В начале 1740 гг. во Франции Клоду Эмберу Жерену – мастеру небольшой фарфоровой фабрики в Венсене, имевшей статус королевской мануфактуры – удалось получить чистейший белый фарфор. По своим качествам он был так хорош, что не уступал китайскому аналогу. Могущественные покровители предприятия – король Людовик XV и мадам Помпадур так впечатлились, что решили расширить производство. Помещения в Венсене стали малы для фабрики, и в 1756 году было принято решение перевезти все цеха в деревню Севр, неподалеку от Парижа.

Первые образцы севрского фарфора повторяли стиль Мейсенской фабрики, но вскоре французы создали собственные уникальные формы и цветовые сочетания, ставшие фирменным знаком Севра.

Севрский фарфор (1811 г/)

Здесь производили высокохудожественные изделия по заказу королевского двора. В середине 1750-х годов мастера фабрики освоили производство скульптуры из неглазурованного фарфора (бисквита) в стиле рококо. Отдельные статуэтки и скульптурные группы создавались по моделям известных скульпторов, среди которых были Фальконе, Буазо и другие.

Бисквитный фарфор использовался только для малой скульптуры, посуда из него была нефункциональной: пропускала воду и быстро пачкалась. Но детализированные и очень выразительные статуэтки с нежной текстурой сразу же полюбились французским аристократам, которые покупали их, несмотря на высокую стоимость и сложность в уходе.

В декоре изделий XVIII века мастера часто применяли «двойное золочение»: фактурный цветочный орнамент золотом и уникальный узор – «глаз куропатки». Большим достижением севрских мастеров стало получение новых красок с нежными оттенками: небесно-голубой, желтой, зеленой, бирюзовой. Химик Жак Элло разработал несколько новых цветов — «королевский синий» и «розовый помпадур». Со временем изделия, декорированные этими оттенками, стали визитной карточкой севрского фарфора.

Севрский фарфоровый сервиз конца 19 века

До 1768 года в производстве, в основном, использовали мягкий фарфор (без каолина), а с 1768 года севрские мастера начали выпускать твердый фарфор и создали серию новых оттенков для фона, в том числе синий, черепаховый, коричневый, черный.

С окончанием Великой французской революции Севрская фарфоровая фабрика утратила привилегированное положение и стала испытывать финансовые трудности, сказавшиеся на производстве. Позитивные изменения случились лишь в 1800 году, когда новым директором предприятия был назначен А. Броньяр. В том же году были разработаны новые краски, имитирующие роспись маслом. В эпоху правления Наполеона I по заказу королевского двора производились большие декоративные вазы и столовые сервизы в стиле ампир с изображением батальных сцен, воспевающих военные заслуги императора. Позднее на заводе выпустили серии тарелок на индустриальную тему, в частности на них были запечатлены цеха самой Севрской фабрики.

В конце XIX века изделия севрского фарфора выпускались в разных исторических стилях. С 1897 года им на смену пришел ар-нуво, а ещё 25 лет спустя – ар-деко. В ХХ веке в создании севрского фарфора принимают участие известные французские художники, в том числе Жан Люрса, мастер керамики, художник текстиля и реформатор шпалерного искусства.

Севрская этрусская тарелка, заказанная принцем Наполеоном, 1855-1856 годы

Одно из главных конкурентных преимуществ Севрской мануфактуры сегодня считается сохранение традиций ручной росписи и создания форм, а также высокое качество обжига. Печи на фабрике топили дровами по старинной технологии вплоть до 2016 года.

С 1 января 2010 года статус производства в Севре поменялся: мануфактура реорганизована в объединение «Севр — город керамики», также курирующее музей фарфора. Сегодня самая значительная коллекция севрского фарфора находится в Эрмитаже. Отдельные значимые образцы представлены во французском Национальном музее керамики и музее самого завода.

Клейма севрского фарфора

Образцы клейма от основания до Карла Х

Как отличить севрский фарфор по клеймам от других образцов фарфорового искусства? Характерное товарный знак фабрики – синее фигурное клеймо, внутри которого расположена буква, обозначающая год (А – 1753, В – 1754 и т.д.). Здесь надо учитывать, что это клеймение идёт ещё с венсенского периода мануфактуры. Также нередко на изделиях можно обнаружить метки, оставленные самими художниками.

Клеймо в форме двух букв «L» включают в себя другую букву – «F», обозначающую год, а также знак художника в форме полумесяца.

Позже монограмма с клейма исчезла, вместо нее появилась надпись «Serves», которая периодически меняла свои очертания, но сохранилась до наших дней.

Клейма 1768-1792 гг.
Печать красного цвета с помощью трафарета. 1810-1813 гг.
Печать на декоративной посуде. 1829 г.
Клейма разных лет
Таблица датировки