История кузнецовского фарфора началась в 1832 году. Тогда российский купец Терентий Кузнецов построил в пустоши Дулево Владимирской губернии фарфоровое предприятие. Технология производства Терентию была знакома, так как он уже владел на паях заводом по производству фаянсовой посуды. Живописцев пригласили с посудного завода Сафронова. Это предприятие Кузнецов потом выкупил в собственность. А его сын Сидор построил ещё один завод в Риге – так развивалась и росла империя Кузнецовых, переходящая по мужской линии от отца к сыну. В 1867 году управление заводами взял на себя уже внук Терентия – Матвей Кузнецов. Он расширил производство, купив ещё один завод под Тверью, и внёс некоторые технологические новшества – стал использовать торф для обжига изделий, благодаря этому удалось удешевить процесс производства и снизить процент брака. В Дулево Кузнецов разделил цеха по видам работ. Такой подход позволил ускорить производство и также улучшить качество продукции.

Чашка с растительным декором, фарфор, роспись с золочением, Товарищество М.С. Кузнецова, Российская империя, 1891-1917 гг.

В отличие от Императорского фарфорового завода, поставлявшего продукцию для королевского двора, Кузнецовский завод работал для широкого, но состоятельного потребителя, а для участия в художественных выставках его мастера создавали изделия по специальному заказу.

Владельцы завода активно изучали рынок и спрос, им была важно знать, какие изделия пользуются популярностью. Например, несколько десятилетий народной любовью пользовалась посуда с яркими розанами, нанесенными быстрыми движениями пальцев. Согласно легенде, это рисунок придумала мастерица Агафья, по ее имени он получил название «агашечный». В дворянских семьях любили фарфор, напоминающий западноевропейские образцы, поэтому Кузнецовы вскоре наладили производство изделий в подобных стилях, активно используя позолоту. Для создания высокохудожественных сервизов и ваз на завод приглашались известные художники. Одним из них был Михаил Врубель, он подготовил эскиз блюда «Садко».

После революции русские заводы Кузнецовых национализировали, в их ассортименте появились изделия с коммунистической символикой.

Блюдо с цветочной росписью, фаянс, роспись, фабрика М.С. Кузнецова, Российская империя, 1894-1917 гг.

Продукция Кузнецовского завода с самого начала была очень разнообразной: от дешёвых предметов для крестьян до позолоченной посуды для купцов и дворянства. Кроме блюд и чайных пар, создавали также тематическую скульптуру, декор для дома, чаши и ванны. Среди технологических особенностей производства Кузнецовского завода был особый способ заготовки глины. Чтобы она получалась более пластичной, ее подвергали длительной выдержке в подвалах с высокой влажностью.

Для большинства изделий с самого начала были характерны простота и объёмность, округлые формы чайников и чашек, стилизованные под восток орнаменты, подражание западным образцам. Декор Кузнецовского фарфора был очень насыщенным, с обилием позолоты, контрастными цветами. В числе самых востребованных всегда были изделия с ручной кистевой росписью. Постепенно популярность завоевали уникальные заводские рисунки: цветы и гроздья винограда с золотыми штрихами, пышные садовые букеты. Во второй половине XIX века появились механические способа декора, в частности – деколь. Чаще всего печатали гравюры и иллюстрации из книг. К концу XIX века владельцам завода удалось наладить массовое производство, однако в росписи использовались рисунки начала столетия: пейзажи, букеты и жанровые сценки. Палитра обогатилась новыми цветами – голубым, розовым и сиреневым. С развитием стиля модерн на продукции появились изображения русалок и нимф. Значительная часть товаров (кальяны, блюда для плова) была ориентирована на восток и предназначалась для сбыта в Персии, Монголии и других странах.

Пара чайная оригинальной формы с золотым геометрическим орнаментом на голубом фоне, фарфор, крытье, золочение, Товарищество М.С. Кузнецова, Российская империя, 1891-1917 гг.

Кузнецовский фарфор, праздничный и самобытный, считается олицетворением русского стиля в прикладном искусстве. Сегодня из всех заводов Кузнецова остались лишь два: в Дулево и Вербилках. Однако лишь Дулевский обладает правом выпускать продукцию под брендом «кузнецовский фарфор». В 2012 году на предприятии прошла масштабная модернизация: появились новые печи чешского и французского производства. Мастера завода бережно относятся к традициям кузнецовского фарфора и стремятся их сохранять, но вместе с тем ищут новые формы и рисунки.

Фарфор Кузнецова - каталог клейм по годам и предприятиям:

Ранний период (1810—1860-е годы)
Клейма Дулевского завода (1832—1917 года)
Клейма Рижского завода (1843—1917)
Клейма Тверского завода (1870—1917)
Сверху - клейма Дмитровского завода (1891—1917). В центре - клейма Рыбинского завода (1894—1917). Снизу - клейма Товарищества (1889—1917)
Клеймо Будянского завода (1894—1917)