Гжельский фарфор – нежные узоры на белом фоне, выполненные в синих, голубых, васильковых тонах. Главный секрет росписи заключается в мазках: каждый последующий должен отличаться от предыдущего, мастера тщательно подбирают правильное соотношение белого и синего. Рисунок наносят на саму заготовку, которую потом глазуруют и обжигают. На чашках, шкатулках, разнообразных фигурках, блюдах, светильниках, разделочных досках изображают характерные сетки, природу, ягоды, цветы. Самый любимый элемент — знаменитая роза. Помимо заводского клейма, каждое изделие подписано автором.

Горшочек для меда «Пчелка», Гжельский фарфоровый завод

С чего началось производство гжельского фарфора

Издавна в деревне Гжель добывали разные глины превосходного качества. Первые письменные упоминания о гончарном промысле в регионе относятся к 14 веку. В 17 веке из них делали «аптекарские и алхимические сосуды». По приказу государя Алексея Михайловича в Первопрестольную отправили полтора десятка возов с этим ценным материалом. М. В. Ломоносов давал местному сырью очень высокую оценку, отмечал особую чистоту (отсутствие вкраплений) и белизну. В самой деревне до середины 18 столетия изготавливали кирпичи, посуду, изразцы, трубы для гончарного производства, простые игрушки. Последние были рассчитаны на столичных потребителей, каждый год выпускали сотни тысяч экземпляров.

К 1825 году в регионе работало 25 посудных заводов. Помимо разнообразных чашек и мисок делали игрушки в виде животных, статуэтки. Лиловые, коричневые, желтые, синие краски наносили кистью. Изображали цветы, веточки, травы в народном стиле.

История фарфорового производства Гжели началась с завода крестьянина Павла Куликова. В первые годы 19 века они с братом нашли состав белой фаянсовой массы. Павел все делал сам вместе с единственным работником, чтобы сохранить секрет создания фарфора, но ему это не удалось. По преданию, конкуренты тайно проникли в мастерскую, сделали рисунки печи и выкрали образцы массы, а затем открыли собственные производства.

В 1810 году крестьянин Я.В. Кузнецов, занимавшийся торговлей и кузнечным делом, заложил фарфоровый завод недалеко от Гжели (село Ново-Харитоново). С тех пор ведет свою историю Гжельский фарфоровый завод. Производство стало приносить весомую прибыль, через 22 года запустили еще один завод в Дулево, еще через 11 лет — в Риге. Специализировались на массовом изготовлении продукции.

С увеличением объемов производства происходила его механизация. Чтобы избежать ухудшения художественного уровня образов, «механическое» творчество сопровождалось ручной дорисовкой. Во многом благодаря династии Кузнецовых российский фарфор прославился на весь мир.

Клеймо кузнецовского фарфора

К середине 19 столетия в гончарном крае работало более полусотни заводов по выпуску керамики. Мастера постоянно улучшали белую массу, чтобы получить тонкий фаянс и фарфор. Гжель стала колыбелью кадров. Многие известные мастера (С. Дунаев, Г. Монахов) начинали здесь свою карьеру простыми рабочими, а позднее открывали собственные фабрики и мастерские.

Кувшин, середина 19 века

Во второй половине 19 века заводы «Гжельского куста» приходят в упадок из-за стремительной модернизации производства, большого объема товаров, ввозимых из других стран. Английский фаянс был прочен, пышно декорирован, сравнительно дешев.

Гжель в 20-21 вв.

На рубеже 19-20 вв. большинство гжельских керамических заводов закрыли. После революции 1917 года оставшиеся предприятия стали собственностью советского государства. Делали в основном фарфор технического предназначения. Только после Великой отечественной войны на уцелевшем Турыгинском заводе художественной керамики началось возрождение славных традиций. Мастерица Н.И. Бессарабова заново постигала секреты росписи, передавала ученикам забытые приемы.

В 1970-1980 гг. произошел новый виток в жизни промысла. Мастера испытывали творческий подъем, экспериментировали, сочетали разные стили. Произведения этого периода заслужили народную любовь и ценятся коллекционерами.

Фарфоровый чайник, цветы, гжельская роспись, автор Азарова, 1970-80 гг.

До сих пор интерес к бело-голубому фарфору не угасает. Любителям гжели 21 века есть из чего выбрать. Появились наборы елочных игрушек, изделия для ванной, сувенирная продукция XXII Олимпийских зимних игр.

Набор игрушек «Конфетки», Гжельский фарфоровый завод, 2022 г.

Гжель. Каталог клейм по годам

Типовые клейма с 1940-х по 1980-е гг.

В связи с тем, что полноценное восстановление промысла произошло в середине ХХ века, и большинство изделий под маркой «Гжель» относится к этому и более поздним периодам, мы показываем подборку клейм советского и постсоветского периодов.

Типовые клейма с 1986 года по настоящее время