На гербовом щите небольшого немецкого городка Райхенбах (округ Заале-Хольцланд, Тюрингия) в правом нижнем углу изображён кофейник с витиеватой «R» на боку. Это показывает, насколько важно оказалось зародившееся здесь производство фарфора и какую роль оно сыграло в истории этого места. Фарфоровое дело здесь начали осваивать примерно в 1830 году, но речь шла не о производстве посуды, а пока всего лишь о росписи изделий, привезённых из близлежащих мануфактур. Семь десятилетий здесь разрисовывали фарфор, пока не задумались о собственной фабрике.

Reichenbach - герб города и знаменитый фарфор

История фарфоровой мануфактуры Reichenbach

В 1900 году группа из девяти независимых художников, освоивших фарфоровую роспись, решили организовать производство фарфора на месте. Начинание удалось, оборудование было завезено и в 1901 году фабрика заработала. К сожалению, об изделиях периода 1901-1903 гг. любителям фарфора пока ничего не известно. Наверное, дело всё же шло не так хорошо, как задумывалось, иначе в 1903 году мануфактуру не перекупил бы Густав Швабе. Уже выяснено, что основным товаром этого периода стали кофейные, чайные и столовые сервизы. Но вот каким образом маркировали товар, пока выяснить не удалось. Под руководством Швабе фабрика продержалась полтора десятилетия, пока её не приобрели братья Кристиан и Эрнст Карстены.

Пара чайная с изящным цветочным декором и вензелями, мануфактура "Reichenbach"Пара чайная с изящным цветочным декором и вензелями, мануфактура "Reichenbach"

Братья не были новичками в производстве фарфора. К этому моменту им принадлежала целая сеть различных мануфактур, выпускавших фарфоровые изделия и керамику. Так мануфактура Reichenbach стала частью фарфоровой империи Carstens. Финансовые вливания привели к тому, что райхенбахская фабрика постепенно расширялась. Рос и её штат: в 1937 году здесь работало 170 человек, что составляло значительную часть местных жителей (численность населения Рейхенбаха лишь однажды превысила тысячу человек, что было зафиксировано в 2004 году).

Пара чайная с декором в виде цветов и бабочек, мануфактура "Reichenbach"Пара чайная с декором в виде цветов и бабочек, мануфактура "Reichenbach"

Пережив Вторую мировую войну, фабрика оказалась меж двух огней, так как Германия разделилась на две части. Тюрингия оказалась в советской оккупационной зоне, где начали строить социализм. При этом владельцами фабрики оставались западногерманские граждане. Занятая восстановлением страны, власть Восточной Германии поначалу не обращала внимание на двойственное положение небольшого фарфорового хозяйства с двумя сотнями рабочих. Но постепенно плановая экономика добралась и до маленьких предприятий. В непосредственное руководство кампании добавили государственного управляющего, который имел решающий голос по вопросам развития фабрики и распределения её прибыли. В результате владельцам от фабрики стало доставаться больше финансовых проблем, чем могли покрыть денежные поступления.

Сервиз чайный с растительным декором, на 3 персоны (16 предметов), мануфактура "Reichenbach"Сервиз чайный с растительным декором, на 3 персоны (16 предметов), мануфактура "Reichenbach"

В результате, когда мануфактуру в 1968 году окончательно национализировали, это доставило бывшим владельцам больше облегчения, чем огорчений. К тому времени в ГДР шёл массовый процесс объединения мелких фабрик в большие комбинаты. Мануфактура получила статус филиала VEB Porzellankombinat Kahla и продолжила работать под шифром «Werk XI». Но в 1972 году её перевели в подчинение только что образованного концерна Porzellanfiguren Gräfenthal.

Изделия Paola Navone per Reichenbach

С объединением Германии государственные предприятия её восточной части начали приватизировать. Прибывший иранский инвестор уже в 1990 году выкупил фабрику, организовав компанию Porzellanfabrik Reichenbach GmbH, надеясь вернуть райхенбахскому фарфору былую славу. Но общее положение дел на территории бывшей ГДР не способствовало успешному развитию бизнеса. В результате мануфактуру приобрели местные специалисты по фарфору. Новообразованная фирма Porzellanambiente Reichenbach во главу угла поставила производство необычных изделий из фарфора. Работа началась под лозунгом «Alte Handwerkskunst trifft modernes Design» («Старое мастерство встречается с современным дизайном»). В связи с этим последовало тесное сотрудничество с известными дизайнерами, среди которых были Кристин Каудер (Christine Kauder), Герд Зоммерладе (Gerd Sommerlade), а также Metz & Kindler. Новинки не остались незамеченными, получив различные награды. Из прочих известных мастеров дизайна можно выделить Паолу Навоне, которой доверена самостоятельная линия продуктов, поступающая в продажу под маркой Paola Navone per Reichenbach.

Клейма фарфоровой мануфактуры Reichenbach по годам

Пока удалось выяснить маркировку изделий лишь со времён, когда фабрику приобрели Кристиан и Эрнст Карстены. Этому периоду сопутствует добавление указания «Carstens Porzellan» к окружённой лавровым венком и увенчанной короной букве «R».

1918-1981 гг.
С 1968 года до наших дней