Ленинградский завод художественного стекла оставил по себе добрую память. Подробная его история ещё не написана, а конкретные факты приходится выяснять по обрывкам и фрагментарным сведениям. Поэтому возникает неизбежная путаница с датами: когда, что и как именно на нём происходило. Пока определены точно лишь периоды его названий. В остальном по датам среди любителей антиквариата ведутся большие споры.

История Ленинградского завода художественного стекла

Ваза «Бочонок», автор формы В.И. Мухина (1960-1980 гг.)Ваза «Бочонок», автор формы В.И. Мухина (1960-1980 гг.)

Путаница с датами начинается задолго до основания завода. Любители антиквариата спорят, в 1911 или 1912 году неподалёку от бывших корпусов Императорского стеклянного завода начали работу Зеркальные мастерские Петроградского стекольного промышленного общества. После революции они преобразованы в Дёминскую зеркальную фабрику, которая попадает в состав большого стекольно-промышленного объединения, собравшего в свой состав многие предприятия Петрограда. Но в 1924 году все они переходят в распоряжение Ленинградского губернского государственного стекольного треста. В 1930 году предприятие уже носит название «Ленинградская зеркальная фабрика» и находится в подчинении «Ленинградстекла». Последнее обстоятельство, видимо, и послужило тому, что в 1935 году наряду с производством зеркал из стороннего материала здесь начинаются варка и выдув собственного стекла. Первые партии изделий составили парфюмерные флаконы, а затем фабрика перешла на выпуск сортовой стеклянной посуды. Так как её распоряжении до 1940 года находилась единственная печь, объём выпуска был небольшим.

Комплект для вина «Реснички», автор Л.О. Юрген (1963 г.)

Коренным образом судьба предприятия меняется в 1940 году, когда по инициативе химика Н.Н. Качалова, скульптора В.И. Мухиной и писателя А. Н. Толстого здесь открывают экспериментальный цех по производству художественного стекла. Запуском его руководил большой специалист по художественному стеклу Ф.С. Энтелис. Поэтому именно 1940 год и считается датой основания ЛЗХС. Главой творческой группы, задачей которой была разработка новых типов посуды и методов декорирования стекла, названчили Веру Мухину. Усилиями этого коллектива в короткий срок была придумана целая линейка образцов художественного стекла, серийному выпуску которого помешала начавшаяся война. Однако из проектов стеклянной посуды, которые родились именно здесь и получили широкое распространение, можно отметить классический советский графин для воды, гранёный стакан, ставший стандартом, и барная пивная кружка. Выпуск последней начался только в 1960-х гг., но продолжается до сих пор на ОСЗ (Опытный стекольный завод в г. Гусь-Хрустальный). Гранёный стакан тоже пока остаётся в строю.

Ваза для фруктов «Глазки», автор А.П. Лаврова (1960-1980 гг.)Ваза для фруктов «Глазки», автор А.П. Лаврова (1960-1980 гг.)

Из-за блокады Ленинграда в городе продолжают действовать только жизненно-важные производства. На фабрике в этот период делали только медицинскую и военную продукцию. Возобновили работу экспериментального цеха лишь в 1948 году. А уже через год обновлённая фабрика превращается в Завод художественного стекла (полное название «Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды»), ставший частью объединения «Росстеклохрусталь». Перемены позволили в следующее десятилетие превратить завод в ведущий центр страны по выпуску художественного стекла. Большим достижением ЛЗХС стало изобретение инженерами Е.И. Ивановой и А.А. Кирьёненым сульфидно-цинкового стекла, которое легко окрашивалось в любой цвет. Соблюдение определённого температурного режима варки позволяло придать стеклу и полную непрозрачность, и лёгкую опаловость, и любую степень заглушенности (снижения уровня прозрачности). Кроме того, освоены производство многослойного стекла с гравировкой, роспись по стеклу и декорирование «Мороз». На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году ваза «Клевер», созданная художницей Пильви Оямаа, удостаивается награды.

Сувенирный бокал «Летний сад» (1967 г.) и ваза для цветов «Кристалл» (1967 г.)

Название «Ленинградский завод художественного стекла» (ЛЗХС) предприятие получило в июне 1966 года. К 50-летию Октября здесь начинается выпуск изделий и сувениров исключительно из хрусталя, что далее становится основным направлением завода. Из примечательных заказов можно отметить пятиметровые стеклянные колонны с барельефами, установленные на станции метро «Автово». В 1970-е гг. главный упор идёт на работу с бесцветным хрусталём. Период 1980-х гг. отмечен появлением большого числа авторских экспериментальных работ.

Ваза восьмиугольной формы синего цвета, автор А.А. Аствацатурьян (1960-1990 гг.)Ваза восьмиугольной формы синего цвета, автор А.А. Аствацатурьян (1960-1990 гг.)

В рыночное постсоветское время предприятие вошло с большими планами. Ленинградский завод художественного стекла с 1992 становится арендным предприятием. Самоокупаемость и самофинансирование быстро привели к упадку производства, так как из-за снижения достатка россияне почти не покупали красивые предметы ЛЗХС. В конце января 1997 года выпуск изделий прекратился, а завод закрыли. В преддверии нового века все достойные внимания работы ЛЗХС отправили в Елагин дворец для Музея Стекла. Эти предметы составили фундамент музейной экспозиции. На базе ЛЗХС основана производственная фирма «Художественное Стекло», которая стала преемником его традиций.

Названия завода

  • с 1930 по 1948 — Ленинградская зеркальная фабрика треста «Ленинградстекло».
  • с 1948 по 1966 — Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды.
  • с 1966 по 1992 — Ленинградский завод художественного стекла.
  • с 1992 по 14 августа 1996 года — Арендное предприятие «Ленинградский завод художественного стекла».

Маркировка изделий ЛЗХС

По каталогу И.В. Брагина маркировка Ленинградской зеркальной фабрики 1935–1941 гг. имеет каталожный номер «28.1.106.» и представляет собой рельефное клеймо «ЛЗФ» (для примера взят бесцветный десятигранный стакан ёмкостью 200 миллилитров). Встречается это клеймо очень редко.

Логотип на фольге
Логотип в каталоге Ивана Гольского
Логотип на бумажной этикетке

Изделия Ленинградского завода художественного стекла маркировались этикетками-наклейками из фольги. В период 1980-х и 1990-х годов фольгу заменили обычными бумажными этикетками.