В этой статье мы поговорим об истории портсигаров – футляров, в которых хранят сигары, сигареты, папиросы. Аксессуары, впервые появившийся в 17 веке, до сих пор пользуются спросом у коллекционеров, курильщиков, ценителей материальной культуры разных периодов.

Портсигары изготавливали и продолжают изготавливать из металла, кожи, дерева, пластмассы. Детали деревянных футляров перед сборкой тщательно полировали. Портсигары из кожи и кожзаменителя снабжали подкладкой, украшали художественным тиснением, орнаментом. Металлические модели производились из драгоценных, черных и цветных металлов. В качестве отделки использовалась цветная эмаль, гравировка, ручная отделка чернью. Пластмассовые футляры делали из органического стекла, целлулоида, полистирола, декорировали штамповкой с рисунком.

Портсигар дамский с декором в виде цветка, серебро 84 пробы, Российская Империя, 1907-1917 гг.Портсигар дамский с декором в виде цветка, серебро 84 пробы, Российская Империя, 1907-1917 гг.

 Портсигар с закругленными краями, серебро 800 пробы, золочение, Германия, 1920-1940 гг. Портсигар с закругленными краями, серебро 800 пробы, золочение, Германия, 1920-1940 гг.

Появление и распространение портсигаров в России и мире

Табак был завезен в Европу из Америки в 17 столетии. У курильщиков появился спрос на приспособления для его хранения. Нюхательный табак носили в богато украшенных табакерках. Для трубочного табака придумали кисеты, которые стали прообразом кожаного портсигара. Кисеты делали из толстой кожи, они надежно защищали душистые листья в дальней дороге и экстремальных условиях.

В 70-х годах 17 века листья табака придумали скручивать в сигары. Для их безопасного хранения и транспортировки стали использовать твердые коробки - портсигары. В России они вошли в обиход при Петре I, когда император разрешил курить табак. Футляры делали из серебра, украшали эмалями, инструктировали драгоценными камнями. Но вскоре появились хьюмидоры - плотно закрытые ящики для сигар. Портсигарами перестали пользоваться.

С появлением сигарет аксессуар вновь вошел в моду. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. русские и турецкие солдаты заворачивали табак в бумажные гильзы от пороха, обрывки газет, чтобы покурить на привале. Эту привычку переняли англичане и французы. В Англии наладили массовое производство сигарет. В США в конце 1880-х гг. изобрели машинку для изготовления сигарет, что способствовало их быстрому распространению. Чтобы насладиться трубкой или сигарой, требовалось время и соответствующая обстановка, а сигарету можно было выкурить практически «на ходу», что высоко оценили потребители.

Конструкция портсигара не изменились. Богатые курильщики заказывали модели из золота и серебра. Для менее обеспеченных слоев населения портсигары делали из латуни, бронзы, стали. Аксессуары покупали и носили не только из-за их удобства, но и в угоду моде.

Портсигар в стиле модерн с золотой накладкой, серебро 84-й пробы, мастерская П.Д. Американцева, Москва, Российская Империя, 1908-1917 гг.Портсигар в стиле модерн с золотой накладкой, серебро 84-й пробы, мастерская П.Д. Американцева, Москва, Российская Империя, 1908-1917 гг.

Во время Первой мировой и Русско-японской войн появились портсигары с агитационной тематикой. До революции аксессуары выпускались в мастерской Прокофьева, мастерской Крутиковых, на фабрике Сикачева и других.

Портсигары Фаберже

В конце 19-начале 20 века лучшими в России считались портсигары, изготовленные мастерами школы Фаберже. Технически футляры для сигарет были выполнены безукоризненно: петли работали бесшумно и плавно, замки открывались без труда. Линию, разделявшую крышку и корпус, порой мог найти только владелец. Створки закрывались настолько плотно, что при погружении изделия в воду его содержимое не намокало. Металлические модели покрывали цветными эмалями в особой технике Фаберже. Декорировали портсигары вставками из драгоценных камней и цветного золота, растительными орнаментами, корзинным плетением.

В мастерских Фаберже изготовили около 12 500 портсигаров. Среди постоянных клиентов фирмы были представители дома Романовых. Императрица Александра Федоровна купила драгоценный аксессуар в подарок великому князю Владимиру Александровичу и великой княгине Марии Павловне – на серебряную свадьбу (1899 г.). Портсигар был выполнен в стиле «Людовик XVI», украшен цветным золотом, римская цифра 25 выложена бриллиантами. Покупка обошлась в 1350 рублей – огромную по тем временам сумму.

Николай II получал портсигары в подарок от матери (императрицы Марии Федоровны) и от жены. Сам он приобрел всего 10 аксессуаров Фаберже для хранения сигарет. Один из них – футляр из яшмы с орлом, купленный в 1907 году предположительно к 60-летию Марии Федоровны.

Великий князь Дмитрий Константинович в период с 1909 по 1916 гг. приобрел 16 портсигаров для награждения наездников на скачках. Он был управляющим Главного управления коннозаводства.

Во время Первой мировой войны в мастерских Фаберже изготавливали портсигары для награждения российских воинов, отличившихся в сражениях. Офицерам вручали серебряные футляры, солдатам – медные.

В 2008 году в архиве МИДа Швеции обнаружили драгоценности Романовых. На хранение в шведское представительство их передала великая княгиня Мария Павловна в 1917 году. Она умерла в эмиграции во Франции, не успев рассказать родственникам о судьбе драгоценностей. Около шестидесяти предметов хранились в двух наволочках. Среди них нашли и портсигары Фаберже. Сокровища были распроданы наследниками на аукционах и разошлись по частным коллекциям.

В 2013 году один из портсигаров Николая II был продан на аукционе в Лондоне. Футляр отделан сиреневой эмалью, позолотой, драгоценными камнями. Император получил его в подарок от Александры Федоровны в 1897 году, в честь рождения дочери Татьяны. После октября 1917 года портсигар попал в число национализированных сокровищ и в конце 20-х годов был выставлен на продажу. В 1931 году его купил американский бизнесмен в магазине «Торгсин» в Москве за 103 рубля.

Портсигар мастерской Фаберже, принадлежавший Николаю II, Российская Империя, 1897 год

Портсигары в СССР

После 1917 года портсигары с агитационной тематикой делали на основе дореволюционных моделей, добавляя советские лозунги.

В 20-х годах началась эра советского портсигара. Появились коробки для сигарет из мельхиора, латуни, жести. Более разнообразными стали сюжеты. Украшения выполнялись в технике гравировки, штампа или литья, а также в технике черни, горячей эмали. Аксессуары с выгравированным растительным орнаментом, гербом, серпом и молотом, колосьями были доступны по цене. С 1927 года портсигар стал одной из официальных наград.

В 30-х годах футляры для хранения сигарет стали украшать символикой различных учреждений и добровольных обществ. Их вручали за победу в соревнованиях. На корпусе изображали здания предприятий, фигуры рабочих и красноармейцев, самолеты. Портсигары, выполненные в технике черни, существовали до 60-х годов. Ими награждали командиров Красной Армии. Модели, декорированные в технике горячей эмали, вручались в качестве награды сотрудникам ОГПУ и видным деятелям партии.

Портсигар бойцу-ленинцу в память 14-й годовщины ВЧК ОГПУ от райкома партии, серебро 875-й пробы, Москва, СССР, 1931 годПортсигар бойцу-ленинцу в память 14-й годовщины ВЧК ОГПУ от райкома партии, серебро 875-й пробы, Москва, СССР, 1931 год

Во время Великой Отечественной войны портсигары делали во фронтовых условиях, используя алюминий с подбитых вражеских самолетов. Вручали отличившимся в бою с дарственной надписью. Портсигарами с портретом Сталина на крышке награждали высших командиров.

В 50-е годы пачки для сигарет и папирос стали твердыми, а целлофановая пленка обеспечивала герметичность. Их было удобнее носить в кармане, чем портсигары. Необходимость использовать футляры для сохранности сигарет постепенно ушла в прошлое, но их продолжали производить и покупать как стильные мужские аксессуары, варианты подарка.

Портсигар с рельефным декором «Три десантника парашютиста», металл, штамп, СССР, 1950-1960 гг.Портсигар с рельефным декором «Три десантника парашютиста», металл, штамп, СССР, 1950-1960 гг.

Заядлым курильщиком был Л.И. Брежнев. Когда врачи запретили ему курить, он решил ограничить дневную норму. В одном из подразделений КГБ ему сделали портсигар с таймером и блокировкой. Взяв одну сигарету, следующую можно было вынуть через 45 минут.

Уникальный «шпионский» портсигар разработал конструктор Игорь Стечкин. Устройство выглядело как футляр для хранения сигарет, но по факту было снабжено трехзарядным стреляющим механизмом. Пороховые газы замыкались внутри патроном. Поэтому при выстреле не было дыма, а звук напоминал стук по столу. В 1955 году такими портсигарами вооружали сотрудников ГРУ и КГБ.

«Стреляющий портсигар» ТКБ-506, г. Тула, СССР, 1955 год