970-1980 гг.

После Великой Отечественной войны подстаканники делали из отходов штамповочного производства. С развитием металлургии появились образцы из алюминия, нержавейки, мельхиора. На Иркутском авиационном заводе выпускали подставки из алюминия. Изделия декорировали природными мотивами, изображали растения, животных.

Набор кукольной посуды, СССР

Кукольная посуда, изготовленная на предприятии, очень похожа на настоящую: миниатюрные металлические кастрюльки с крышками, столовые приборы, сковородка, тарелки.

Клейма Иркутского авиационного завода

Пример раннего клейма

С момента основания завод неоднократно переименовывался, что в некоторых случаях приводило к кардинальному изменению клейма. Например, с 1934 года предприятие уже называлось «Завод № 125 имени Сталина», поэтому в клейме присутствует аббревиатура ЗИС.

Клеймо 1963-1975 гг. на знаке и на изделиях

С 15 февраля 1963 года завод именуется «Иркутский машиностроительный завод» и носит это название вплоть до 14 мая 1975 года, когда он получает имя «Иркутский авиационный завод» или сокращённо ИАЗ.

Поздний товарный знак и пример его в виде клейма на изделиях

В 1989 году ИАЗ преобразован в «Иркутское авиационное производственное объединение» (ИАПО). В настоящее время является частью корпорации «Иркут», поэтому называется Иркутский авиационный завод – филиал ОАО Научно-производственная корпорация «Иркут».

Жетон с современным логотипомЖетон с современным логотипом