В 1990-е гг. Россию заполонили имитации известных фирм, название которых, выполненное фирменным шрифтом, имело отличие в одной или двух буквах. Идя по рынку, заваленному изделиями «adiadas», «Panasoanic» или «SONI», грустно думалось, что это реальность нашего времени. Но относительно фарфора такая практика велась чуть ли не с создания первых европейских фабрик. И яркий пример тому - мануфактура «Krister Porcelain», располагавшаяся в Вальденбурге и связанная с именем Карла Франца Кристера.

Немецкий период мануфактуры «Krister Porcelain»

Появление фарфорового производства в Вальденбурге произошло благодаря К.С. Раушу, открывшему здесь фабрику в 1820 году. Через девять лет к ней присоединилась фабрика Трауготта Хайна. И там, и там успел поработать талантливый декоратор Карл Франц Кристер, обладавший гибким умом и высокой степенью предприимчивости. Уже в 1831 году он управляет фабрикой Хайна, а ещё через два года выкупает фабрику Рауша, став монополистом. Бывшие хозяева с интересом следят за судьбой фабрик, не видя больших перспектив. Но оказалось, что ещё до основных операций по выкупу Кристер удачно приобрёл месторождение высококачественной глины близ Мейсена, а вскоре наладил и поставку кварца из Шрайберхау, обеспечив себя всем необходимым сырьём.

Тарелка с изображением нежных цветов, «Krister» (1904-1927 гг.)Тарелка с изображением нежных цветов, «Krister» (1904-1927 гг.)

Возможно, среди прочих мануфактур предприятие Кристера ничем особо не выделялось и постепенно захирело бы, не найдя хорошую нишу на рынке. Но Кристер надумал маркировать фарфор знаком, схожим к клеймом берлинской Königliche Porzellan-Manufaktur (KPM). Однако он не стал детально копировать скипетр, а ограничился строго вертикальной чертой, хорошо его имитировавшей. Для привлечения клиентов Берлин добавил в клеймо аббревиатуру KPM, и точно такие же буквы появились на фарфоре Кристера. Берлин затеял судебное разбирательство, намереваясь наложить запрет на использование этих трёх букв в маркировке изделий из Вальденбурга. Кристер на суде заявил, что ни о какой Königliche Porzellan-Manufaktur он и знать не знает, а KPM – это вне всякого сомнения Krister Porzellan Manufaktur. Берлину пришлось смириться, но в 1844 году там добавили к скипетру орла. Кристер тут же вносит орла и в свой товарный знак, правда, убрав из его когтей скипетр и державу.

Набор из 2 тарелок на 1 персону с золочёным декором, «Krister» (1920-1945 гг.)Набор из 2 тарелок на 1 персону с золочёным декором, «Krister» (1920-1945 гг.)

Казалось, копирование чужого бренда неминуемо ведёт к провалу. Но к этому времени (конец 1840-х гг.) качество фарфора Кристера уже добилось высоких оценок, и его изделия ждали не только в Европе, но даже США. Получить признание помогли и медали Вроцлавской и Парижской выставок. Несмотря на то, что в пригороде Вальденбурга Альтвассере успешно развивалась конкурирующая фабрика Карла Тильша, предприятие Кристера процветало. После его смерти на фабрике провели модернизацию, расширив штат к 1913 году до восьми сотен человек, а после Первой мировой войны реорганизовали её в акционерное общество.

Комплект из трёх сервировочных блюд, декорированных кантом растительного характера и фигурными ручками, «Krister» (1934-1945 гг.)Комплект из трёх сервировочных блюд, декорированных кантом растительного характера и фигурными ручками, «Krister» (1934-1945 гг.)

В 1921 году здесь начали производство нотгельдов из фарфора – временных денег, замещавших настоящие по причине их отсутствия или всеобщего недоверия (в Германии разворачивала витки гиперинфляция). Тогда же предприятие оказалось в группе Розенталя, выкупившей контрольный пакет акций. Тем не менее, фарфоровая посуда и прочие предметы продолжали выпускаться под прежней маркой. В 1934 году разработан стиль «Фридерика» («Friederike», а позже «Fryderyka»), быстро завоевавший популярность у покупателей. В период Третьего рейха для изделий фабрики, выполненных по государственному заказу, клеймо содержало свастику в окружении шестеренки и указание «Модель Офиса красоты труда».

Польский период

Набор тарелок цветочным декором (4 предмета), «Krzysztof porcelain factory (Wawel)», (1952-1970 гг.)Набор тарелок цветочным декором (4 предмета), «Krzysztof porcelain factory (Wawel)», (1952-1970 гг.)

После Второй мировой войны Вальденбург отошёл к Польше и был переименован в Валбжих (Wałbrzych), а затем начался исход немецкого населения. Специалисты мануфактуры оказались меж двух огней: народ требовал, чтобы они поскорее покинули город, а власти запрещали отъезд, пока на фабрике не будет подготовлена должная смена. В 1952 году на базе национализированной мануфактуры создаётся предприятие Porcelana Stolowa Krzysztof, а через год начинается производство фарфора под торговой маркой «Wawel». Новая власть не только пристально следит за происходящими на фабрике процессами, но оперативно модернизирует её оборудование. Благодаря этому местный фарфор становится узнаваем не только в Польше, но и за её пределами.

Кружка «Kristoff» с декорированием платиной

После смены строя с социализма на капитализм фабрика Krzysztof успешно акционируется, хотя на первых порах сопровождается государственным управляющим. Благодаря этому производство удалось не только сохранить, но и развить. Продолжились поставки различного фарфора от дешёвой массовой посуды до оригинальных экспериментальных изделий, нашедшими спрос у мировой элиты. Прекращение государственного контроля поначалу сказалось на фабрике негативно. Но во второй половине 2010-х гг. основные организационные трудности были преодолены. Из новейших достижений торговой марки «Kristoff» стоит отметить, что в 2022 году серия «Tribute to Fangor» («Дань Фангору»), включающая белый фарфор с кобальтовой отделкой, получила престижную награду «MUST HAVE». А в 2021 году, когда фирма отмечала 190 лет со дня основания, здесь освоили технологию декоративного покрытия изделий платиной.

Серия «Tribute to Fangor»

Каталог клейм Krister (Krzysztof и Kristoff) по годам

Ранние клейма

Изучая маркировку разных лет, можно убедиться, что в состав клейма часто включают и название серии (например, «Friederike», «Prinzess», «Royal Ivory» или «Rubens»).

Первая четверть ХХ века
Довоенный и военный период

Наряду с подлинными клеймами, включающими нацистскую символику, известны множество поддельных. Учитывая возросший интерес к Третьему рейху, маркировку подделывают столь мастерски, что фальшивое клеймо может отличить лишь специалист. Поэтому в данном каталоге приведено всего одно такое клеймо, но заведомо подлинное.

Польский период
Krister Porzellan-Manufaktur AG (г. Ландштуль)

Rosenthal в начале 1950-х гг. создаёт фабрику в Ландштуле (Рейнланд-Пфальц, Германия), получившую название «Krister Porzellan-Manufaktur AG». Поэтому её изделия маркировались традиционным для фабрики Krister из Силезии клеймом за исключением дополнительной буквы «R». В 1971 году это клеймо ставить прекратили, а с 2004 года компания Rosenthal окончательно утратила право на его использование.