Фарфоровая посуда ценится не только за внешний вид, но и за то, что она отлично переносит высокие температуры, сохраняет тепло еды и напитков. Тонкостенная керамика может прослужить десятки лет, хоть и кажется хрупкой. С течением времени она не теряет белизны, не впитывает влагу, не портит вкус продуктов. Ее легко мыть.

Изначально посуду и предметы интерьера из фарфора ввозили в Европу из Китая, они стоили очень дорого. Хрупкий груз часто страдал при транспортировке, поэтому стоимость изделий была так высока. Художественное оформление не отличалось особым разнообразием, преобладали восточные мотивы. Китайцы оберегали тайну рецепта тысячу лет, пока ей не завладел европейский шпион-иезуит. В Европе появились собственные заводы по изготовлению тонкостенной керамики, в том числе и на юге Франции, в городе Лимож.

Набор из двух пирожковых тарелок с цветочным декором и орнаментальным бортом, фарфор, деколь, золочение, Limoges, Франция, 1970-1990 гг. (Монетник)Набор из двух пирожковых тарелок с цветочным декором и орнаментальным бортом, фарфор, деколь, золочение, Limoges, Франция, 1970-1990 гг. (Монетник)

История

Лимож (Limoges) — французский город, прославившийся твердым фарфором. В окрестностях города обнаружили залежи каолиновой глины, в 1770 году началось производство тонкостенной керамики. Она просвечивала, отличалась особенной белизной. Секрет создания фарфора попал во Францию из Китая благодаря Франсуа Ксавье д'Антреколю, который жил в Поднебесной как миссионер-иезуит. Он разведал и подробно описал технологию производства. Письма с инструкциями, альбомы с зарисовками процесса создания керамики Ксавье отправлял на родину, привез в Лимож образцы массы. Благодаря этим бесценным сведениям во Франции удалось наладить выпуск настоящего фарфора.

В конце 1760-х годов месторождение каолина стало королевской собственностью, на производство фарфора установили пошлины. Во второй половине 1820-х годов в Лиможе работало 16 фабрик по производству тонкостенной керамики.

До 1836 года для ввоза леса в города требовалась платить пошлину. Для обжига керамики требовалось много дров, поэтому фабрики старались строить за пределами города. После 1836 года производства стали массово переезжать в города. К середине 19 века в Лиможе работало уже 3 десятка фарфоровых заводов.

Лиможские фарфоровые массы отличаются особой чистотой и тонкостью помола. Изделия обжигают при температуре 1400 градусов. Историю развития производства можно проследить в Национальном музее фарфора (Лимож). Лиможская тонкостенная керамика на постоянной основе выставляется в Лувре. В ее росписи участвовали такие знаменитые художники, как Василий Кандинский и Сальвадор Дали.

Продукция

Бернадотт изготавливает предметы класса люкс для отелей и ресторанов. В начале 1860-х годов семья Bernardaud открыла фабрику в Лиможе. Для изделий характерна лаконичность, отсутствие росписи. Их украшают камнями черного и серебристого цвета.

Чашка и блюдце, фарфор, Бернадотт

Завод Haviland & Co основан в 1890 году Теодором Хевилендом. Его отец Дэвид приехал из Нью-Йорка во Францию, так как тонкостенная керамика была в сфере его деловых интересов. В 1842 году предприимчивый американец отправил на родину первые партии лиможского фарфора. Помимо торговли, он занимался разработкой процесса декорирования продукции, которые позднее были внедрены его сыном. Сейчас предприятие выпускает не только керамику, но и хрусталь, столовое серебро.

Тарелка, фарфор, ручная роспись, 1889-1896 гг., Haviland & Co

Мануфактуру Deshoulières (Дезульер) открыли в 1826 году. Вот уже две сотни лет мастера изготавливают белоснежную экологически чистую керамику. Они вдохновляются европейской культурой, восточными мотивами, не забывая про классику.

Фарфоровое производство Ателиер начало свою работу в 1871 году. Здесь изготавливали шкатулки, вазы, скульптуры и другие предметы. Для создания одного изделия требуется не менее 26 ручных операций. На каждом из них проставляют имя мастера и место изготовления, иногда — пожелание или поздравление.

Фарфоровая брошь, начало XX века

Фантазия мастеров не знала границ. Из пластичной массы изготавливали бонбоньерки, вазочки, шкатулки, табакерки. Изделиям придавали разнообразные и вычурные формы. В XVIII-XIX веках пришла мода на миниатюры, «язык цветов». Из фарфора стали делать броши, украшенные портретами и цветочными мотивами. Изображения выдающихся людей, приколотые на воротник, выражали убеждения человека.

Клейма лиможского фарфора

Клейма лиможского фарфора 18-19 вв.
Клейма лиможского фарфора

Так как под изделиями с маркировкой «лиможский фарфор» подразумевается продукция различных фарфоровых предприятий, конкретную разбивку клеймения по годам надо смотреть в каталогах каждого производителя. Чтобы понять всё многообразие цветов и форм клейм лиможского фарфора, мы приводим лишь малую часть, которую можно обнаружить. По мнению французов, главными предприятиями лиможского фарфора сейчас являются фирмы Bernardaud, Haviland, Raynaud, Doralaine (Deshoulières) и Royal Limoges. Однако ряд из них предпочитает использовать также и лейбл Living Heritage Company.

Клейма лиможского фарфора

Современные лиможские клейма наносятся окисью хрома в виде темно-зелёной надписи Limoges France, сопряжённой с эмблемой конкретной фирмы. С 1980-х годов часть цехов перенесли в Китай. Изделия, произведенные и во Франции, и в Поднебесной, продолжают маркировать одним и тем же знаком. Такие коммерческие ходы порождают юридические разбирательства, так как решением суда указание «лиможский» допускается использовать исключительно для фарфоровых изделий, произведённых и декорированных в Лиможе.

Клейма лиможского фарфора фирмы Ahrenfeld
Клейма лиможского фарфора фирмы Ahrenfeld
Клейма лиможского фарфора фирмы Ahrenfeld

Выше приведены типовые клейма Ahrenfeld. Ниже подборка из нескольких фирм, чьё название начинается на "G":

Клейма лиможского фарфора фирмы Goumot-Labesse
Клейма лиможского фарфора фирмы Goumot-Labesse
Клейма лиможского фарфора фирмы Gout de Ville
Клейма лиможского фарфора фирмы GDA (Gerard, Dufraisseix & Morel)
Клейма лиможского фарфора фирмы GDA (Gerard, Dufraisseix & Morel)