История Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине официально начинается в 1763 году. Однако некоторые исследователи за точку старта берут 1751 год, когда король Пруссии Фридрих II выдал фабриканту Вильгельму Вегели привилегированное разрешение на строительство фарфорового предприятия. Чтобы помочь наладить новое производство, король выделил Вегели специальное здание – это был Комендантский дом у Королевских ворот, а также разрешил завозить сырье из-за границы без уплаты государственной пошлины. Но, к сожалению, даже эти меры поддержки, не позволили мануфактуре работать стабильно. Началась Семилетняя война, и в 1757 году владелец завода был вынужден его закрыть. Тем не менее за первые шесть лет существования Фарфоровой мануфактуры Берлина ее мастерам удалось создать изделия превосходного качества, которое до сих пор можно встретить в частных и государственных коллекциях фарфора. Все они имеют маркировку литерой «W».

Сервиз чайный с цветочным декором на 9 персон, фарфор, деколь, Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, 1904-1927 гг.Сервиз чайный с цветочным декором на 9 персон, фарфор, деколь, Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, 1904-1927 гг.

Спустя четыре года другой прусский предприниматель Иоганн Эрнест Гоцковски выкупил сохранившиеся производственные мощности, а также рецептуру изготовления фарфоровой массы. После этого новый хозяин мануфактуры пригласил на предприятие профессионалов: художников и скульпторов. Производство сменило адрес и название. С разрешения короля Фридриха II мануфактуру переименовали в Фарфоровую фабрику Берлина. Изделия этого периода маркировались в честь владельца фабрики литерой «G». Однако уже через два года ввиду экономических и финансовых проблем Гоцковски закрыл производство.

Хроники Королевской фарфоровой мануфактуры Берлина (KPM)

Ваза в стиле ампир с живописным изображением цветом и ручками в виде грифонов, фарфор, Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, 1870-1900 гг.Ваза в стиле ампир с живописным изображением цветом и ручками в виде грифонов, фарфор, Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, 1870-1900 гг.

Следующие тридцать лет с 1763 по 1793 год берлинская фабрика находилась под покровительством монаршего двора. Фридрих II лично выкупил производство. По приказу короля фарфоровые изделия начали маркировать по-новому: символом мануфактуры стал синий скипетр. А само предприятие получило почетное название Королевской фарфоровой мануфактуры (Königliche Porzellan-Manufaktur). За период своего правления Фридрих II заказал 21 фарфоровый сервиз. При этом некоторые включали до 450 предметов. В это время большая часть изделий выпускалась в стиле прусского рококо. Роспись выполнялась натуралистично, в дополнение к ней шел золотой декор. Цветочная тематика была самой популярной. Что касается цветовой гаммы – она зависела от интерьера дворца, для которого заказывали тот или иной сервиз.

Берлинские фарфоровые часы, Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, конец 19 века

Фридрих II заказывал фарфор не только для себя, но и для других правящих особ Европы. Так в 1772 году он подарил российской императрице Екатерине II большой десертный сервиз. Поводом послужило заключение Губертусбургского мира.

В эти же годы постепенно сменился художественный стиль изделий: на смену рококо пришел классицизм. В 1806-1807 годах на Королевской фарфоровой мануфактуре Берлина был выпущен чайный сервиз – подарок французской императрице Жозефине Бонапарт.

В 70-е годы XIX века производство было перенесено в Тиргартен и модернизировано: запущенная тогда новая камерная печь была настолько современна, что использовалась плоть до 1963 года. В 1887 году на предприятии появилась химико-техническая лаборатория. Ее руководитель Герман Зегер создал различные сорта глазури и мягкий фарфор.

Декоративные тарелки, Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, первая половина 19 века

В 1918 году после создания Веймарской республики предприятие получило новое название – Государственная мануфактура фарфора. В это время здесь трудились выдающиеся немецкие художники Герхард Маркс, Маргарита Фридлендер, представители нового стиля баухаус.

В годы Второй мировой войны мануфактура сильно пострадала, производство было частично эвакуировано в город Зельб, и только в 1956 году она вновь заработала на старом месте.

Две фигурные группы на подставках, Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, конец 19 века

В 1998-2003 гг. проходила реставрация главного здания мануфактуры, оно было признано памятником культурного достояния и получило новейшее оборудование. В 2004 году предприятие было выкуплено частным лицом. С 2006 года его новый хозяин Йорг Вольтман регулярно инвестирует в развитие производства личные сбережения, благодаря чему мануфактура, штат которой насчитывал всего 170 сотрудников, смогла стать прибыльной и сегодня производит сервизы, созданные по рисункам известных художников XX века: Георга Кольбе, Энцо Мари, Фридриха Шинкеля и других.

Клейма Королевской фарфоровой мануфактуры Берлина

Изделия Королевской фарфоровой мануфактуры Берлина маркируются скипетром кобальтовой краской после первого обжига перед глазировкой. После глазирования скипетр достаточно хорошо виден, его контуры остаются немного размытыми. На неглазированный фарфор маркировку ставят до обжига. За время существования мануфактуры его клейма незначительно видоизменялись, но с 2007 года скипетр используется в своем классическом виде вместе с заглавными буквами названия предприятия – KPM.

Типовые клейма с учётом периодов Вегели и Гоцковски
Клейма КРМ 1763-1870 гг.
Клейма KPM второй половины XIX века
Клейма KPM различных периодов с учётом Зельба
Пример клейма на предмете