Любуясь памятниками, вошедшими в историю, мы повторяем в памяти их названия и имена тех, кто их придумал. Но почему-то мы редко задумываемся, а где именно смогли отлить такие громады. Эта часть процесса обычно не афишируется. А ведь за каждым памятником стоит не только скульптор, но и большой рабочий коллектив. Один из таких коллективов – это мастера художественного литья, работающие на заводе «Монументскульптура»

Скульптура «Медный всадник», автор модели Н.С. Баганов (1979-1980 гг.)

История Ленинградского завода художественного литья «Монументскульптура»

Скупые официальные хроники датируют создание завода 1922 годом, однако сама до сих пор процветающая «Монументскульптура» считает, что её история начинается гораздо раньше. И местом рождения художественного литья Санкт-Петербурга специалисты компании называют литейную мастерскую, располагавшуюся в постройке, выполненной архитектором А.Д. Захаровым для российской Академии художеств. Именно сюда поступали государственные заказы на памятники, которые украсили Санкт-Петербург и его окрестности, а также другие российские города. В числе шедевров значатся знаменитая конная статуя Николая I на Исаакиевской площади и не менее известные «Укротители коней» П. К. Клодта на Аничковом мосту, ставшие городскими символами, а также памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли возле Казанского собора. В самом центре Москвы на Красной площади стоит скульптурная группа в честь Минина и Пожарского, тоже отлитая в этой мастерской. Развитие российской промышленности значительно увеличило число частных литейных заводов, также ставших брать заказы на изготовление памятников. С одной стороны, это помогло России войти в число передовых промышленных держав Европы. С другой, привело к уменьшению заказов, поступавших в мастерскую Академии художеств, а затем и к закрытию этой мастерской.

Бюст адмирала Павла Степановича Нахимова, скульптор Н.С. Баганов (1970-1990 гг.)

Ещё не завершилась Гражданская война, но советская власть уже прочно стояла на ногах. Одним из показателей этого стало создание на базе бывшей частной литейной мастерской нового государственного предприятия. Его задачей стала отливка многочисленных памятников, монументов и аллегорических композиций, славящих не только Революцию, но и различных деятелей русской и зарубежной культуры. Первым заказом стал бронзовый бюст поэта Некрасова, отлитый в 1922 году. В 1932 году предприятие получило название «Мастерская художественного литья комбината наглядной агитации и пропаганды» при Ленсовете. Вскоре оказалось, что территория стала мала для масштабных проектов, и мастерскую в 1937 году переместили к Волковскому кладбищу. Заводом бронзового и чугунного литья «Монументскульптура» мастерская стала в 1939 году. На завод командировали уже зарекомендовавших себя советских скульпторов. Они создавали модели, а коллектив завода превращал эти модели в памятники. В разные годы на заводе работали Е.В. Вучетич, М.Г. Манизер и В.В. Лишев.

Скульптура кабинетная «С.М. Киров», автор эталона В.И. Сычев (1977 г.)

В годы Великой Отечественной войны большинство сотрудников мобилизовали, но оставшаяся часть коллектива продолжила работу. Для фронта здесь делали радиоаппаратуру и отдельные части миноискателей. В цехах круглосуточно шло литьё корпусов гранат и мин. Рабочие переселились на завод, в свободное время дежуря на территории и обезвреживая зажигательные бомбы. Ещё во время войны часть коллектива вернулось к прежнему виду деятельности – созданию памятников и их восстановлению. Благодаря самоотверженному труду работников завода в кратчайшие сроки в городах СССР и стран-союзников появились различные мемориалы. Самой грандиозной работой, пожалуй, можно признать монумент советского Воина-освободителя, установленный в Трептов-парке Берлина.

Панно (плакетка) «Памятник фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому» (1970-1990 гг.)

Из восстановленных заводом скульптур, конечно же, выделяется знаменитый «Самсон, раздирающий пасть льва» - ключевая статуя Большого каскада Петергофа, которую пришлось отливать заново. В последний день лета 1947 года «Самсон» вернулся на положенное ему место. А через десять лет в Петергофе появилась и скульптура Петра Великого. К 50-летию Октября завод изготовил композицию «Легендарная тачанка», установленную в Каховке. Тогда для Уфы отлили памятник национальному герою башкирского народа – Салавату Юлаеву. В 1970 году заводу «Монументскульптура» было присвоено имя М.Г. Манизера. Наряду с индивидуальными работами масштабных размеров завод серийно выпускал небольшие бюсты, кабинетную скульптуру и художественные панно различной тематики. Эти произведения покупали как для оформления организаций, так и для украшения квартир.

Восстановленная скульптура «Минерва, окруженная мальчиками-гениями искусств»

Чтобы сохранить традиции и технологии российского литья в непростое рыночное время Минимущество РФ издало распоряжение № 684-р от 21 мая 1999 года. Оно закрепило за Российской академией художеств на правах оперативного управления всё имущество, числящееся на балансе завода «Монументскульптура». Коллективу завода поступают важные государственные заказы. Например, к 300-летию Санкт-Петербурга здесь по сохранившимся чертежам и моделям Александра фон Бока заново отлили скульптуру «Минерва, окруженная мальчиками-гениями искусств», чтобы вернуть её на купол здания Академии художеств. А во дворе Академии тогда же появился памятник её основателю И.И. Шувалову.

Маркировка изделий завода «Монументскульптура»

Этикетка изделия ЛЗХЛ

Главным источником информации при идентификации служит сопроводительная бумажная этикетка, где обозначено название скульптуры и автор формы. При отсутствии этикетки идентифицировать скульптуру можно по уже установленным образцам или по каталогу завода «Монументскульптура».

Название «Монументскульптура» на предмете

Завод «Монументскульптура» иногда ставил своё название и на подставку (пьедестал).

Название завода и подписи авторов

В отдельных случаях имя автора и год можно отыскать и на самих скульптурах.

Подпись скульптора, создавшего форму уменьшенной копии "Медного всадника" Фальконе

Для копий существующих памятников следует обязательное указание.

Современный логотип