Мерный стук колёс, быстро мелькающие за окном деревья и деревенские домики, домашняя снедь, купленная у бабушек на маленьких станциях, где поезд стоит всего несколько минут. Какой-то особенный железнодорожный запах, проводники в форменной одежде, случайные попутчики и позвякивание стакана с чаем в металлическом подстаканнике. Да, именно такие ассоциации возникают у большинства людей при воспоминании о поездке по железной дороге.

Стакан чая в подстаканнике (поезд дальнего следования)

История возникновения и распространения подстаканников

Точный год появления подстаканников неизвестен, равно как и страна, в которой он появился впервые. Вероятно, некая посуда использовалась по принципу подстаканника с незапамятных времён, когда емкость, наполненную горячей жидкостью и успевшую сильно нагреться, помещали в металлическую посуду большего диаметра, чтобы не обжигать пальцы. Это в дальнейшем и привело к появлению отдельного вида столового аксессуара – подстаканника.

Культура пития горячих напитков – кофе и чая - получает распространение в Европе XVII века. Мода на них распространилась не сразу. По аналогии с чайными церемониями стран Азии, употребление чая в Европе тоже напоминало ритуал. А ритуал предполагает и набор аксессуаров. Считается, что первые подстаканники пришли в Россию именно из Европы вместе с партиями чая. Уже в XVIII веке с насаждением в российском обществе Петром Первым европейских традиций и привычек, питие чая широко культивируется. По правилам этикета чайная церемония предполагала употребление напитка женщинами из фарфоровой посуды. Мужчинам же надлежало пить чай из стеклянных стаканов, удерживать которые было очень некомфортно из-за сильного нагрева стекла. Так в Российской империи появляются свои подстаканники. Поскольку изначально питие чая с соблюдением этикета распространялось лишь в высших слоях общества, первые отечественные подстаканники делались под заказ и являлись дорогим столовым прибором, модным аксессуаром, изюминкой сервировки стола.

Массовое производство подстаканников в России началось во время интенсивного строительства железнодорожной сети, пришедшееся на период деятельности легендарного политического деятеля Российской Империи – Сергея Юльевича Витте, в бытность которого промышленность, экономическая и финансовая сфера России развивались быстрыми темпами. Именно тогда на знаменитом Кольчугинском заводе запущен массовый выпуск подстаканников из дешёвых материалов (хотя там же делали и серии дорогих подстаканников ручной работы). Так подстаканники появились в поездах, начали появляться в домах небогатых людей и прочно вошли в обиход домашней обстановки всех слоёв общества.

Однако, для высших слоёв они не превратились в банальный предмет быта. Знаменитые ювелиры Пётр Хлебников, Павел Овчинников, Иван Футикин, Павел Сазиков, Густав Клингерт, Карл Фаберже изготавливали потрясающие подстаканники из драгоценных материалов, с изысканной отделкой, любопытным, филигранно выполненным рисунком (в том числе и по заказу членов императорской семьи). Сюжет, форма и отделка изделия могли быть как запрошены заказчиком, так и изготовлены на вкус мастера.

В советское время сюжетная составляющая на подстаканниках массового производства стала исполнять и пропагандистскую роль. Изображения, символизирующие новый государственный строй, чередовались с бытовыми сценами (охота, рыбалка, изображения животных, природы и т.п.).

В наши дни, подстаканники массово используются, пожалуй, лишь в поездах дальнего следования. Однако для малого круга лиц они становятся дорогим и приятным подарком, предметом коллекционирования и изысканным аксессуаром некоторых мероприятий.

Подстаканники от Российской империи до наших дней

Изначально, когда подстаканники использовались лишь среди знатных и богатых слоёв общества, материалом чаще всего служило серебро. Реже использовали золото и платину. Рисунки выполнялись разными технологиями: литьё, штамповка, чеканка или резьба. Использовалась позолота, эмаль, чернение и даже отделка полудрагоценными и драгоценными камнями. Сюжеты поражали разнообразием: герои древнегреческой мифологии, изображения животных, сцены охоты, батальные сцены, бытовые зарисовки, и вензели владельцев. Некоторые изображения на подстаканниках и вовсе представляли из себя целые картины с потрясающей деталировкой, огромным количеством элементов и действующих лиц. Практиковались серии подстаканников с общим сюжетом, когда на одном подстаканнике начиналась затейливая история, на втором следовало продолжение, а на третьем – развязка.

Подстаканник производства Павла Овчинникова. Серебро, позолота, эмаль. 1894 год

Подстаканники выполнялись также с миниатюрными ажурными ножками, сложным крупными рельефом, который мог быть сформирован как в процессе отливки или штамповки, так и с помощью припаиваемых накладок. Своё клеймо мастер ставил как правило на дно подстаканника с внешней стороны и на ободок подстаканника с внутренней стороны. С введением пробы драгоценного металла её также стали клеймить на дне и на ободке.

В XIX веке помимо драгоценных металлов их начали выпускать из мельхиора и прочих недрагоценных сплавов, как с серебрением, так и без него. Добавились и новые сюжеты: сцены из деревенского и городского быта, герои русского народного фольклора.

Став продуктом массового спроса, подстаканники подхлестнули новую волну своей популярности. Если ранее их изготавливали преимущественно вручную для богатеев, то с началом фабричного производства они появились уже не только у аристократии и богатого купечества, но и у простых людей. Впрочем, на фабриках выпускали и дорогие «поточные» подстаканники по аналогии со штучными изделиями мастеров-ювелиров. Конечно же они являются не такими эксклюзивными, как изделия, выполненные мастерами именитых ювелирных домов, но, тем не менее, многие из них представляют из себя настоящие произведения искусства.

С крушением Российской Империи и приходом к власти большевиков общество нашей страны потеряло сословность. Правящие до революции классы сравнялись по социальному статусу с ранее угнетаемыми массами. Их благосостояние резко упало, поэтому спрос на дорогие предметы снизился до минимума. Знаменитые ювелирные дома либо прекратили существование, либо перенесли деятельность в другие страны. Дорогие подстаканники дореволюционных времён в годы Гражданской войны могли продавать на вес. Теперь их можно было встретить в домах и у простых людей, и в кабинетах новых начальников, а также получить в подарок за какие-либо заслуги. И сейчас можно встретить ювелирной работы подстаканник периода царской России с каким-нибудь княжеским вензелем и дарственной гравировкой в духе «Слесарю завода «Красный треугольник» Иванову за передовые успехи!»

Поначалу изображения на советских подстаканниках массового производства преимущественно носили пропагандистский характер, реже бытовой или фольклорный.

Советский подстаканник, выпущенный в честь 20-летия образования СССРСоветский подстаканник, выпущенный в честь 20-летия образования СССР

Позже доля рисунков бытового характера и рисунков без идеологического подтекста на подстаканниках увеличилась. Появились всевозможные серии различной тематики: города, природа, исторические личности, сказочные персонажи, зарисовки из повседневной жизни.

Подстаканник "Подсолнухи", СССР, мельхиор, 60-70 годаПодстаканник "Подсолнухи", СССР, мельхиор, 60-70 года

Подстаканник "Советский космос", СССР, нейзильбер, 1974-1976 годаПодстаканник "Советский космос", СССР, нейзильбер, 1974-1976 года

Не исчезли и эксклюзивные варианты фабричных подстаканников. Их могли дарить иностранным делегациям, вручать в качестве подарка на юбилей или за какие-либо достижения. В 30-х годах на советских производствах реанимировали на время подзабытую технологию чернения. В общей сложности во времена СССР подстаканники выпускались на 15 специализированных предприятиях, а также в некоторых цехах заводов другой направленности.

Подстаканники выпускаются и по сей день, но масштабы выпуска снижены по сравнению с прежними временами. Сюжеты и формы остаются разнообразными.

Подстаканник "ОАО РЖД", медно-цинковый сплав, начало 21-го столетияПодстаканник "ОАО РЖД", медно-цинковый сплав, начало 21-го столетия

Подстаканники подаются как фирменная «фишка» на железных дорогах постсоветского пространства. Они используются в обиходе узкого круга людей, сохранивших привычку пить чай из стаканов в подстаканниках, или эстетов, тяготеющих к культуре пития чая из прошлых времён, а также в ресторанах, где интерьер и «идеология» заведения предполагает наличие в сервировке таких предметов. И, конечно же, ими интересуются коллекционеры.

Одни собирают все подстаканники подряд: такие коллекции могут состоять из тысяч экспонатов! Другие тяготеют к продукции определённых заводов. Третьи выискивают изделия определённых мастеров. Четвёртые предпочитают, к примеру, только серебряные подстаканники. Пятые интересуются изделиями с эмалью. Существуют интереснейшие подборки определённых серий и определённых сюжетов. Пусть подстаканник уже практически исчез из применения в быту, но он до сих пор остаётся предметом коллекционирования.

Автор статьи – Михаил Колесов