Хорезм – это историческая область в Центральной Азии с богатейшей историей. Обычно к нему относят земли современного Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Северного Ирана и части Афганистана. Хорезм процветал и во времена до зарождения ислама, успел побывать под властью Омейядов, а затем сменивших их Аббасидов. И вот в конце XI века регион обрел независимость от власти Сельджукидов, которые ранее сохранили на престоле аббасидских халифов лишь как выгодный для себя символ. Тем не менее, правители из Аббасидов порой упоминались на монетах державы Хорезмшахов, потому как имели большое духовное влияние.

Четыре столетия жизни в исламской цивилизации не прошли даром – хорезмийские монеты не вернулись к прежнему своему облику, теперь имея больше общего с деньгами халифата. Однако в Хорезме иногда позволялись вольности, сурово осуждаемые мусульманским духовенством. К примеру, на этой мелкой бронзовой монете под названием джитал явно прослеживается силуэт коня, пусть и отчеканенный на низком уровне. Видимо, это дань уважения основному роду войск государства Хорезмшахов – коннице, которая первым делом осыпала противника градом стрел, а затем атаковала в ближнем бою, лавиной сметая ряды вражеской пехоты. Рядом с образом коня на лицевой стороне указан монетный двор: большинство исследователей считает, что слово читается как «Шафиркан» (город неподалеку от Бухары). На обороте указано имя хорезмшаха Музаффара аль-Арслана (1172-1200) или же его сына Мухаммада ибн Текеша (1200-1220), то есть, эта разменная монета с равной вероятностью может принадлежать как к XII, так и к XIII столетию.

Джитал (1172-1220)
  • Металл: бронза;
  • Масса: 2.5 г;
  • Возможное время чеканки: 1172-1220.

Любопытно, что имел место выпуск серебряных джиталов, правда, их относят к билонным монетам, потому как проба драгоценного металла здесь очень низкая. Образец из этой партии приписывается Мухаммаду ибн Текешу. Отчеканен сей джитал в Кундузе (современный Афганистан). Конечно, странно, что серебро использовали для монеты мелкого номинала. Напрашивается объяснение, что по каким-то причинам вложение серебра в джиталы было финансово выгоднее казне, чем если бы из него выпустили партию дирхемов.

Джитал (1200-1220)
  • Металл: низкопробное серебро (билонная монета);
  • Масса: 2.8 г;
  • Возможное время чеканки: 1200-1220.

Хорезмийские дирхемы в основном очень напоминали своим дизайном серебряные монеты Аббасидского халифата, к тому же, много места занимают на них тексты религиозного содержания («Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Его»). Эта монета датируется примерно второй половиной XII века; выпущена в городе Касане, что расположен между Бухарой и Самаркандом.

Дирхем (2 половина XII века)
  • Металл: серебро;
  • Масса: около 3.5 г;
  • Возможное время чеканки: 2 половина XII века.

Порой в державе Хорезмшахов чеканились дирхемы, внешний вид которых может сильно озадачить современного человека. На монете времен правления Мухаммада ибн Текеша текст на арабском соседствует со Звездой Давида, символом иудеев, а всем известно, насколько плохи нынешние отношения большинства мусульман с адептами этой религии. На самом деле ничего странного здесь нет, и вот почему:

  1. Звезда Давида (или гексаграмма) стала символом исключительно иудаизма всего пару веков назад.
  2. Шестиконечная звезда в Средние века использовалась и христианами, и мусульманами как мистический символ.
  3. Царь Соломон (Сулейман) был весьма почитаемой фигурой в исламской религии, и ничего зазорного в использовании его печати не видели.

Легенды на монете славят имена Аллаха, пророка Мухаммеда и правящего хорезмшаха. Бытует мнение, что дирхемы такого типа выпускались в одном из персидских городов (правители Хорезма подчинили своей власти большую часть Персии).

Дирхем (1200-1220)
  • Металл: серебро;
  • Масса: 3.55 г;
  • Возможное время чеканки: 1200-1220.

Динар Музаффара аль-Арслана замечательно сохранился. По качеству чеканки он немного уступает аббасидским золотым монетам, но все же исследователи вполне уверенно разобрали традиционные для динаров религиозные отсылки в тексте, а также имя хорезмшаха. Считается, что показанная монета выпущена в Самарканде. Отметим, что круговая легенда не полностью уместилась на динаре.

Динар (1172-1200)
  • Металл: золото;
  • Масса: 2.8 г;
  • Возможное время чеканки: 1172 -1200.

Золотые монеты Мухаммада ибн Текеша значительно прибавили в массе, потому как на его правление пришлось бурное развитие экономики державы Хорезмшахов, позже сведенное к нулю монгольским нашествием. Надписи на динаре имеют примерно тот же смысл с поправкой на имя правителя. Обратим внимание на любопытную деталь: кроме потертостей от обращения, на аверсе золотого заметно множество разнонаправленных царапин, будто кто-то намеренно пытался сточить немного ценного металла. Можно было бы списать это на условия хранения монеты (ибо кто знает, где она побывала за восемь столетий), будь на реверсе похожие следы.

Динар отчеканен в городе Балхе (север современного Афганистана).

Динар (начало XIII столетия)
  • Металл: золото;
  • Масса: 7.7 г;
  • Возможное время чеканки: начало XIII столетия.

На закате государства Хорезмшахов в обороте ходили монеты номиналом в десять динаров с рекордной массой (см. описание). Это показывает нам, что экономика и вправду развивалась очень бурно, ведь реальная потребность в подобных деньгах имелась только при очень крупных торговых сделках.

В строчной легенде аверса упоминается имя халифа Абуль-Аббаса ан-Насира, в круговой приводится отрывок из Корана: «Аллах направил Мухаммеда с верным руководством и подлинной религией, чтобы возвысить ее над прочими религиями, даже если это не по нраву язычникам».

На оборотной стороне отчеканено имя Мухаммада ибн Текеша и почести в его адрес, а также место и год чеканки динара. Если верить исследователям, монета выпущена в городе Газни (современный Афганистан) всего за год до монгольского вторжения, погубившего державу.

Десять динаров (1218)
  • Металл: золото;
  • Масса: 44.3 г;
  • Возможное время чеканки: 1218.

Хотя города Хорезма изрядно пострадали при нашествии монголов, и в первые годы культурный уровень сильно просел, местная традиция чеканки монет в целом сохранилась, в чем убеждаемся на примере динара 1226 года. Его форма отличается от правильного круга, но качество оттиска хорошее, позволяющее прочитать имя Чингисхана, написанное арабской вязью. Скорее всего, для выпуска этой партии использовали золото невысокой пробы, что неудивительно для разоренного войной края. Динар отчеканен все в том же городе Газни.

Динар (1226)
  • Металл: золото (возможно низкопробное);
  • Масса: 6.4 г;
  • Возможное время чеканки: 1226.

Мелкие монеты вроде медного джитала продолжали выпускаться и после включения большей части территорий Хорезма в состав Монгольской империи. Этот образец отчеканен через пару лет после покорения восточных персидских земель в городе Нимруз (современный Иран). Монголы хотя и отличались жестокостью при штурме городов, однако позволяли уцелевшим жителям держаться своей культуры. Поэтому мы видим на монете арабскую вязь, а не монгольскую письменность.

Джитал (1223)
  • Металл: медь;
  • Масса: около 2 г;
  • Возможное время чеканки: 1223.

Традицию чеканить на монете имя правящего великого хана продолжили и впредь. На бронзовом джитале, выпущенном в Газни, указано имя Хубилая, одного из внуков Чингисхана.

Джитал (1260-1271)
  • Металл: бронза;
  • Масса: 7.7 г;
  • Возможное время чеканки: 1260-1271.

После распада Монгольской империи образовалось несколько независимых государств, в том числе и Чагатайский улус. Показанный дирхем отчеканен в городе Касан (современный Узбекистан), который входил в состав этой державы. Хотя ислам еще не стал официальной религией улуса, на монете славится Аллах и пророк Мухаммед. К середине XIV века держава распалась, к власти пришли правители не из Чингизидов.

Дирхем (1325)
  • Металл: серебро;
  • Масса: около 4 г;
  • Возможное время чеканки: 1325.

Знаменитая Золотая Орда тоже начала сдавать свои позиции к середине XIV столетия. Этой слабостью воспользовалась знать Северного Хорезма, который отделился от державы в 1359 году, положив начало недолгому главенству династии Кунгратов (1359-1388). Как ни странно, имя погибшего золотоордынского хана Бердибека чеканилось на местных монетах до 1361 года.

Наиболее интересными денежными единицами периода династии Кунгратов представляются золотые номиналом в четверть динара. Первый из показанных датируется 1368 годом. На лицевой стороне указывается, что монета принадлежит к Хорезму, на реверсе упомянуты праведные халифы и пророк Мухаммед.

Четверть динара (1368)
  • Металл: золото;
  • Масса: 1.12 г;
  • Возможное время чеканки: 1368.

Вторая золотая монета отчеканена в 1372 году, будучи практически равной по массе уже рассмотренной, но имея ряд отличий по тексту. Легенда на аверсе примерно переводится как «Врата Хорезма», реверс содержит изречение из Корана: «Нет иного истинного бога кроме Аллаха, и Мухаммед – Его посланник».

Четверть динара (1372)
  • Металл: золото;
  • Масса: 1.13 г;
  • Возможное время чеканки: 1372.

Третий образец немного уступает по массе своим «собратьям». Через полтора десятка лет после его выпуска Хорезм покорил великий Тамерлан, положив конец правлению династии Кунгратов.

Четверть динара (1372)
  • Металл: золото;
  • Масса: 0.95 г;
  • Возможное время чеканки: 1372.

Хорезм надолго остался за потомками Тамерлана (династия Тимуридов). Один из его внуков, Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек (1409-1449), правил сорок лет, взойдя на престол пятнадцатилетним отроком. Показанные ниже медные монеты, называемые фелсами, датируются именно его долгим царствованием. Достоверно известно, что оба эти образца отчеканены на монетном дворе Бухары.

Фелс (1409-1449)
  • Металл: медь;
  • Масса: 3.01 г;
  • Возможное время чеканки: 1409-1449.
Фелс (1409-1449)
  • Металл: медь;
  • Масса: 3.23 г;
  • Возможное время чеканки: 1409-1449.