Первыми освоив изготовление фарфора в Европе, немецкие фарфористы достигли в этом деле невиданных высот. Солнцем на небесах немецкого фарфора считается Мейсенская мануфактура. Впрочем, не посягая на её лидерство, неподалёку от того же Мейсена через полтора века зажглась ещё одна яркая звезда - Дрезденская Мануфактура, создавшая собственный стиль отделки фарфоровых изделий, в котором главенствует барокко, но также заметны ампир и классицизм.

История основания немецкого фарфора SP Dresden

Создание знаменитой мануфактуры связано с именем Карла-Иоганна Готтлоба Тиме (Carl-Johann Gottlob Thieme), на тот момент уже неплохо разбиравшегося в фарфоре. Уже много лет он подвизался в качестве независимого художника по росписи фарфора. С 1864 года в его распоряжении находилась художественная мастерская, куда он пригласил талантливых живописцев, а готовые изделия Тиме продавал в собственном антикварном магазине в Дрездене. Уяснив, что производить свой фарфор может быть выгоднее, чем закупать его на стороне, Типе приобрёл небольшой участок в городке Потчаппель (Potschappel), ныне являющийся районом города Фрайталь. Столица Саксонии – Дрезден – располагалась всего в восьми километрах от выбранного места. Мануфактура Sächsische Porzellan-Fabrik Carl Thieme zu Potschappel начала работу 17 сентября 1872 года. Аббревиатура от Sächsische Porzellan и станет той парой букв «S» и «P», в дальнейшем предваряющей слово «Dresden». Свой белый фарфор Тиме продавал знакомым художникам, продолжая закупать на других фабриках и ту посуду для росписи, формы которой пока не мог освоить. Первым изделием фабрики стала фарфоровая консоль, ставшая своеобразным символом фирмы и выпускавшаяся более века.

Ваза из 3 частей (1875-1890), Карл Тиме, фарфор, Художественный музей Гонолулу

Возможно фабрика повторила бы судьбу многих заводиков, обанкротившихся после нескольких лет тяжкого сведения конца с концами, но Тиме помог случай. После закрытия фарфоровой мануфактуры Burxdorf Тиме пригласил её мастеров к себе, а среди них оказался Карл Август Кунцш (Carl August Kuntzsch), талантливо выделывавший необычные лепные цветы. Именно он разработал то, пышное цветочное покрытие, сделавшее продукцию фабрики знаменитой. Тиме женил Кунцша на своей дочери и сделал компаньоном. Вдвоём они заметно расширили производство и наняли восемь специалистов, занимавшихся разработкой моделей фарфора, которых за несколько десятилетий успело появиться более двенадцати тысяч. После смерти Тиме Кунцш возглавил дрезденскую фарфоровую мануфактуру и увеличил площадь её корпуса (в этом здании SP Dresden находится и сейчас). Прорывом стал выпуск эксклюзивных фарфоровых парафиновых ламп, которые быстро набрали популярность (на них поступали даже крупные заказы из США).

SP Dresden от Первой мировой войны до наших дней

С началом Первой мировой войны возможности экспорта резко упали, а местный спрос тоже порядком сократился. Развал империи, смерть Кунцша в 1920 году и хаос первых лет Веймарской республики с её гиперинфляцией сильно сказался на работе дрезденской мануфактуры. От довоенных трёх сотен рабочих к 1932 году осталось лишь семьдесят. Производство сконцентрировалось на малых партиях элитного фарфора, так как даже в трудные времена всегда находились богатые люди, готовые заплатить за эксклюзивную вещицу. Во время войны авиация союзнической армии бомбардировками практически стёрла большинство районов Дрездена с лица земли, но его пригород вместе с фабричным корпусом счастливо уцелел.

«Павлин», SP Dresden

После разгрома гитлеровской Германии Саксония оказалась в советской оккупационной зоне. С началом строительства социализма на этой части бывшего Третьего рейха владельцев фабрики объявили экономическими преступниками, вынудив оставить страну. Тем не менее, фабрика долгий период оставалась в частных руках и полностью стала государственной лишь в 1972 году, получив после этого название «VEB Sächsische Porzellan-Manufaktur Dresden». Со стороны государства была проявлена величайшая забота к самой фабрике и её коллективу. Власти старались не только привлечь талантливых фарфористов и художников, но и сформировать трудовые династии. Коллектив неоднократно проходил обучение, а оборудование своевременно обновлялось, чтобы изделия, сохранившие традиции ручного изготовления прорезного фарфора с богатой отделкой, смотрелись ещё и в тон новой эпохи. Продукция фабрики поступала в двадцать стран мира.

Ваза для фруктов. SP Dresden

Объединение Германии, казалось, подарило дрезденскому фарфору новые возможности. Снова открывается фирменный магазин SP Dresden в отеле «Kempinski» - в самом центре столицы Саксонии. Однако мировой рынок декоративного элитного фарфора в 1990-х гг. сильно лихорадило. Это привело к цепочке перепродаж, когда фабрика переходила из рук в руки, со стороны представая весьма ценным активом, но требуя и больших капиталовложений. В 2010 году на фабрике работало 20 человек, а ежегодный объём изделий элитного фарфора сократился до двух сотен штук. Экономия на всём привела к печальной катастрофе. Через прохудившуюся кровлю на полуразрушенный склад, где хранилось главное достояние компании – свыше 12 000 модельных форм – проникла влага и безнадёжно испортила более половины из них. А в 2016 году обрушилась кровля, уничтожив большинство оставшихся. Сейчас всемирно известная фабрика Sächsische Porzellan-Manufaktur Dresden GmbH находится в состоянии банкротства.

SP Dresden. Каталог клейм по годам

Самое первое клеймо фарфоровой мануфактуры – это заглавная буква фамилии её владельца: «Т», под которой нарисована изогнувшаяся рыба (хотя не всё и опознают её в этой жирной завитушке). Далее последовали различные имитации марок фарфора Meissen. Считается, что самое известное клеймо SP Dresden начали проставлять с 1901 года (в качестве товарного знака оно зарегистрировано 21 августа 1902 года). Однако некоторые источники указывают, что его могли использовать ещё в конце XIX века.

Примеры клейма SP Dresden
  1. Марка фарфора SP Dresden с 1876 года
  2. Марка фарфора SP Dresden 1876 - 1901 гг.
  3. Марка фарфора SP Dresden 1876 - 1901 гг.
  4. Марка фарфора SP Dresden 1876 - 1901 гг.
  5. Марка фарфора SP Dresden конца XIX - начала XX века
  6. Марка фарфора SP Dresden конца XIX - начала XX века
  7. Марка фарфора SP Dresden 1903 год
  8. Марка фарфора SP Dresden 1905 год
  9. Марка фарфора SP Dresden 1914 год
  10. Марка фарфора SP Dresden 1914 год
  11. Марка фарфора SP Dresden 1914 год
  12. Марка фарфора SP Dresden 1914 год
  13. Марка фарфора SP Dresden начала XX века
  14. Современная торговая марка
Примеры клейма дрезденского фарфора по годам
Примеры клейма дрезденского фарфора по годам

Кроме рисованного подглазурного клейма ставили и печатное клеймо. Дрезденские художники-фарфористы Клемм (Klemm), Донат (Donath) и Хаманн (Hamann) выбрали в его качестве стилизованную корону. Хаманн добавил к ней ещё и рыбу, что связывает данный знак с первым фабричным клеймом SP Dresden. Следует помнить, что часть ранних клейм имитировала мейсенское клеймо, а некоторые из них могли быть его полным аналогом (поддельный бренд хотя и был противозаконен, но изделия с ним раскупались лучше, чем с безвестной маркой).

Синее подглазурное клеймо «SP Dresden» на изделии

За время существования мануфактура использовала различную маркировку, и эти клейма очень непохожи друг на друга. Составление полного каталога – задача для будущих исследователей, ведь архивы фирмы сначала пострадали во время войны, а во время наводнения в 1957 году большинство бумаг погибло. Только с 1902 по 1926 год мануфактура имела 32 зарегистрированных товарных знака, причём для внутреннего рынка предназначалась всего четверть из них. Наиболее известно любителям антикварного фарфора синее подглазурное клеймо «SP Dresden», где название города размещено под переплетёнными буквами «S» и «P».

Рельефное клеймо «SP Dresden» на изделии

Относительно рельефного клейма, которое ставили на крупные изделия, для поздних лет надо добавить, что иногда по нему можно узнать дату выпуска предмета. В период с 1984 по 1997 год перед номером пресс-формы ставили букву, обозначающую год изготовления. При этом «A» означала «1984», «B» - «1985», а завершила этот ряд в 1997 году литера «P».