Начало деятельности Будянской фаянсовой фабрики положено в 1867 году не в селе Буды, а в селе Байрак. Фарфоровая империя Матвея Сидоровича Кузнецова расширялась, и одним из таких расширений стала аренда фабрики купца И.И. Никитина. Сама фабрика работала успешно, но перевозка товара лошадьми оказалась столь затратной, что из-за убытков её было легче закрыть, чем поддерживать дальнейшее производство.

Дореволюционный период

Положение могла спасти доставка по железной дороге, которая пролегала через крупное село Буды. Кузнецов, просчитав перспективы, выкупил у помещика Т.Г. Котляра пустовавшее здание винокурни и в 1886 году перевёз туда оборудование из Байрака. Так как в селе проживало почти тысяча жителей, недостатка в рабочих руках Матвей Сидорович не испытывал. В 1887 году появилась первая продукция «Ново-Харьковской фабрики М.С. Кузнецова в селе Буды» (днём официального открытия считается 1 октября 1888 года). Стремительному развитию производства поспособствовало строительство новых корпусов и завоз прогрессивного оборудования. Фабрика преобразило всё село, так как на ней работало четверть местных жителей. Для рабочих семей возвели больницу и баню, а затем библиотеку и храм. Фабрика притягивала и работников из округи. Они проживали в общежитии, где и столовались.

Старый заводской корпус

Период до 1892 года можно считать экспериментальным, так как в Будах производили только полуфаянс, копируя зарубежные образцы. Увидев, что фабрика даёт прибыль, Кузнецов начинает производство полноценного фаянса, используя собственные наработки. В 1894 году к прежнему ассортименту добавили фарфор. Для удешевления себестоимости Кузнецов применял нанесение основы рисунка штампом при помощи трафарета, но затем его дорисовывали вручную. На красоте изделий это не сказалось. Фабричные мастера использовали в рисунке цветы и букеты, характерные для местной настенной росписи. Так будянский фаянс обрёл свой стиль.

Блюдо сервировочное (Буды)

В 1895 году здесь выпустили более тысячи различных образцов предметов быта на сумму до полумиллиона рублей, а к концу столетия ежегодный объём выпуска достиг шести с половиной миллионов изделий из фаянса. Из девяти горнов шесть обжигали фаянс, а три использовали для фарфора. Оборудование постоянно обновлялось. Например, как только на мировом рынке были представлены автоматы для формовки чашек с толстыми стенками французской фирмы «Фор», они тут же были закуплены для фабрики в Будах. В 1913 году, когда российская промышленность находилась на пике развития, Будянская фабрика произвела 11 000 000 изделий. Предприятие входило в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

Советский период

Селедочница из сервиза «Пионеры». Будянский фаянсовый завод «Серп и Молот» (1920-1930 гг.)

После установления советской власти завод национализировали. Во время Гражданской войны производство сильно сократилось, так как большинство рабочих было мобилизовано в Красную гвардию. В 1922 году предприятие включили в состав треста «Укрфарфорфаянсстекло», а вскоре переименовали в «Серп и молот». Централизация помогла не только достичь прежних объёмов, но и нарастить их. Уже в 1926 году отсюда было отгружено 5900 тонн хозяйственной посуды. Вместе с Коростенским и Барановским заводами в Будах производили посуду из фарфора для поставок в Турцию и Египет. В период индустриализации оборудование коренным образом обновили, что позволило заводу в 1940 году выпустить 44 миллиона изделий из фаянса.

Тарелка «ВСХВ. Павильон Украинской ССР», фаянс, деколь, Будянский фаянсовый завод (1960 гг.)Тарелка «ВСХВ. Павильон Украинской ССР», фаянс, деколь, Будянский фаянсовый завод (1960 гг.)

Из-за полного разрушения заводского комплекса во время Великой Отечественной войны производство прервалось, однако его решили восстановить. Выйти на прежний уровень сразу не получилось (например, в 1950 году здесь выпустили 36,9 миллионов изделий). Полное восстановления завода произошло в 1953 году, и он стал одним из крупнейших предприятий советской фарфорово-фаянсовой промышленности. На пике производства (1970-1980 гг.) ежегодный выпуск доходил до 80 миллионов изделий из фаянса. Модернизировалось не только оборудование, но и технология. Прогрессивную декалькоманию, заменившую на Западе трудоёмкую ручную роспись, применили и на Будянском фаянсе.

Набор из 6 суповых тарелок с растительным декором, фаянс, деколь, глазурь. Будянский фаянсовый завод (1967-1991 гг.)Набор из 6 суповых тарелок с растительным декором, фаянс, деколь, глазурь. Будянский фаянсовый завод (1967-1991 гг.)

Постсоветский период

В первые годы после распада СССР Будянский завод оставался одним из крупнейших производителей украинского фаянса, но был приватизирован, преобразовавшись в ЗАО. В 2002 году здесь производили более 20 миллионов изделий, включая посуду для европейской сети супермаркетов «Карефорт». Мастера освоили глубокую печать, шелкографию и ангоб. Предприятие поощрено наградой «Вища проба» и международной премией «Золотая торговая марка». Однако общий спад спроса на фаянс постепенно ухудшал сбыт. Убытки накапливались, что привело к операции банкротства в 2004 году и полной остановки производства в течение двух последующих лет. Оборудование порезали на лом, а кирпичные здания частично разобрали. В 2021 году взрывом снесли крупнейшее из зданий остатков заводского комплекса. Для истории сохранилась коллекция заводского музея, законодательно ставшей частью Музейного фонда Украины. Её распределили между Харьковским историческим музеем и Будянским историко-краеведческим музеем

Каталог клейм по годам

Дореволюционное клеймо

Кузнецовское клеймо в Будах преимущественно наносилось краской различных оттенков синего. Информационная надпись клейма дореволюционного периода выполнена на русском языке в соответствии с действовавшими тогда правилами орфографии.

Основные клейма советского периода

Автором клейма с поющим петушком считается Борис Пянида. Так как на украинском языке русской букве «Ы» соответствует «И», на клеймах разных лет написание места производства может обозначаться как по-русски, так и по-украински (Буды или Буди). Русское написание характерно для ранних лет. Клейма наносились, в основном, зелёной надглазурной краской. Присутствие дуговой надписи «Made in USSR» относит изделие к партии для экспорта (в постсоветский период вместо неё ставили указание «Made in Ukraine»).

Клейма Будянского фаянсового завода