Подсвечники из хрусталя и фарфора, чугуна и бронзы, фаянса и серебра до сих пор востребованы, хотя их повседневное применение в быту давно ушло в прошлое. Их приобретают для пополнения коллекции, для украшения интерьера, для создания особой атмосферы, которую дает уютное мерцание свечи.

Подсвечник для одной свечи, бронза, литье, прорезной декор, Российская Империя, 1870-1917 гг.Подсвечник для одной свечи, бронза, литье, прорезной декор, Российская Империя, 1870-1917 гг.

Согласно толковому словарю Ожегова, словом «подсвечник» обозначают подставку для одной или нескольких свечей. Это общее обозначение для канделябров и жирандолей, настенных и напольных моделей. В этой статье мы поговорим об истории подсвечника в России и мире, об отечественных заводах, на которых выпускали подставки под свечи.

Подсвечник настенный в стиле рококо, латунь, Западная Европа, 1970-1990 гг.Подсвечник настенный в стиле рококо, латунь, Западная Европа, 1970-1990 гг.

История производства подсвечников

Подсвечники стали применять в быту и религиозных обрядах, чтобы сделать освещение более удобным и безопасным. Подставки под свечи встречаются в культуре вавилонян, этрусков, древних римлян. Классическая форма подсвечника (основание в виде пирамиды, стержень-стоян, чаша в виде цветка) пришла из Древнего Египта и отражает легенду о рождении Ра. Бог Солнца появился из цветка лотоса, который рос на высокой горе. Ра победил тьму и принес свет.

Этруски изготавливали подсвечники с основанием в виде звериных лап из дерева и металла. Греки лепили подставки из красной и белой глины, обжигали, покрывали глазурью, украшали изображением мифических персонажей и виноградных листьев. В Индии подсвечники изготавливали из слоновой кости и сахарного тростника. Украшением часто служила фигура змеи.

В эпоху Возрождения появляются подсвечники, которые создавались как произведения искусства, предметы роскоши. Их делали из бронзы, латуни, серебра и золота, декорировали фигурами людей и цветочными орнаментами; украшали рельефной резьбой, драгоценными камнями. Подсвечники из фарфора, покрытые росписью и позолотой, были доступны только представителям знати и членам королевских семей. На них рисовали библейские и мифологические сюжеты, пейзажи.

В 18 веке для изготовления подсвечников наряду с дорогими металлами догадались использовать железо. Началась эпоха декоративной ковки из черных металлов и литой бронзы. Подставки стали доступны не только знати, но и людям среднего достатка. С помощью железных подсвечников освещали залы, улицы и площади.

Подставки повторяли форму масляного светильника в виде ладьи, внутрь которого крепилась профитка для свечи, либо представляли собой стержень с чашей. Внешний вид подсвечника менялся в угоду моде. Модели в стиле барокко отличались вычурными украшениями, в стиле неоклассицизма конца 18 столетия – более скромным декором.

В 19 веке стали делать чугунные подсвечники – прочные, доступные по цене. В середине века появились мраморные и алебастровые модели. Подставки выполняли в стиле рококо, ампира, ренессанса, украшали фигурами лошадей, драконов, птиц.

С изобретением керосиновой лампы в 1853 году, последующей электрификацией подсвечник утрачивал свое значение в быту. Постепенно его роль свелась к украшению интерьера, а свечи стали зажигать лишь по особым случаям – для создания праздничной атмосферы.

Изготовление подсвечников в России

Артель братьев Фроловых

Во второй половине 19 века в городе Новокузнецке образовалась артель братьев Фроловых. Фамилия перешла к мастерам Устину и Савелию от их барина, Фрола Подъемного. Они отливали подсвечники небольших размеров (от 10 до 20 см) из латунного сплава, применяли токарную обработку. Их продукцию можно было встретить в домах купцов, помещиков, дворян. Изделия использовали в быту. Артель прекратила существование в 1917 году. После захвата власти большевиками братьев Фроловых расстреляли, а имущество конфисковали.

Подсвечник для одной свечи, бронза, литье, патина, артель братьев Фроловых, Российская Империя, 1870-1917 гг.Подсвечник для одной свечи, бронза, литье, патина, артель братьев Фроловых, Российская Империя, 1870-1917 гг.

Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод

Каслинский завод был основан в 1747 году на Южном Урале тульским купцом Яковом Коробковым. Первые подсвечники были отлиты в 40-х годах 19 века. Чугунные модели стоили меньше бронзовых. Подставки под свечи из чугуна могли себе позволить не только богачи, но и покупатели среднего достатка. Каслинские подсвечники вошли в обиход многих российских семей.

Во второй половине 19 века образцы скульптур для массового производства привозили на завод из Петербурга и Европы. Начиная с 1870-х годов возникла необходимость в создании собственной каслинской школы. Приглашенные мастера-скульпторы выполняли свою работу и параллельно передавали знания ученикам.

В ассортимент тиражируемой скульптуры прочно вошли бюсты, скульптурные группы, подчасники, статуэтки, пепельницы, канделябры, кронштейны, ажурные тарели, подставки, рамки для фотографий, брелоки, памятные медали и т.д. Вещи предназначались преимущественно для жилого интерьера.

Из-за революций и войн производство каслинского чугунного литья пришло в упадок. В 1917 году завод был национализирован. После Великой Отечественной войны ремесло и коллекцию изделий пришлось восстанавливать по крупицам. Выпуск каслинских чугунных подсвечников продолжался и при советской власти.

В 2004 году предприятие приобрела компания «Мечел». В 2020 году на заводе отлили большую партию садовой мебели для московского музея-усадьбы «Кусково».

Подсвечник для одной свечи, чугун, крашение, Каслинский чугунолитейный завод, СССР, 1988 годПодсвечник для одной свечи, чугун, крашение, Каслинский чугунолитейный завод, СССР, 1988 год

Дмитровский фарфоровый завод

Дмитровский фарфоровый завод ведет свою историю от фабрики, открытой в 1766 году в поселке Вербилки купцом Гарднером. Наряду с выпуском эксклюзивных изделий, предназначенных для императорских дворцов и домов высшей аристократии, предприимчивый шотландец наладил массовое производство фарфоровой посуды. В 1855 году фабрика получила право ставить на изделиях изображение государственного двуглавого орла – эквивалент знака качества. К 1860-м годам выпускались 4 тысячи номеров фарфоровых предметов, 1500 опаковых, более 1000 фаянсовых.

В 1892 году фабрика была куплена у наследников Гарднера М. С. Кузнецовым, пережила подъем. В 1917 году предприятие национализировали и переименовали в Дмитровский фарфоровый завод. В 1937 году продукция завода была удостоена большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже, в 1958 году – серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

В 1991 году предприятие выкупили его работники, на нем продолжают сохраняться дореволюционные традиции производства легендарного фарфора.

Подсвечник «Змея-Скоропея», фарфор, люстр, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод, с. Вербилки, СССР, 1965-1991 гг.Подсвечник «Змея-Скоропея», фарфор, люстр, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод, с. Вербилки, СССР, 1965-1991 гг.

Заводы Юдиных

На территории Российской Империи существовало несколько заводов Юдиных, производивших подсвечники. Самыми крупными промышленниками стала династия Юдиных, основанная Сергеем Михайловичем, московским купцом третьей гильдии. В 1829 году он основал семейное производство – медное ремесленное заведение.

Подсвечник для одной свечи, бронза, литье, фабрика Юдина, Российская Империя, 1870-1917 гг.Подсвечник для одной свечи, бронза, литье, фабрика Юдина, Российская Империя, 1870-1917 гг.

Гусевской хрустальный завод

Стекольный завод на реке Гусь во Владимирском уезде Московской губернии был основан купцом Акимом Мальцовым в 1756 году. Поначалу выпускали стаканы и рюмки. В 1830 году наладили производство хрусталя, не уступавшего в качестве богемскому, но более доступного. Круг предметов был обширным: от столовой посуды до церковной утвари, от роскошных изделий с богатой гранью и резьбой до дешевых предметов быта.

После революции 1917 года завод встал, и был запущен только в 1923 году. В постсоветское время предприятие приватизировали, что привело к его постепенному упадку. Формально в 2012 году завод прекратил существование. Однако с 2013 года на заводских площадях снова делают хрусталь (правда, уже не массово, а по индивидуальным заказам). Поэтому можно сказать, что история предприятия продолжается.

Подсвечник «Птица счастья», хрусталь, Гусевской хрустальный завод, г. Гусь-Хрустальный, СССР, 1970-1990 гг.Подсвечник «Птица счастья», хрусталь, Гусевской хрустальный завод, г. Гусь-Хрустальный, СССР, 1970-1990 гг.