Небольшой баварский город Зельб прославился тем, что именно здесь были открыты несколько фарфоровых фабрик, оставивших заметный след в истории немецкого фарфора. Одним из них стала мануфактура «Краутхайм» (Krautheim), впоследствии переименованная в Krautheim & Adelberg, но сохранившая на клейме прежнее название.

Пара блюдец с японским сюжетом, мануфактура «Krautheim & Adelberg»Пара блюдец с японским сюжетом, мануфактура «Krautheim & Adelberg»

Мастерская художественной росписи Кристофа Краутхайма

Торговая марка фарфора «Krautheim» неразрывно связана с именем Кристофа Краутхайма (Johann Christoph Krautheim) и его семьёй. Это история о том, как талантливый художник сумел превратиться в преуспевающего предпринимателя. Важнейшим поворотом в судьбе четырнадцатилетнего Кристофа стало ученичество по росписи фарфора на недавно открытой фабрике Zeidler & Cie (г. Плёсберг), где он проведёт шесть лет, после чего окажется на двухгодичной армейской службе. Опыт работы с красками не забыт, поэтому по возвращении он занимает место главного художника в отделе росписи фарфора, на одной из фабрик, где проработал до 1883 года. 8 мая 1884 года Кристоф заключает брак с Генриеттой Анной Герминой Адельберг, у которой есть брат Рихард – будущий компаньон Краутхайма.

Фабричный комплекс Krautheim Selb Bavaria

Не желая всю жизнь проработать наёмным художником, Кристоф с семьёй отправляется в Нюрнберг, где открывает собственную мастерскую росписи по фарфору и нанимает пару учеников. Но бизнес-план оказался неудачным. Даже железная дорога, по которой можно отправлять готовый товар, не покрывает затрат на материалы, закупку чистого фарфора и доставку изделий клиентам. Разорённый Краутхайм вынужден вернуться в Зельб, но финансовая катастрофа не отбивает у него желания заниматься фарфором. Тем более, в Зельбе в его распоряжении отцовский дом, к которому он добавляет двухэтажный пристрой, отданный под мастерские, и даже нанимает стороннего живописца.

Расписной фарфор Krautheim

Если в Нюрберге ловкие предприниматели обходили Краутхайма в проворности и оборотливости, то в Зельбе мало кто был ему равен по этим качествам. Нерасписанную белую посуду («бельё») он закупает у фабрики Hutschenreuther, а наборы для кофе заказывает у «Jakob Zeidler» или «Jäger, Werner & Co». Полученную фарфоровую основу Кристоф разбивал на несколько групп в зависимости от цены, по которой намеревался продавать фарфор с росписью. Дешёвый товар в Porzellanmalerei C. Krautheim расписывали быстро, а над дорогим работали тщательно, чтобы получилось лучше, чем у конкурентов.

Расписной фарфор Krautheim

В связи с тем, что Рихард Адельберг становится партнёром Кристофа, с 1 февраля 1888 года название компании меняется на Porzellanmalerei Krautheim & Adelberg. При этом Краутхайм заведует производством, а Адельберг – закупками и сбытом. Энергия этой пары оказалась столь велика, что в 1890 году на фабрике фарфор расписывают уже десять художников, а ещё шесть наносят рисунок по трафаретам. В 1892 году малярный и полиграфический отделы переезжают в трёхэтажное здание, где оборудованы шесть самых современных немецких муфельных печей. В этот период основной продукцией фабрики становятся чашки, столовые и кофейные сервизы. Однако партнёрам интересно разработать собственные формы для посуды, по которым на фарфоровых фабриках начинают отливать ранее не виданные изделия. Адельберг проявляет чудеса коммерции, распространяя изделия Porzellanmalerei Krautheim & Adelberg где это только возможно. Старания замечены и оценены: фирма получает почётное звание «Поставщик королевского двора». Работы идут уже в целом комплексе зданий, который постоянно расширяется.

Фарфоровая фабрика Кристофа Краутхайма

Расписной фарфор Krautheim

20 ноября 1905 года Адельберг умирает. Это не приводит к каким-то изменениям, так как его долю могут наследовать только жена и дети, которых у него не было. Поэтому вся фабрика переходит Краутхайму даже без смены вывески. В 1911 году число сотрудников предприятия превысило сотню. Наблюдая периодические перебои с поставками, Кристоф решил не зависеть от обстоятельств и открыть собственный фарфоровый завод. Так художественная мастерская Porzellanmalerei Krautheim & Adelberg превратилась в полноценную мануфактуру Porzellanfabrik Krautheim & Adelberg. Вместе с этим в начале мая 1912 года заложен фундамент для строительства нового корпуса, а вместе с ним мельницы и трёх печей для производства фарфора. 1 декабря 1912 года Краутхайм держал в руках фарфор собственного производства.

Ваза Krautheim (Британский музей)

Фабрика начала выпускать полупрозрачный фарфор высочайшего качества, обработанный блестящей глазурью. В марте 1913 года строится новый художественный цех. Кристоф боролся за развитие фабрики до последних дней. Когда он в 1933 году покинул наш мир, то оставил наследникам процветающее предприятие. Далее заводом управлял его сын Ричард. Фарфор оставался высокого качества. Ваза «Краутхайм» позднего периода хранится в Британском музее. К сожалению, после серии преобразований, когда мануфактурой владел Георг Краутхайм, было принято решение ликвидировать фирму Porzellanfabrik Krautheim & Adelberg GmbH. По одним данным, деятельность прекратилась в 1977 году. По другим, фирма была закрыта в самом конце 1970-х гг.

Каталог клейм по годам

Клейма Krautheim

Ранние клейма, когда фабрика занималась росписью, очень лаконичны. Присутствуют первые буквы имён компаньонов, соединённые амперсандом, и первая литера в имени города. Далее клеймо приукрасили и снабдили императорской короной.

Клейма Krautheim

После Первой мировой войны логотип Krautheim Selb Bavaria практически не претерпевал изменений за исключением смены изображения короны на первые буквы имён компаньонов, соединённые амперсандом. Кроме названия мануфактуры указывались город (Selb) и федеральная земля (Bavaria). В ряде случаев – страна. Во времена нахождения города в американской оккупационной зоне в клейме отражалась и эта информация.

Клейма Krautheim

По сведениям от каталога «Kovel's New Dictionary of Marks» (авторы Ralph and Terry Kovel) сложносоставное послевоенное клеймо Franconia-Krautheim было экспортной маркой. Дополнительно штампом, имитирующим красивый почерк, добавляли название предмета или набора, куда тот входил.