В статье "Как определить степень сохранности монеты" мы говорили о том, чем различаются между собой монеты, побывавшие в наличном денежном обращении (обороте). А в этой статье мы поговорим о монетах, никогда не попадавших в оборот, либо изначально для него не предназначенных. В наши дни такие монеты изготавливаются с использованием множества различных технологий, множества типов чеканки. Самые известные термины - это UNC (анц, АЦ, анциркулейтед) и Proof (пруф), но ведь есть еще и BU, и Proof-like, и реверс-пруф, и еще множество других наименований. В чем разница между ними? Как не запутаться во всем этом многообразии? Давайте разбираться вместе.

Самая главная проблема состоит в том, что единые термины уже более или менее устоялись по всему миру, но общепризнанных значений этих терминов пока что не существует. Есть много соперничающих точек зрения, высказываемых центральными банками, грейдинговыми компаниями, нумизматическими ассоциациями, авторами каталогов и коллекционерами. Можно лишь попытаться перечислить, кто что какими наименованиями обозначает, и наметить общие тенденции развития терминологии в будущем.

Кроме того, надо понимать, что по внешнему виду некоторых монет сложно сказать, какая технология применялась при их изготовлении. Даже эксперты грейдинговых компаний и опытные дилеры могут в разное время отнести один и тот же выпуск монет к разным качествам чеканки.

Монако, 100 франков 1950, серебряный «Essai» («пробный» выпуск для коллекционеров) тиражом 500 штук и с одинаковым качеством чеканки. Шесть монет получили грейд «Proof», две монеты - «Mint State», и одна - «Specimen»

И даже когда существуют пояснения центральных банков и монетных дворов, приведенные в сертификатах на монеты, они не всегда способны прояснить ситуацию. Ведь в разных странах и на разных монетных дворах может применяться один и тот же термин для двух разных типов чеканки, или наоборот, два разных термина для одинаково изготовленных монет.

История монетного производства. Возникновение технологии Proof

Чтобы понять, откуда возникли различия в терминологии, для начала нужно кратко ознакомиться с историей чеканки монет.

С древнейших времен и до XVI века в Европе и значительной части Азии монеты изготавливались путем ручной чеканки. Помощник мастера-чеканщика подавал раскаленную заготовку на нижний штемпель. Поставив верхний штемпель к заготовке, чеканщик ударял по нему молотом. Так появлялась новая монета.

Ручная чеканка монет на фресках XV века в церкви св. Варвары. Кутна Гора, Чехия

Технология машинной чеканки монет при помощи винтового пресса и создания заготовок для них при помощи ротационного пресса была изобретена мастером из Аугсбурга. Предположительно, его звали Макс Шваб. Он продал эту технологию властям Франции, где был создан специальный монетный двор «Moulin des Étuves» под руководством Обена Оливье и в 1551 году проведены первые эксперименты по прокатке металла, вырубке ровных круглых заготовок и чеканке монет.¹ В Англии аналогичные эксперименты производились с 1560 года: в этом году мастер Элой Местрель отчеканил шиллинг, гроут и 1/2 гроута. Однако массовая чеканка при помощи машин началась лишь примерно через сто лет: во Франции - с 1639 года, а в Англии - с 1662 года.² Монеты машинной чеканки были намного лучше защищены от подделки, чем отчеканенные вручную, и просто привлекательнее выглядели.

Англия, 6 пенсов 1562 года, машинная чеканка, экспериментальный выпуск при Елизавете I

В 1656 году, то есть еще до начала массовой машинной чеканки в Англии, работавший там французский мастер Пьер Блондо на своем частном монетном дворе отчеканил первую монету, оцениваемую в наши дни как Proof. Это был золотой броуд 1656 года с портретом лидера Английской республики - лорда-протектора Оливера Кромвеля. Дизайн монеты создал медальер Томас Саймон. В аукционном описании говорится: «эта монета была отчеканена в качестве Proof, о чем свидетельствует четкость всех деталей гравировки, полностью зеркальные поверхности, а также кант и гурт».³ Отдельные экземпляры даже имеют контраст между полем и рельефом, хотя на протяжении длительного времени это вовсе не считалось обязательным для пруфа.

Следующие английские пруфы также чеканились Блондо, но уже с портретом короля Карла II, то есть после реставрации монархии.

Англия, броуд (20 шиллингов) 1656 года с портретом Кромвеля, первая известная монета Proof

Для чего был изготовлен первый Proof? С древнейших времен и примерно до середины XIX века монеты имели всего два основных назначения. Подавляющее большинство монет изготавливались для наличного денежного обращения, для обычного оборота. И имелось мизерное количество монет, отчеканенных с иными целями:

  • проба новых дизайнов или новых, только что созданных штемпелей с обычным массовым дизайном;
  • представление нового монетного типа на утверждение правителю;
  • подарки правителям других стран и дипломатам;
  • награждение правителем своих подданных при помощи донативных монет.

В общем, это монеты для каких-то особых редких случаев. На одном форуме даже высказывалось мнение, что в поисках первой в истории монеты Proof не следует привязываться к началу машинной чеканки. По мнению автора сообщения, отталкиваться следует не от технологии, а от назначения монеты. Само английское слово «proof» означает «подтверждение, доказательство», а его аналоги в других языках, например, испанское слово «prueba», означают по-русски «проба». То есть по этой логике Proof - это монета, созданная для подтверждения чего-либо (например, что рисунок на штемпеле вырезан правильно и не имеет дефектов), либо для опробования чего-либо (например, нового типа дизайна), либо для каких-то презентационных целей. А значит пруфы могли существовать и среди монет ручной чеканки.⁴

Денга 1739 года: обычная и новодел. Если царские новоделы создавались для подарков и коллекций, можно ли считать их пруфами из-за их назначения?

Конечно, для нас такое определение монеты Proof совершенно непривычно, однако с ним отчасти согласна крупнейшая грейдинговая компания NGC. Ее определение пруфа очень короткое: это «монеты, отчеканенные в специальном формате для коллекционеров».⁵ Нет никаких подробностей насчет технологии чеканки или внешнего вида монеты, указано только ее назначение и то, что она должна быть в формате, отличающемся от обычных циркуляционных монет, в чем бы это отличие ни состояло.

И все же большинство из тех, кто дает определение пруфу, говорят о том, что это особая технология чеканки монеты, а не только ее назначение. Так что вернемся к технологиям. На протяжении более чем 100 лет после выпуска золотого броуда с портретом Кромвеля монеты качества Proof продолжали иногда выпускаться примерно в том же формате и в тех же мизерных количествах. На сайте аукциона Heritage можно обнаружить следующий список критериев, позволяющих отличать монету Proof периода доминирования винтовых прессов, продолжавшегося в США до 1836 года, а в некоторых странах - еще дольше:

  1. Рельеф должен быть четким и резким, и безусловно исключительным для данного сочетания штемпелей. Центровка должна быть отличной. Старое правило, согласно которому на монете должны быть следы двойного удара, больше не применяется.
  2. Заготовка должна иметь отличное качество изготовления, допускается наличие слабых следов воздействий (adjustment marks).
  3. Штемпели должны быть качественно изготовлены, без серьезных дефектов. Допускаются слабые следы воздействий, трещины и притирки, но крупные трещины, расколы и сильные следы ударов неприемлемы.
  4. Заготовка должна иметь следы полировки для создания зеркального блеска, а штемпели должны иметь следы полировки, чтобы подчеркнуть зеркальный блеск. Отсутствие одного из двух этих признаков допустимо, но должен быть очевиден хотя бы один из них.
  5. Поле монеты должно быть полностью зеркальным, с четкими стыками с элементами рельефа. Небольшая кривизна штемпеля возможна, но сильное искривление недопустимо.⁶
Чеканка монет с помощью винтового пресса

Следующий этап в развитии машинной чеканки связывают с именем Мэтью Болтона. Именно Болтон на своем частном монетном дворе Сохо впервые применил для производства монет паровую машину, изобретенную вместе с Джеймсом Уаттом. Оборудование Болтона позволяло выпускать монеты идеально круглой формы и одинакового размера, обеспечивало высокую четкость изображения, более серьезную защиту от подделок и более высокую скорость чеканки. Согласно российским источникам, Болтон также придумал технологию двойного удара по монетной заготовке, чтобы улучшить четкость изображения ⁷, однако найти подтверждения этому в англоязычных источниках не удалось. Но Мэтью Болтон интересен нам и по другой причине.

До XVIII века коллекционирование монет даже в самой передовой стране той эпохи, то есть Великобритании, было свойственно преимущественно монархам и членам их семей. Однако в 1760-е гг. в Лондоне уже существовали нумизматические магазины, из чего можно сделать вывод, что круг коллекционеров расширился. Чтобы получить государственный контракт на чеканку монет 1 и 2 пенни, Болтон на протяжении многих лет занимался изготовлением и рассылкой рекламных образцов своей продукции, но в 1793 году ему пришла мысль, что эти образцы можно также успешно продавать для коллекций. Выпущенные им обширные наборы монет, токенов и медалей качества Proof продавались всем желающим, и за 10 лет ему удалось реализовать 346 наборов.⁸ Так появилось современное назначение монет Proof как экземпляров для коллекций, причем именно для массовой аудитории.

Великобритания, 1 пенни 1797 Proof, выпуск Мэтью Болтона

Несмотря на все описанные усовершенствования (которые, к тому же, были внедрены лишь в отдельных странах), в начале XIX века технология монетного производства была еще достаточно примитивной. Монеты Proof этого периода чрезвычайно редки, учитывая тот факт, что тиражи редко превышали несколько сотен монет, а инертные материалы для хранения, такие как пластик, будут изобретены лишь через 100 лет. В результате, подавляющее большинство монет Proof, отчеканенных в 1800-е годы, либо сильно потемнели, либо подвергались жесткой чистке.⁹

На протяжении XIX века технологии чеканки совершенствовались, а количество коллекционеров монет росло. Соответственно, увеличивалось и количество выпускавшихся для них монет. Хотя для дореволюционной России оно оставалось на уровне от 10 до 100 монет «полированного чекана» каждого номинала в год. ¹⁰ Некоторые из российских полированных монет получают грейд PF или PR (Proof), другие - MS...PL (Proof-like).

Россия, 1/3 империала - 5 русов 1895 года, полированный чекан

Следует учитывать один важный факт: вплоть до второй половины XX века лишь в отдельных случаях у монет Proof имелся контраст между полем и рельефом. Технологии, доступные на монетных дворах того времени, обеспечивали высокий контраст лишь у первых 30-50 монет Proof, изготовленных новой парой штемпелей. После чеканки 100 монет контраст вообще пропадал, поскольку с каждым новым ударом матовые поверхности, чеканящие рельеф изображения, становились все более гладкими. ¹¹

Соответственно, вплоть до недавнего времени высокий контраст между полем монеты и рельефом вообще не считался обязательным признаком технологии чеканки Proof. Это было приятное дополнение, привлекательная особенность первых десятков монет выпуска. И если вы, к примеру, пытаетесь разглядеть контраст на монете 1895 года, помещенной в слаб с грейдом PF или PR, и не находите его там, можете успокоиться: скорее всего, он не исчез со временем, а его там просто не было. Чтобы найти монету тех времен, которая была бы пруфом в нашем современном понимании, следует искать маркировку DCAM («deep cameo», «высокий контраст»), или «Ultra cameo» (тот же самый высокий контраст), или хотя бы CAM («cameo», наличие хоть какого-то контраста).

Если не контраст, то что являлось определяющим признаком для технологии Proof? Главным образом, это высокая четкость всех деталей изображения, достигаемая обычно (но не всегда) при помощи двух и более ударов штемпеля по заготовке, а также специально подготовленные штемпели и заготовки, отличающиеся от используемых при чеканке циркуляционных монет.

Набор монет Австралии 1986 года в подарочной упаковке

В XX веке, особенно во второй его половине, нумизматика пережила период коммерциализации. Монетные дворы по всему миру начали разрабатывать и предлагать коллекционерам все новые и новые продукты. Нравящиеся покупателям свойства, такие как высокий контраст между полем и рельефом, стремились закреплять, обеспечивать их присутствие на максимально возможном числе монет. Вместо двух основных технологий производства (UNC и Proof) появилось множество разных, и все их нужно было как-то обозначить.

Часть стран, в том числе и СССР, закрепила термин Proof за технологией производства наиболее эффектного и коммерчески успешного продукта - высококонтрастных монет с зеркальным полем и матовым рельефом. А для остальных технологий они начали подбирать иные названия («улучшенный чекан», «специальный анциркулейтед» и т.д.)

Другая часть стран стала применять термин Proof к целой группе схожих, но все же различающихся технологий, объясняя это при помощи теории «финишей». На сайте Королевского монетного двора Канады утверждается: «У каждой монеты есть свой finish». И речь здесь совершенно не о том, как монета закончит свои дни - в плавильном котле, в специальной машине, деформирующей и «гасящей» денежные знаки, или просто потеряется в поле. «Finish» - это понятие, совершенно неизвестное в российской нумизматике, и в то же время ключевое для нашей темы. В переводе оно означает что-то вроде «финальной отделки». ¹²

Пять вариантов инвестиционной монеты 1 доллар США «Американский серебряный орёл» («Шагающая свобода»). В начале приведена 1/2 доллара 1938 Proof с тем же рисунком аверса

Согласно определению канадского монетного двора, «finish» - это «завершающая часть формирования и полировки, придающая ей [монете] блеск и визуальный интерес». ¹³ Причем иногда речь идет об обработке штемпеля (например, его полировке или матировании), а иногда - об обработке отчеканенной им монеты (например, оксидировании). По другому определению на том же сайте, «finish» - это вообще не часть технологии, а «внешний вид или текстура поверхности рельефа вашей монеты». ¹⁴ То есть, согласно этой теории, у монеты, произведенной по одной и той же технологии Proof, может быть много разных «финишей», различающихся внешне. Встречались такие наименования как Brilliant proof (блестящий пруф), Matte proof (матовый пруф), Satin proof (сатиновый пруф), Roman proof (римский пруф), Reverse proof (реверс-пруф), Enhanced reverse proof (улучшенный реверс-пруф), и т.д. Среди них есть и Deep cameo Frosted proof (высококонтрастный пруф с матированным рельефом), то есть именно то, что понимается под пруфом в странах, не придерживающихся теории «финишей».

Разногласия по названиям технологий чеканки монет

Наконец, появилась и компромиссная позиция, пытающаяся объединить эти два основных подхода. Согласно определению Монетного двора США, термин Proof без каких-то дополнительных эпитетов - это обозначение не группы разных технологий, а лишь одного из «финишей» монеты¹⁵ , то есть того самого, который в полной версии называется высококонтрастным пруфом с матированным рельефом. А термин Proof с дополнительными эпитетами (например, «улучшенный реверс-пруф») - это обозначения других «финишей».

UNC и MS

Теперь рассмотрим подробнее каждый из видов монет, никогда не бывших в наличном денежном обращении (обороте). И начнем мы с самых обычных монет, изготовленных по самой простой из технологий каждого конкретного монетного двора. Они предназначены для оборота, но по какой-то причине в него не попали и сразу достались коллекционерам. Согласно наиболее распространенной версии, такие монеты называются UNC (uncirculated, анциркулейтед, анц, АЦ, монеты без следов обращения), хотя при помещении в слаб какой-то грейдинговой компании они обычно получают обозначение MS (mint state, состояние как будто с монетного двора). То есть MS - это то же самое, что и UNC, но лишь в случае слабирования монеты и присвоения ей цифрового грейда от 60 до 70 по шкале Шелдона.

Банк России дает такое определение этой категории монет: «Монеты обычного качества - это продукция традиционного высокоавтоматизированного чеканного производства: курсовые и разменные монеты (обращающиеся по номиналам в качестве реальных платежных средств), а также монеты из драгоценных металлов инвестиционного назначения, тиражи которых могут достигать нескольких миллионов штук. На монетах этого вида нет зеркальных поверхностей, поля, рисунки и надписи имеют одинаковую поверхностную фактуру, рельефы не контрастируют с полями. Незначительные скосы острых граней канта, мелкие заусенцы на нем и легкие короткие царапины на полях аверса и реверса допускаются на монетах обычного качества.»¹⁶

Подавляющее большинство монет 25 рублей имеют множество забоин и царапин из-за неудачной упаковки монетного двора (мелкие пакетики)

Вопреки представлениям части коллекционеров, UNC - это не какая-то идеальная безупречная монета без единого мельчайшего дефекта, а просто монета, не имеющая износа из-за ее использования в обороте. Некоторое количество дефектов, возникающих до попадания монеты в оборот (на монетном дворе, при транспортировке с монетного двора в банк, при хранении монеты в банке) не только нормально для UNC, но и почти неизбежно.

При современном производстве дефекты могут появляться по следующим причинам:

  • вырубка заготовок из листа: они падают с большой скоростью в чан, при этом бьются и царапаются;
  • шлифовка заготовок;
  • перевозка заготовок кучей: они давят друг друга, от тряски оставляют друг на друге царапины и потертости;
  • чеканка на монетном дворе со скоростью 10-13 монет в секунду, затем они падают в чан на большой скорости, опять же бьются и царапаются;
  • в чане оказывается, к примеру, 1200 кг монет, т.е. на все монеты, которые оказываются не на самой поверхности, сверху давят десятки килограммов металла;
  • из чана монеты фасуются по мешкам или пакетам, в мешках они не ложатся ровно, т.е. часто упираются друг в друга ребром, при перевозке и хранении оставляют друг на друге царапины и потертости.

На некоторых монетных дворах монеты фасуют в роллы, в результате чего последняя стадия исчезает: монеты лежат ровной стопочкой и не бьются. Но все предыдущие стадии остаются, поэтому и в роллах идеальных монет почти никогда не бывает.

На монетах из ролла заметно меньше забоин и царапин, чем на монетах из мелкого пакетика. Но они есть

Чтобы различать монеты UNC / MS между собой, грейдинговые компании используют шкалу Шелдона. Присвоение того или иного обозначения по этой шкале зависит от:

  • четкости оттиска рельефа, степени прочеканки деталей изображения;
  • следов контакта с другими монетами (микроударов, «contact marks»);
  • легких царапин на поверхности монеты («волосяных линий», «hairlines»);
  • наличия и яркости штемпельного блеска («mint luster»);
  • общей визуальной привлекательности («eye appeal»).

Визуальная привлекательность - это субъективная характеристика, зависящая от мнения оценщика и связанная, к примеру, с цветом и расположением патины. Сам факт наличия патины вовсе не означает, что монета не является UNC / MS. Напротив, большинство старых монет в слабах с самыми высокими грейдами имеют достаточно густую и обширную патину.

Существует несколько версий этой шкалы, различающихся между собой отдельными деталями, но наиболее подробное ее изложение можно найти у Американской нумизматической ассоциации (ANA)¹⁷:

MS70 - Идеальная монета. Очень привлекательный четкий оттиск рельефа и оригинальный штемпельный блеск наивысшего качества среди монет данного монетного двора и года выпуска. При рассматривании под увеличением не видно следов контакта. Отсутствуют легкие царапины, потертости и дефекты. Внешняя привлекательность - наивысшая. Если монета сделана из меди, то она яркая, имеет оригинальный цвет и блеск.

MS69 - Очень привлекательный четкий оттиск рельефа и оригинальный штемпельный блеск на всей поверхности, который бывает у монет данного монетного двора и года выпуска. Не более двух крохотных, не отталкивающих следов контакта или изъянов. Нет легких царапин или следов потертостей. Исключительная привлекательность для глаз. Если монета сделана из меди, то она яркая, имеет оригинальный цвет и блеск.

MS68 - Привлекательный четкий оттиск рельефа и оригинальный штемпельный блеск на всей поверхности, который бывает у монет данного монетного двора и года выпуска. Не более четырех крохотных следов контакта или изъянов за пределами основных зон (по всей видимости, ключевых элементов изображения, таких как портрет монарха или герб - прим. авт.). Нет легких царапин или следов потертостей. Исключительная привлекательность для глаз. Если монета сделана из меди, то она блестящая и имеет оригинальный цвет.

MS67 - Оригинальный штемпельный блеск и нормальное качество оттиска рельефа для монет данного монетного двора и года выпуска. Три или четыре крохотных следа контакта, из которых один или два могут находиться в основных зонах. Легкие царапины не видны без увеличения, но под увеличением могут быть одна-две легких царапины, либо один-два микроскопических изъяна или потертости. Внешняя привлекательность выше средней. Если монета сделана из меди, то она блестящая и имеет оригинальный цвет.

MS66 - Качество поверхности и штемпельный блеск - выше среднего. Не более трех-четырех микроскопических и незаметных следов контакта. Под увеличением могут быть видны несколько легких царапин или одна-две легкие потертости. Внешняя привлекательность выше средней, и одновременно она очень хорошая для монет данного монетного двора и года выпуска. Если монета сделана из меди, то она имеет оригинальный или слегка изменившийся цветовой оттенок.

Швейцария, 1 франк 1931 года, MS68 и MS65 по оценке PCGS. На поле монеты MS65 значительно больше мелких дефектов, хотя и MS68 не полностью идеальная

MS65 - Привлекательный высококачественный штемпельный блеск и оттиск рельефа для монет данного монетного двора и года выпуска. Могут иметься несколько небольших рассредоточенных следов контакта, или могут присутствовать два более крупных следа не в основных зонах. Могут иметься один или два небольших участка с легкими царапинами. На самых высоких точках рельефа могут быть заметные легкие потертости. Общее качество монеты выше среднего, а визуальная привлекательность очень хорошая. Если монета сделана из меди, то она имеет некоторую часть привлекательного блеска и оригинальный либо потемневший цвет.

MS64 - Как минимум средний штемпельный блеск и оттиск рельефа для монет данного типа. Могут присутствовать несколько небольших следов контакта, расположенных группами, а также один или два умеренно тяжелых следа. Могут иметься один или два небольших участка с легкими царапинами. Заметные легкие потертости или дефекты на рельефе или на поле монеты. Общее качество монеты хорошее, визуальная привлекательность хорошая. Если монета сделана из меди, то она может быть слегка тусклой.

MS63 - Небольшая часть штемпельного блеска может отсутствовать. Могут присутствовать многочисленные мелкие следы контакта и несколько рассредоточенных тяжелых следов. Легкие царапины могут быть видны невооруженным глазом. На любой части рельефа или на поле монеты могут присутствовать несколько отталкивающих потертостей или дефектов. Общее качество монеты примерно среднее, но внешне монета скорее привлекательная. Если монета сделана из меди, то она может быть темной или тусклой.

MS62 - Может наблюдаться ослабленный или тусклый штемпельный блеск. Повсюду могут присутствовать скопления мелких следов контакта, а также несколько крупных следов или забоин в основных зонах. Легкие царапины могут быть очень заметными. На основных деталях изображения могут присутствовать большие непривлекательные потертости. Качество чеканки, канта и заготовки может быть заметно ниже среднего. Общая визуальная привлекательность - ниже средней. Если монета сделана из меди, то у нее ухудшенный цвет и тон.

MS61 - Штемпельный блеск может быть ослаблен или заметная его часть отсутствует. По всей поверхности могут присутствовать скопления мелких и крупных следов контакта. Легкие царапины могут быть очень заметными. Потертости могут быть большими, выглядеть непривлекательно и располагаться на ключевых элементах изображения. Могут присутствовать небольшие вмятины на канте, дефекты чеканки или дефекты заготовки. Качество может быть заметно плохим. Визуальная привлекательность скорее низкая. Медные монеты, как правило, тусклые, темные и, возможно, с пятнами.

MS60 - На этой монете может быть непривлекательный, тусклый или утраченный штемпельный блеск. Может быть много крупных отталкивающих следов контакта или повреждений, возникших не из-за участия монеты в обращении. Может присутствовать сильная концентрация легких царапин или непривлекательные большие участки потертостей. Могут присутствовать забоины на канте. Визуальная привлекательность очень низкая. Медные монеты могут быть темными, тусклыми и с пятнами.

Гибралтар, 4,2 экю 1994 года в сертификате названа одновременно пруфом и пруф-лайком, однако если не знать этого, то мы скорее всего назвали бы ее UNC

Кроме обозначения циркуляционной монеты, не попадавшей в обращение, термин UNC также часто используется на практике как обозначение целой группы различных технологий выпуска монет. В России и других странах, где под пруфом понимается исключительно высококонтрастная монета с темным зеркальным полем и светлым матовым рельефом, все остальные монеты, не обладающие высокой контрастностью, могут записываться в категорию UNC, то есть в таком случае под этим термином понимается «всё, что не Proof». В частности, анцем могут быть названы, к примеру, некоторые из монет, обозначаемые как «Proof-like» или «матовый пруф» (см. ниже).

BU, улучшенный UNC

С этого момента мы погружаемся в увлекательный мир терминологической путаницы, свойственной современной нумизматике. В нем несколько по-разному сделанных монет могут обозначаться одним и тем же термином, а одинаково сделанные монеты - разными терминами, в зависимости от страны и монетного двора.

У всех современных монетных дворов обязательно имеются какие-нибудь виды специальных выпусков монет, которые можно отнести к технологии UNC. Эти выпуски могут иметь самые разнообразные наименования: монеты улучшенного качества, специальный анциркулейтед, и т.д. Но чаще всего можно встретить термин «Brilliant uncirculated» (бриллиант анциркулейтед, BU, Brilliant UNC, или BUNC).

Английское слово «brilliant» может иметь два разных смысловых оттенка: это и «блестящий», и «превосходный». Соответственно, в разных ситуациях термин BU может иметь разные значения: это либо монета, обладающая физическим блеском, либо «превосходная монета без следов обращения» (независимо от того, блестящая она или матовая).

Рассмотрим, какие определения даются в разных источниках.

20 копеек 1965, мешковая монета для обращения и наборная монета улучшенного качества, которую можно назвать Brilliant UNC

Банк России говорит о монетах, которые отличаются от обычного UNC тем, что на них не допускается появление царапин: «Монеты улучшенного качества отличаются от монет обычного качества главным образом тем, что они не имеют видимых без использования специальных технических средств мелких царапин, что достигается за счет применения автоматических станков и оборудования, снабженных устройствами, предотвращающими соприкосновение готовых монет и, тем самым, устраняющими возможность образования на их поверхности царапин».¹⁸

В определении, бывшем ранее на сайте СПМД, говорится не просто об улучшенных монетах, но и обладающих физическим блеском (оба значения английского слова «brilliant» вместе): «Бриллиант анциркулейтед - монеты улучшенного качества, имеющие ровную блестящую поверхность поля и рельефа, четкие ясные линии рисунков.»

Королевский монетный двор Великобритании говорит об особой технологии производства монет BU, превосходящей даже технологию Proof прежних веков: «Штемпели, используемые для чеканки монет Brilliant Uncirculated, полируются и обрабатываются вручную. Заготовки для Brilliant Uncirculated подаются машинным способом и подвергаются двойному удару. В результате они чеканятся гораздо быстрее, чем монеты Proof - около 100 штук в час. Они обладают хорошим уровнем детализации дизайна, но имеют более низкое разрешение, чем монеты Proof».¹⁹

Набор монет Великобритании 1984 года, качество Brilliant Uncirculated

Каталог монет мира Г. Шёна констатирует, что под BU могут пониматься различные технологии производства: «Brilliant Uncirculated - простые монеты для коллекционеров с блестящей или шелковисто-матовой поверхностью. Спектр методов производства варьирует от чеканки новыми штемпелями на обычных заготовках (первые удары) до чеканки полированными штемпелями одним или двумя ударами с более высоким давлением на специально отобранных, матовых или полированных заготовках».²⁰

В обсуждении на форуме Numista давалось такое описание: «Большинство монетных дворов определяют BU как монеты, не бывшие в обращении, которые были промыты и специально обработаны перед помещением в наборы. В большинстве случаев штемпели и заготовки монет лучше полируются и обрабатываются перед началом процесса чеканки. Кроме того, большинство монетных дворов следят за тем, чтобы на этих монетах не было следов процесса чеканки, которые были бы на обычных монетах UNC. Некоторые монетные дворы, в том числе в Дании, Норвегии и Португалии, фактически чеканят свои монеты BU в прессе для монет Proof, используя специально подготовленные штемпели для монет UNC, иногда с более чем одним ударом. Большинство монет BU по внешнему виду ближе к качеству UNC, чем к Proof. Иногда они описываются как «превосходный обычный чекан».²¹

Мнения, не вписывающиеся в эту картину:

Монетный двор США не использует термин Brilliant Uncirculated. Вместо этого он говорит о монетах Uncirculated как о превосходных монетах, которые загружаются вручную в машину для чеканки, изготавливаются на полированных заготовках, но в итоге имеют мягкий, напоминающий матовый, внешний вид. А для обычных монет, о которых мы говорили в предыдущем разделе, Монетный двор США использует нигде более не встречающийся термин «Circulating coins» (монеты для обращения).²²

Точно так же термин Brilliant Uncirculated не использует Королевский монетный двор Австралии. Однако он говорит о монетах Uncirculated как о нумизматических или коллекционных монетах, которые предназначаются для коллекционеров или для рынка сувениров/подарков и не используются в качестве наличных денег.²³ Проще говоря, речь здесь идет исключительно о назначении монет, а не о технологиях.

Австралия, 1 доллар 2012 «Гражданство Австралии» в блистере. Качество обозначено как «Uncirculated»

Противоположной позиции придерживается Королевский монетный двор Канады: для него Brilliant Uncirculated - это как раз обычные монеты для обращения, а вовсе не какое-то особое качество чеканки или особое назначение. «Этот базовый finish используется на большинстве стандартных канадских монет для обращения».²⁴ Как отмечают на форумах, в Канаде BU - это просто обозначение обычной новенькой монеты из ролла, со всеми ее забоинами и царапинами.

В стандартах грейдинговой компании NGC говорится, что она вообще не видит разницы между Uncirculated и Brilliant Uncirculated - для нее это просто синонимы. «NGC считает, что Brilliant Uncirculated - это любые монеты, которые имеют оценку от 60 до 70 по шкале Шелдона». ²⁵

В каталогах монет мира Krause Publications под Brilliant Uncirculated понимаются обычные монеты UNC, но только от уровня MS63 и выше.

Что-то совсем странное предлагает сайт аукциона Heritage: «Brilliant Uncirculated - общий термин для любых монет, не находившихся в обращении».²⁶ (И для пруфов тоже???)

Наконец, еще один участник форума Numista заявил о том, что исторически под BU понимались исключительно медные и бронзовые монеты, поэтому сейчас этот термин используется всеми в неправильном значении: «Медная или бронзовая монета очень быстро меняет цвет с блестящего красного на тускло-коричневый, поэтому термин BU был принят для обозначения монеты, которая все еще сохраняла большую часть своего первоначального блеска». ²⁷

Россия, 2 копейки 1915 года с оригинальным цветом и блеском и тускло-коричневая

Fleur de coin (FDC)

FDC - еще один широко известный термин, значение которого сильно различается в зависимости от того, кто именно его употребляет. Правда, в последние годы он употребляется все реже, оставаясь, главным образом, в пределах франко-, испано- и португалоязычных стран. По-французски расшифровывается как «fleur de coin». Fleur - нечто отборное, лучшее, прелестное, и одновременно это слово имеет значение «цветок». Coin - штемпель (а вовсе не монета, как можно было бы подумать). На испанский дословно переводится как «flor de cuño», причем в испанском слово «flor» не имеет никаких значений кроме «цветок».

Во Франции термин FDC является синонимом BU, то есть Brilliant uncirculated в значении «монеты улучшенного качества для наборов».²⁸

В Испании, согласно определению монетного двора, FDC - это «первые монеты, отчеканенные новым штемпелем, прежде чем они немного потеряют совершенство или глубину рельефа».²⁹

В Бразилии FDC - это синоним термина UNC, то есть монета обычного качества чеканки без следов обращения.³⁰

Бразилия, 1 реал 2012 «Передача олимпийского флага» в блистере

Кроме того, на форуме Numista высказывалось мнение, что термин FDC следует употреблять в значении «монета Proof в ее исходном состоянии», то есть без дефектов, возникающих из-за неправильного хранения. Употребление этого термина в отношении монет UNC участник дискуссии считает ошибочным.³¹

В общем, есть не менее четырех полностью различающихся версий, из-за чего, вероятно, употребление термина FDC и сокращается.

Specimen

Specimen (образец) - еще один распространенный термин, не имеющий единообразного значения.

Обе крупнейшие грейдинговые компании используют обозначение Specimen наравне с обозначениями UNC/MS и Proof, то есть как некую третью основную категорию. Однако в обоих случаях роль этой третьей категории довольно скромна, и слабы с буквами SP встречаются редко.

США, 50 центов 1807, компанией PCGS присвоен грейд SP65 (фото Heritage)

Компания NGC считает, что Specimen - это «гибрид между MS и Proof».³² Компания PCGS несколько более многословна: Specimen - это «особые монеты, отчеканенные на Монетном дворе [США] в 1792-1816 годах, которые демонстрируют многие характеристики более поздней чеканки монет Proof. До 1817 года оборудование и технология чеканки были несовершенны, поэтому эти монеты не имели ни «водянистой» поверхности, как у более поздних пруфов, ни равномерности чеканки, как у пруфов, чеканенных в кольце. Качество чеканки хорошее, как у Proof, но внешний вид сатиновый, иногда матовый, полузернистый».³³ В общем, это монеты специальных выпусков одной конкретной страны и одного конкретного исторического периода.

Но есть и те, кто пытается распространить термин Specimen на некоторые другие, в том числе и современные монеты. Например, Королевский монетный двор Канады называет так один из своих «финишей», то есть сочетаний внешнего вида различных поверхностей монеты. «Эти монеты более высокого качества, чем UNC. У этого «финиша» сочетаются блестящий и матовый рельеф с полосатым/разлинованным полем. Мы единственный монетный двор в мире, предлагающий такую отделку».³⁴

Канадские наборные монеты 25 центов: Brilliant UNC, Proof и Specimen

На форумах предлагают также использовать термин «Specimen» для наборных монет СССР 1970-х - 1980-х годов³⁵, или для любых наборных монет улучшенного качества, с которыми обращались крайне осторожно.³⁶ Но в этом мало смысла, поскольку не понятно, чем такие монеты принципиально отличаются от Brilliant UNC (и отличаются ли вообще).

Инвестиционные монеты (Bullion coins)

Как следует из названия, инвестиционные монеты были изначально предназначены для инвестиций. То есть главным тут является назначение, а не качество чеканки. Вместо того, чтобы хранить драгоценные металлы в однообразных скучных слитках, людям предоставили возможность хранить их в виде монет с разнообразными интересными изображениями. При этом в такой форме драгоценные металлы расходились лучше, поскольку, кроме инвесторов, к их покупке подключились коллекционеры-нумизматы.

Основное отличие инвестиционных монет заключается в особом режиме налогообложения, тогда как качеством чеканки многие монетные дворы могут и пренебречь. Как мы уже упоминали, Банк России относит их к монетам обычного качества UNC, и на них допустимы незначительные скосы острых граней канта, мелкие заусенцы на нем и легкие короткие царапины на полях аверса и реверса.³⁷ Правда, тот же Банк России в итоге заметил, что инвестиционные монеты «Георгий Победоносец» пользуются популярностью у коллекционеров, и ради них в 2012 году выпустил точно такие же внешне 50 и 100 рублей в качестве Proof.

Россия, 50 рублей 2012 «Георгий Победоносец» качества UNC и Proof. Сравните уровень проработки мелких деталей

Королевский монетный двор Великобритании также говорит о том, что не стремится достичь наивысшего качества при чеканке инвестиционных монет: «Люди покупают их из-за ценности содержащегося в них драгоценного металла, поэтому при производстве больше внимания уделяется эффективности. Их чеканят со скоростью до 250 золотых и до 3000 серебряных монет в час, и они соответствуют стандарту, аналогичному монетам BU».³⁸

Но есть и другие примеры. Монетный двор США при изготовлении инвестиционных монет серии «Американский орел» стремится внедрять новые передовые технологии чеканки, не использовавшиеся даже на памятных монетах. К примеру, с 2019 года внедрена технология Enhanced Reverse Proof (улучшенный реверс-пруф), при которой поле монеты матовое, а разные части рисунка блестят по-разному.

Китай, различные виды инвестиционных монет 10 юаней с пандами

У китайских инвестиционных монет с пандами и у австралийских монет с животными - символами года регулярно меняется дизайн, что привлекает большее количество коллекционеров к их покупке. В этих случаях граница между инвестиционными монетами и памятными коллекционными монетами из драгоценных металлов почти полностью стирается.

Современный Proof

В этом разделе мы поговорим о современных пруфах, то есть о монетах с высоким контрастом между зеркальным полем и матовым рельефом. Их полное английское наименование, исключающее двусмысленности, - это «Deep cameo Frosted Proof» или «Ultra cameo Frosted Proof»; тем не менее, в большинстве современных источников именно они называются словом «Proof» без дополнительных эпитетов. О том, что понималось под пруфом примерно до 60-х годов прошлого столетия, написано в первом разделе этой статьи, а о том, какие еще монеты обозначаются на некоторых монетных дворах с использованием слова «Proof» в наши дни, расскажет следующий раздел.

Начнем с описания, данного Банком России: «Монета качества «пруф» <...> имеет ровную, зеркальную поверхность поля и матовый рельеф рисунков и надписей».³⁹

Московский монетный двор отдельно упоминает о четкости изображения: «Изделия этого качества имеют ровную зеркальную поверхность поля и равномерно матированный рисунок с четким рельефом и хорошо проработанными видимыми мелкими деталями».⁴⁰

Россия, 3 рубля 1992 «Академия наук». Типичный современный Proof

Американская нумизматическая ассоциация добавляет обязательных признаков пруфа: «Этот термин правильно использовать для описания метода производства. Монеты Proof изготавливаются с использованием специально подготовленных заготовок и штемпелей, удар наносится не менее двух раз. Конечным продуктом является монета с сильно зеркальным полем и матовыми деталями рельефа».⁴¹

Монетный двор США: «Заготовки для Proof специально обрабатываются, полируются и очищаются вручную, чтобы обеспечить высокое качество чеканки. Затем заготовки подаются в прессы со специально отполированными штемпелями и подвергаются как минимум двум ударам <...> что придает монете матовый скульптурный рельеф и роскошный блеск, проработанный сложный дизайн и зеркальный фон».⁴²

Впрочем, на видео, помещенном на канале Youtube этого монетного двора, видно, что полировка заготовок производится не вручную, а на специальной машине. В этом же видео описывается последовательность действий:

  • размягчение металла заготовки (отжиг в печи при высоких температурах);
  • нанесение гуртового изображения / насечек;
  • очистка окислов с поверхности заготовки + полировка;
  • промывка заготовок;
  • подготовка штемпелей: полировка поля и вакуумное напыление хрома на элементы дизайна;
  • загрузка заготовок стопками в машину;
  • чеканка двумя ударами;
  • монеты сползают в специальные лотки;

Видео

Подробное описание дает также Королевский монетный двор Великобритании: «Штемпели, используемые для чеканки монет Proof, обрабатываются вручную, чтобы гарантировать устранение всех дефектов. Заготовки подаются в пресс вручную, после чего наносится до шести ударов штемпелем, с меньшей скоростью и с меньшим давлением, чем при других видах чеканки, чтобы сохранить мелкие детали дизайна. После чеканки каждая монета проверяется на наличие дефектов. Штемпели очищаются воздухом после чеканки каждой монеты, чтобы гарантировать отсутствие следов или дефектов во время чеканки. Из-за такой повышенной заботы и внимания, в течение часа можно отчеканить не более 50 монет Proof. Также штемпели регулярно обрабатываются, чтобы сохранить качество отделки. Каждый штемпель Proof может отчеканить всего несколько сотен монет, после чего его необходимо отполировать».⁴³

Таким образом, британский Королевский монетный двор говорит о более слабом давлении на заготовку при чеканке монет Proof, чем при других видах чеканки. Многие источники с ним не согласны и говорят наоборот о более сильном давлении. Например, компания PCGS: «Пруфы обычно подвергаются более чем одному удару штемпеля и обычно чеканятся на прессах, работающих на более медленных скоростях и с более высоким давлением. Из-за этой дополнительной тщательности пруфы обычно демонстрируют гораздо более четкие детали, чем обычные монеты для обращения».⁴⁴

То же самое в каталогах Krause Publications: «Монеты, отчеканенные как минимум двумя ударами на специально подготовленных полированных заготовках и с использованием штемпелей (которые также часто полируются) высочайшего качества под давлением, превышающим обычное. Современные монеты качества Proof часто состоят из матовых портретов или элементов дизайна, окруженных абсолютно зеркальными полями».⁴⁵

Эфиопия, набор монет Proof 1977 года

И еще одна деталь, которую не так часто упоминают в описаниях монет Proof: между элементами рельефа и полем обычно бывает четкий угол в 90 градусов. «Края под прямым углом - отличительная черта большинства монет пруф».⁴⁶ Автор самой известной российской статьи о монетах Proof - Александр Басок - даже называет этот признак одним из ключевых: «Буквы монеты имеют не закругленные края, а под углом в 90 градусов, и, что очень важно, они касаются поля монеты под прямым углом».⁴⁷

Также Басок говорит о еще одном ключевом признаке, не упомянутом больше ни в одном источнике: «Ребро монеты и перпендикулярные к нему плоскости образуют «проволочный ободок». Это результат повышенной силы удара и полного заполнения металлом штемпеля».⁴⁸

«Проволочный ободок» по краю канта

Есть и другие интересные и довольно подробные описания того, как чеканятся монеты Proof:

«В брошюре Банка Мексики, посвященной коллекции монет «Миллениум», подробно описано, в чем состоит эта техника чеканки: Для того, чтобы монеты имели зеркальную поверхность, необходимо отполировать заготовки. Этот процесс выполняется во вращающихся контейнерах, содержащих стальные шарики диаметром 2 мм. Эти контейнеры вращаются со скоростью 26 оборотов в минуту, и заготовки требуется обрабатывать в них примерно три с половиной часа. Затем заготовки промывают дистиллированной водой и сушат в емкостях, пропускающих горячий воздух. Как только заготовки высохнут, их можно будет транспортировать в комнату чеканки. При чеканке монет зеркального качества подача заготовки в пресс осуществляется вручную. Чтобы эти монеты имели необходимый блеск, важно, чтобы штемпели были идеально чистыми, поэтому после каждых двух-трех чеканок их протирают кожей. Во время этого процесса штемпели подвергаются естественному износу, поэтому после чеканки 100 или 200 монет их разбирают для полировки блестящих участков и матирования рельефа с помощью пневматического пистолета, выдающего струю песка».⁴⁹

Мексика 100 песо 1992 «Воин-орел»

«Штемпели, используемые в этом процессе, имеют более четкие детали и служат не так долго, как штемпели для монет UNC. Кроме того, монеты чеканятся с использованием большего давления, поэтому металл лучше растекается, и требуется техника чеканки в несколько ударов. Часто используют 2-3 удара, в зависимости от твердости металла. После каждого удара штемпели проверяются и часто полируются вручную. Платина может потребовать до 10-12 ударов, прежде чем монета будет закончена. Каждый дополнительный удар увеличивает процент выбраковки продукции и увеличивает цену готовой монеты».⁵⁰

Банк России также пишет о возможных дефектах монет Proof:

«Допускаются следующие единичные отклонения, видимые невооруженным глазом и не ухудшающие внешний вид монет:

  • риски (тонкие, паутинообразные линии, образованные легким механическим заглаживающим воздействием на поверхность монеты, без явно различимых признаков ее разрушения), расположенные непосредственно у канта, или возле надписи, или у границ рельефного рисунка, а также на канте и гравюре в случае изготовления стороны монеты с матовым полем;
  • слабые проблески на матовой поверхности на одном из элементов рельефного рисунка, на канте, либо на поле монеты в случае его матирования;
  • мелкие пылеобразные точки светлых тонов: светло-серые, голубоватые, белые, а также мелкие пылеобразные блестящие точки;
  • незначительное отличие по оттенку матированного рисунка (или поля в случае его матирования) на различных монетах одного достоинства;
  • слабый ореол матового поля и легкие побежалости зеркального поля монеты.

Допускаются также скосы и заусенцы ребер канта монет, изготовленных в качестве «пруф» и «пруф-лайк».⁵¹

Иные виды монет, которые имеют в названии слово «Proof»

В этом разделе мы перечислим те виды технологий выпуска монет (качеств чеканки), которые в целом ряде стран продолжают называться пруфами, хотя к современному пруфу - то есть монетам с высоким контрастом между зеркальным полем и матовым рельефом - вообще не относятся. Отношение к ним в России неоднозначное: при наличии оригинального сертификата кто-то переписывает из него слово Proof, а кто-то не обращает на него внимания и обозначает монету как UNC. Если же сертификата нет, то такие монеты почти неизбежно будут расценены как UNC (в значении «всё, что не Proof»).

-- Brilliant proof (блестящий пруф): «Блестящие пруфы возникают, когда все поверхности штемпеля тщательно отполированы. Это создает блестящую зеркальную поверхность на всех частях монеты. В США блестящие пруфы чеканились с 1930-х по начало 1970-х годов. Все монеты из наборов пруфов 1960 и 1963 годов являются блестящими пруфами».⁵²

«Зеркальные пруфы, или блестящие пруфы, встречались еще в XIX веке, а начиная с конца 1930-х годов они стали основным способом производства пруфов [в США]».⁵³

США, 1/4 доллара 1971, монета из официального набора Proof, но все поверхности одинаково отполированы («блестящий пруф»)

-- Matte proof (матовый пруф): «Матовые пруфы имеют удивительно четкое качество чеканки, но при этом зернистые поверхности, которые кажутся тусклыми. Они сильно отличаются от стандартных циркуляционных монет, у которых при отсутствии следов обращения обычно присутствуют следы потоков металла на обычно гладкой (хотя и не обязательно напоминающей зеркало) поверхности. При внимательном сравнении матового пруфа с экземпляром UNC можно обнаружить у первого более глубокий и сильный удар на всех деталях рельефа, а также более прямоугольные и резкие края».⁵⁴

США, 5 центов 1916 - монета, которую по ее внешнему виду мало кто назвал бы пруфом, и все же официально это «матовый пруф» (фото Heritage)

-- Satin proof (сатиновый пруф): «Гладкая, слегка обработанная пескоструйным аппаратом поверхность без обычного радиального блеска, наблюдаемого у монет регулярного чекана».⁵⁵

США, 5 центов 1936 - «сатиновый пруф»

-- Roman proof (римский пруф): «Римский finish - экспериментальная поверхность монет Proof, использовавшаяся в основном на золотых монетах США в 1909 и 1910 годах. Поверхность демонстрирует большую отражательную способность, чем матовый Proof, но меньшую, чем блестящий Proof».⁵⁶

США, 2½ доллара 1909 - «римский пруф» (фото Heritage)

-- Reverse proof (реверс-пруф, обратный пруф): «Фон является матовым, а все остальные элементы дизайна отполированы до одинакового зеркального блеска».⁵⁷

США, 1 дайм 2015, наборный выпуск из серебра в качестве «реверс-пруф»

Вряд ли правильно называть реверс-пруфом монету, у которой почти вся поверхность является матовой, а отполированные надписи и изображения являются не выпуклыми, а вдавленными. По сути, эти самые вдавленные участки - это настоящее поле монеты (нижний уровень), а возвышающееся над ними матовое «поле» - это рельеф (верхний уровень). То есть монета является обычным пруфом с зеркальным полем и матовым рельефом.

Эстония, 10 евро 2011 «Будущее Эстонии»

-- Enhanced reverse proof (улучшенный реверс-пруф): «Имеет такой же матовый фон, как у Reverse proof, но другую отделку дизайна. У ERP имеется несколько типов полировки или матирования поверхностей, применяемых к различным изолированным элементам дизайна, тогда как у Reverse proof имеется только одна зеркальная полировка дизайна. Выборочная полировка и матирование элементов дизайна ERP значительно усиливает визуальное воздействие дизайна».⁵⁸

Технология Enhanced reverse proof на инвестиционных монетах «Американский серебряный орел» с 2019 года

Proof-like (пруф-лайк)

Возвращаемся к терминологической путанице. Есть еще один очень распространенный термин с большим количеством разнообразных значений. Это термин Proof-like (Prooflike, PL, пруф-лайк, пруфлайк). Дословно он означает «подобный пруфу», «напоминающий пруф». Разногласия существуют по поводу того, чем именно он не похож на пруф и на какой именно пруф - на современный высококонтрастный или на пруфы прежних веков. Список обязательных признаков даже современного высококонтрастного пруфа с матированным рельефом не является общепринятым, а потому и отсутствие какого-то из этих признаков не все воспримут как существенное отклонение от технологии.

К примеру, Банк России перечисляет Proof и Proof-like просто через запятую, не поясняя, в чем именно он видит различие между ними. Но из Википедии можно узнать, что «эти монеты [пруф-лайк] имеют зеркальное поле и матовый рельеф, но изготовитель не обладает мощным прессом для нанесения двух или более сильных ударов по монетной заготовке. К примеру, российские монетные дворы Гознака, Санкт-Петербургский и Московский, для чеканки пруфа используют 600-тонные прессы, мощности которых хватает лишь для чеканки монет весом до 169 граммов, монеты весом от килограмма получают термин пруф-лайк».⁵⁹

Скриншот с сайта Банка России: большинство серебряных килограммовых монет номиналом 100 рублей обозначены как «пруф-лайк» (но почему-то не все)

Советские медно-никелевые юбилейные рубли, которые мы привыкли называть пруфами, на оригинальных этикетках монетных дворов тоже значились как пруф-лайк. Также и российские памятные монеты с параметрами как у монет СССР, выпускавшиеся в 1992-1995 гг., названы на официальном сайте Банка России пруф-лайками. Но в чем причина в данном случае - не указано. Возможно, дело в устаревших представлениях о том, что лишь монеты из драгоценных металлов могут считаться пруфами, а недрагоценные монеты, как бы они ни полировались и сколько бы раз ни ударялись штемпелем, могут быть только пруф-лайком.

Этикетки советских и российских юбилейных рублей с надписью «пруф-лайк»

Каталоги Krause Publications говорят об отсутствии у пруф-лайка резких краев рельефа: «Поле пруф-лайка обычно имеет дефекты, а края закруглены. Эти монеты не чеканятся двумя ударами. Многие официально выпущенные во всем мире наборы Proof на самом деле попадают в эту категорию после тщательного изучения качества монет».⁶⁰

В статье на сайте PCGS указывается на отсутствие специальной заботы при чеканке: «Монеты Prooflike обычно получаются в результате чеканки на особенно красивой блестящей заготовке новым или недавно отполированным штемпелем. Однако на этом кажущееся сходство технологии заканчивается. В отношении монет Prooflike, как правило, не проявляют особой заботы в процессе чеканки. В отличие от пруфов, монеты регулярного чекана с блеском Prooflike ударяются штемпелем только один раз».⁶¹

Мексиканский исследователь Карлос Амайя дает такое определение пруф-лайку: «Заготовки и штемпели должны быть отполированы до зеркального блеска, хотя некоторые дефекты допустимы. Размещение заготовки не обязательно должно производиться вручную. Пресс может отчеканить от 500 до 1000 монет, пока штемпели не будут сняты и снова отполированы».⁶²

Также в целом ряде источников говорится об обычных монетах, созданных по самой обычной технологии UNC обычными штемпелями. Но эти штемпели только что изготовлены, а монета является одним из первых оттисков, сделанных ими. У таких монет все элементы дизайна очень четкие, поле иногда может напоминать зеркальное, а рельеф может быть похож на матовый и между ними даже может наблюдаться некоторый контраст.⁶³

Новая Испания (Мексика) 8 реалов 1808 года с полем, напоминающим зеркальное, рельефом, напоминающим матовый, и контрастом между ними. Монету оценили, как MS63, но сделали пометку PL - пруф-лайк

Александр Басок говорит о другом случае - о монетах обычного качества, отчеканенных штемпелями, ранее использовавшимися для чеканки монет Proof. «По выполнении заказа, было разумным не оставлять дорогие штемпеля без дела, а перевести их в отдел регулярного чекана и чеканить ими обычные монеты для обращения. <...> и эти монеты особенно самые ранние оттиски имеют зеркальную поверхность и на первый взгляд выглядят точно, как пруфы».⁶⁴«По мере износа и загрязнения этого штемпеля, признаков, сличающих эту монету с proof остается все меньше».⁶⁵

Даниган и Паркер говорят о том, что обычные штемпели для монет регулярного чекана иногда полируют перед началом производства, чтобы удалить незначительные повреждения, дефекты и пятна. Из-за этого на первых отчеканенных монетах может случайно получиться зеркальное поле.⁶⁶ Как отмечает Coinweek, если монеты Proof обязаны выглядеть красиво, то при производстве пруф-лайка монетный двор не прикладывает никаких специальных усилий, чтобы он стал красивым.⁶⁷

Сочетание разных технологий

На некоторых монетах аверс и реверс выглядят по-разному, поскольку их штемпели или обработка после чеканки выполнены по разным технологиям.

В прошлые века такое происходило случайно. Например, сюда можно отнести те случаи, когда один штемпель, которым ранее чеканились монеты Proof, продолжал использоваться для чеканки обычных монет в сочетании со вторым штемпелем обычного качества, и получалось, что одна сторона похожа на Proof, а другая - нет. Некоторые называют такие монеты пруф-лайком, что довольно странно, поскольку один из двух штемпелей ни к пруфу, ни к пруф-лайку (в любом из его значений) никакого отношения не имел.

Также раньше, из-за применения в США смеси 5% азотной кислоты и 95% спирта для матирования штемпелей, матовые поверхности штемпеля быстро разглаживались, и штемпель начинал выдавать оттиски без контраста между полем и рельефом. При этом «штемпели аверса и реверса изнашивались с разной скоростью. В период 1950-1967 годов монетный двор заменял только тот штемпель, который был сильно изношен, оставляя второй штемпель на прессе».⁶⁸ Вплоть до 1972 года среди наборных монет США встречаются такие, у которых с одной стороны высокий контраст между полем и рельефом, а с другой стороны такого контраста вообще нет. Лишь с 1973 года начала применяться пескоструйная обработка, а затем и хромирование, обеспечившие высокий контраст на всех монетах с обеих сторон.

США, 5 центов 1970, монета из официального набора Proof. На аверсе есть контраст между полем и рельефом, а на реверсе - нет

Иногда подобное случается и в наши дни, но скорее в виде ляпов монетных дворов. Например, известен случай, когда Королевский монетный двор Великобритании при изготовлении соверена Proof не отполировал штемпель реверса, и в результате получился аверс с высоким контрастом и реверс вообще без контраста между полем и рельефом.⁶⁹

И все же чаще всего в наши дни различное оформление двух сторон монеты применяется намеренно, как художественный прием. Первой отечественной монетой такого рода был 1 рубль 1970 года «100 лет со дня рождения В.И. Ленина», у которого аверс выглядит как Proof, а реверс - как улучшенный UNC с крупнозернистым полем и хорошо отполированной головой «вождя мирового пролетариата».

СССР, 1 рубль 1970 года «100 лет со дня рождения В. И. Ленина». Только аверс выполнен по технологии Proof

На некоторых памятных монетах России исключительно аверс изготавливается по технологии Proof, а на реверсе - матовое поле, или цветная печать, или еще какое-то иное оформление. Пример - 3 рубля 2021 года «Паровоз Черепановых». Банк России зачем-то продолжает писать в своем каталоге описания таких реверсов в стиле «на зеркальном поле диска — частично выполненное в цвете рельефное изображение паровоза»⁷⁰, хотя никакого зеркального поля там нет.

Россия, 3 рубля 2021 «Паровоз Черепановых». Аверс выполнен по технологии Proof, а реверс похож скорее на UNC, но в каталоге банка описан как Proof

Подобные сочетания технологий в артистических целях сейчас встречаются во многих странах мира. Например, на белорусской монете 10 рублей 2012 года «150 лет железной дороге» аверс сделан по технологии Proof, а реверс - как оксидированный («состаренный») UNC.

Беларусь, 10 рублей 2012 «150 лет железной дороге». Аверс выполнен по технологии Proof, а реверс - по технологии UNC с оксидированием

Современные технологии

Всего пятьдесят лет назад придать монете художественную выразительность можно было лишь с использованием очень ограниченного числа технологических приемов, в том числе путем выпуска высококонтрастных пруфов и экспериментов с различными видами матирования. В наши дни количество доступных технологий многократно возросло. Даже на монетах регулярного чекана встречаются такие приемы как цветная печать и меняющиеся изображения, созданные из тончайших линий рельефа, а уж на монетах для коллекционеров виды оформления ограничены лишь фантазией дизайнера.

Канада, 2 доллара 2020 «75 лет Победы». На реверсе есть и цветная печать, и скрытые меняющиеся изображения

Среди современных технологий оформления монеты можно встретить:

  1. Оксидирование («состаривание», «античный» внешний вид), в том числе выборочное оксидирование отдельных элементов изображения.
  2. Позолота и серебрение, в том числе выборочное.
  3. Тампопечать и цифровая печать по рельефу, позволяющая выделять отдельные элементы или наносить целые художественные произведения на поверхность монеты.
  4. Нанесение эмали, техника цветной перегородчатой эмали.
  5. Лазерное матирование, позволяющее наносить на поверхность монеты очень тонкие и сложные линии.
  6. Изображения, меняющиеся под разными углами зрения и состоящие из отчеканенных линий рельефа.
  7. Голограммы, в том числе цветные.
  8. Вставки в виде пластиковых колец или капсул, содержащих что-либо.
  9. Инкрустация камнями или кусочками других металлов.
Россия 3 рубля 2023 «Творчество Виктора Цоя», часть изображения реверса выполнена в технике лазерного матирования

Как вписать все эти технологии в традиционную схему UNC / Proof - большой вопрос. Если вся поверхность монеты закрыта цветной печатью, то какая разница, каким было поле монеты под ней - матовым или полированным? Возможно, в будущем появятся дополнительные обозначения для таких видов монет.

ДР Конго, 240 франков 2008 «Леопард». Аверс выполнен по технологии реверс-пруф, на реверсе более половины поверхности закрыто цветной печатью. Как назвать технологию изготовления всей монеты в целом?

Использованная литература (номера по ссылкам, приведённым в тексте)

  1. Newman Numismatic Portal, статья «Rolling mill»
  2. Википедия, статья «Машинная чеканка»
  3. Аукцион Heritage
  4. Обсуждение на форуме Cointalk «История монет Proof»
  5. Шкала оценки сохранностей монет компании NGC
  6. Аукцион Heritage
  7. Википедия, статья «Пруф»
  8. Tungate S. Matthew Boulton and the Soho Mint: copper to customer. - Birmingham, 2010. С. 220.
  9. R&I coins, статья «Эволюция контрастных монет Proof»
  10. Моисеенко Н.С. Советские монеты высших степеней сохранности: правда/вымысел
  11. Bucki J. «Контраст на монетах Proof»
  12. Иногда в официальных документах используется термин «исполнение» (например, «монета в исполнении Proof»), который отчасти похож по смыслу на английский «finish», но точно так же он может быть понят как синоним термина «технология» или «качество чеканки».
  13. Королевский монетный двор Канады, статья «What’s in a finish?»
  14. Королевский монетный двор Канады, словарь терминов
  15. Монетный двор США, страница «Часто задаваемые вопросы»
  16. Банк России, «Памятка для работы с памятными и инвестиционными монетами»
  17. Американская нумизматическая ассоциация, «Официальные стандарты оценки сохранности монет»
  18. Банк России, «Памятка для работы с памятными и инвестиционными монетами»
  19. Королевский монетный двор Великобритании, статья «Руководство коллекционера по стандартам чеканки»
  20. Schön G., Schön G. Weltmünzkatalog 20. & 21. Jahrhundert 1900-2009. С. 20.
  21. Обсуждение на форуме Numista, «Монеты Specimen»
  22. Монетный двор США, страница «Часто задаваемые вопросы»
  23. Королевский монетный двор Австралии, «Политика в отношении монет Uncirculated»
  24. Королевский монетный двор Канады, статья «What’s in a finish?»
  25. NGC, статья «What is an Adjectival Grade?»
  26. Аукцион Heritage, словарь терминов
  27. Обсуждение на форуме Numista, «UNC, BU, MS, FDC, PROOF explained»
  28. Там же.
  29. Королевский монетный двор Испании, «Руководство для начинающих коллекционеров монет». С.8.
  30. Jafet Numismática, статья «Степени сохранности: Flor de cunho и другие обозначения»
  31. Обсуждение на форуме Numista, «UNC, BU, MS, FDC, PROOF explained»
  32. Шкала оценки сохранности монет компании NGC
  33. Стандарты оценки сохранности монет компании PCGS
  34. Королевский монетный двор Канады, словарь терминов
  35. Обсуждение на форуме coins.su «Две финские 25 пенни 1915»
  36. Обсуждение на форуме Numista, «Монеты Specimen»
  37. Банк России, «Памятка для работы с памятными и инвестиционными монетами»
  38. Королевский монетный двор Великобритании, статья «Руководство коллекционера по стандартам чеканки»
  39. Банк России, «Памятка для работы с памятными и инвестиционными монетами»
  40. Московский монетный двор, словарь терминов
  41. Американская нумизматическая ассоциация, страница «Часто задаваемые вопросы»
  42. Монетный двор США, страница «Часто задаваемые вопросы»
  43. Королевский монетный двор Великобритании, статья «Руководство коллекционера по стандартам чеканки»
  44. Стандарты оценки сохранности монет компании PCGS
  45. 2019 Standard Catalog of World Coins 20th Century 46th Edition 1901-2000. - Stevens Point: Krause Publications, 2018.
  46. McMorrow-Hernandez J. «Различия между монетами Proof и Proof-like»
  47. Басок А. «Еще раз: пруф или бриллиант?»
  48. Там же.
  49. Luna P. «Монеты с зеркальным полем (Proof) в Мексике»
  50. Обсуждение на форуме Numista, «Монеты Specimen»
  51. Банк России, «Памятка для работы с памятными и инвестиционными монетами»
  52. Littleton coin company, статья «Изменение внешнего вида американских монет Proof»
  53. McMorrow-Hernandez J. «В чем разница между матовым и зеркальным пруфом»
  54. Там же.
  55. Стандарты оценки сохранности монет компании PCGS
  56. Numismedia, статья «$20 Saint-Gaudens»
  57. Монетный двор США, страница «Часто задаваемые вопросы»
  58. Там же.
  59. Википедия, статья «Пруф»
  60. 2019 Standard Catalog of World Coins 20th Century 46th Edition 1901-2000. - Stevens Point: Krause Publications, 2018.
  61. McMorrow-Hernandez J. «Различия между монетами Proof и Proof-like»
  62. Luna P. «Монеты с зеркальным полем (Proof) в Мексике»
  63. Coinlink, Википедия, El dato numismático, coins.su
  64. Обсуждение на форуме coins.su «Две финские 25 пенни 1915»
  65. Басок А. «Еще раз: пруф или бриллиант?»
  66. Luna P. «Монеты с зеркальным полем (Proof) в Мексике»
  67. Coinweek, статья «Доллар Моргана для начинающих: Proof и Proof-like»
  68. R&I coins, статья «The evolution of cameo Proof coinage»
  69. Drake sterling, статья «Cameo, deep cameo, ultra cameo - coin grading definitions»
  70. База данных по памятным и инвестиционным монетам Банка России