Искусство создания эмалей в России начало стремительно развиваться с середины 19 века. К концу столетия техника их изготовления достигла столь высокого уровня, что русские эмальеры превзошли европейских. В тончайшей детализации, чистоте, яркости разнообразии эмалей нашим мастерам не было равных. Производством этого вида ювелирных изделий славилась фабрика Густава Клингерта.

История фабрики

На Руси художественную эмаль называли финифтью, что переводится с греческого как «светлый, блестящий камень». Самые ранние изделия с эмалевым оформлением, сохранившиеся до наших дней, относятся к 10-13 веку. За свою долгую историю это искусство переживало периоды расцвета и забвения из-за войн, политических и экономических катаклизмов, переменчивой моды. Очередной период подъема пришелся на вторую половину 19-начало 20 века.

Г. Г. Клингерт

Густав Клингерт — выдающийся русский ювелир немецкого происхождения. На его фабрике изготавливали серебряные и золотые вещицы, утонченные и безупречно исполненные эмалевые работы. Отец Густава Густавовича в начале 19 века переехал в Москву, был уважаемым членом немецкой общины, открыл ювелирную фабрику. Он передал сыну богатейшие знания, семейный бизнес и капитал.

Кружка с крышкой, серебро с золочением и чернением, 1888 г.

Произведения фабрики завоевывали высочайшие награды на международных выставках (Париж, Чикаго). Русские эмальеры выполняли заказы для Карла Фаберже. Клингерт считался одним из лучших. По одной из версий, его предприятие изготовило для Фаберже немало эмалевых образцов в русском стиле. В 1905 году на фабрике открылся ювелирный цех.

По одной из версий, предприятие было разграблено в 1915 году. По другой, в 1917 году Клингерт продал его рижским предпринимателям. Большая часть ювелирных изделий, созданных на фабрике, оказалась за рубежом, их продают на заграничных торгах. Великолепные русские эмали очень высоко ценятся коллекционерами во всем мире.

Продукция

Ковш в виде ладьи

Предприятие специализировалось на изготовлении серебряных приборов, предметов сервировки, подарков, кабинетных и интерьерных вещей. Выпускали коронационные блюда. Металл могли сочетать со стеклом или хрусталем, покрывали изделия серебром и золотили. В узорах, формах, сюжетах часто прослеживался русский стиль.

Клингерту особенно удавались тонкие эмали. Использовали не более 3 цветов, искусно подбирали оттенки, чтобы не перегружать декор. Разбивали рисунок на отдельные зоны с помощью контрастных красок (светлых и темных). Для изделий характерен мелкий плотный узор, детализация, простая форма. Мастера творили в сканевой, выемчатой, витражной, перегородчатой техниках.

Серебряный чайник с золочением и эмалью

На металлический фон (чаще всего золоченое серебро) наносили скань, гравировку, зернь. Сочетали эмали с кабошонами — делали вставки из драгоценных или полудрагоценных камней, гармонично вписывали их в общий узор. Преобладали синий, бирюзовый, голубой цвета. Русские мотивы переплетались с индийскими, ближневосточными, китайскими. В конце 19 столетия появилась мода на художественные изделия, привезенные из экзотических стран. Восточные мотивы оказали влияние и на русское изобразительное искусство.

Выемчатая эмаль — древнейшее ювелирное искусство. На металлической основе (литые или штампованные заготовки из серебра, золота, меди) выпиливаются углубления, заполняют их эмалью разных цветов. Изделие обжигается. Процесс изготовления считается несложным.

Серебряный подстаканник с золочением и эмалью,1889 г.

Витражная эмаль — сложная и трудоемкая техника. Исходный материал растирают до порошка определенной фракции без чужеродных включений, смешивают с водой. Мастер помещает его в ячейки скани, обжигает. От правильного выбора температуры зависит цвет и прозрачность готового предмета.

При создании работ, декорированных перегородчатой эмалью, автор процарапывает на металле контур узора. Затем на разметку напаивают перегородки из металла в виде полос, поставленные торцом. Стекловидную массу закладывают в ячейки до краев, обжигают, полируют, чтобы поверхность была ровной, без выпуклостей и впадин. Изделия, выполненные в данной технике, напоминают инкрустацию драгоценными камнями.

Клейма фабрики Густава Клингерта

Типовые клейма фабрики Клингерта

Изделия подписывали либо фамилией владельца завода (KLINGERT или КЛИНГАРТ), либо инициалами (GK или ГК). Возможны разновидности по шрифту букв, их обрамлению и по наличию или отсутствию точки.

Инициалы GK
Инициалы ГК

В общей картине маркировки рубежным стал 1899 год. Раньше штемпель пробирера выглядел сборным, где одной из частей был герб Москвы (Георгий Победоносец, разящий змея), другая часть представляла личное клеймо, где обозначались инициалы пробирера и дата проверки, а в центральной части ставилась проба металла в золотниковой системе мер.

Маркировка старого типа с клеймом KLINGERT

С 1 января 1899 года на территории Российской империи ввели в действие новые правила клеймения и новые клейма взамен прежних. Теперь штемпель пробирера включал изображение женской головы в низеньком кокошнике, развёрнутой влево. Рядом с обязательно ставились инициалы соответствующего окружного пробирного управления, а также значение золотниковой пробы. В 1908 женскую голову развернули вправо.

Серебряная ложка фабрики Клингерта с маркировкой нового типаСеребряная ложка фабрики Клингерта с маркировкой нового типа

Правило российской маркировки следует знать, чтобы не ошибиться при идентификации. Ведь буквы GK могут быть не клеймом фабрики Клингерта, а простым совпадением с инициалами какого-либо европейского мастера. Подобный образец приведён ниже.

GK - но не Густав Клингерт