Слово «Königszelt», оказавшееся на клейме местного фарфора, в немецком языке означает «Королевская палатка». Название населённого пункта возникло по необходимости, когда на этом месте начали строить железнодорожную станцию. Тогда-то и вспомнили, что где-то здесь разбивал лагерь Фридрих Великий. Впоследствии и эмблема железнодорожного сообщения, и фарфор стали частью местной геральдики. Так как в странах, алфавит которых не имеет буквы «ö», название городка пишется «Koenigszeit», мы будем упоминать в тексте и ту, и другую версию.

История фабрики Königszelt

Обеденная тарелка с рельефным декором по борту (1930-1945 гг.)Обеденная тарелка с рельефным декором по борту (1930-1945 гг.)

Фарфоровое производство в Кёнигсцальте началось в 1860 году с создания небольшой фабрики, которая появилась благодаря глине отличного качества и большим запасам углям, который был необходим печам для обжига. Этим воспользовался Трауготт Зильбер, который быстро наладил производство разнообразных изделий. Уже при нём появились три вида оформления, впоследствии ставшие фирменными для местного фарфора: «Zwiebelmuster» («Луковый узор»), «Strohblume» («Соломенный цветок») и «Indisch Blau» («Индийская лазурь»). Однако Зильбер не собирался посвящать фарфору всю жизнь. Увидев, что делами на мануфактуре всё глубже интересуются Карл Хакманн и Август Раппсильбер, ранее выполнявшие роль инвесторов, крайне выгодно обустроил сделку по её продаже. Так фабрика «Silber & Comp» в 1872 году превратилась в фабрику «Heckmann & Rappsilber». Новые владельцы не стали менять процессы на фабрике, продолжив выпуск того же ассортимента, однако свою штаб-квартиру организовали в Берлине. Хакманн вскоре перестал участвовать в управлении и в 1878 году Август Раппсильбер становится единственным владельцем мануфактуры, на этот раз переименованной в Porzellanfabrik August Rappsilber OHG. За прошедший период фарфор из Кёнигсцальта экспонировался на выставке 1870 года в Бреслау (Вроцлав), а в 1873 году получил диплом на Всемирной выставке, которая проходила в Вене. В то время, когда маленькие мануфактуры разорялись после нескольких лет с момента основания, фарфор Koenigszeit подавал большие надежды. Поэтому на него обратил внимание Густав Штрупп, в лице главного директора представляющий влиятельную группу Strupp-Konzern, ищущую возможность выгодных вложений.

Сахарница с изображением букетов цветов в золоченых картушах (1930-1945 гг.)Сахарница с изображением букетов цветов в золоченых картушах (1930-1945 гг.)

В 1886 году Август Раппсильбер уходит на покой, продав мануфактуру, которая получает своё историческое название «Königszelt», занесённое в местный реестр 22 января 1887 года. Strupp-Konzern возвращает штаб-квартиру обратно в Кёнигсцальт и внимательно следит за развитием производства. Дела на фабрике больше всего интересуют Лоренца Хутшенройтера, уже имеющего производство фарфора в Зельбе. Когда на рынке появляются акции Koenigszeit, он приобретает контрольный пакет. Поэтому с 1905 года лицом, принимающим решения, в Кёнигсцальте становится именно Хутшенройтер. Для фабрики это становится периодом большой модернизации. Появляются новые виды изделий, что делает марку «Königszelt» ещё более известной. Упор делается на посуде высокого качества, которую массово отправляют за рубеж. Успех поставок делает возможным расширение производства и увеличение штата. Перед началом Первой мировой войны здесь работало почти 700 человек.

Эксклюзивная тарелка с изображением Микки Мауса

Грамотная финансовая политика и отлично выстроенные зарубежные связи позволили производству развиваться и в военные годы, и в период гиперинфляции. Владелец фабрики быстро замечал, чего именно не хватает на рынке, и быстро восполнял пробел. Примером может служить контракт с кинокомпанией Südfilm AG, работавшей по лицензии со студией Диснея. По заключённому договору фабрика Königszelt получила право на выпуск фигурок Микки Мауса. Изображения мультипликационного героя, предоставленные студией, вскоре украсили декоративные тарелки. К 1930 году штат сотрудников превысил тысячу человек. Но тут проблемы начались у Hutschenreuther AG, переуступившей пакет акций тюрингской фирме Kahla. Период Третьего рейха начинается с подъёма патриотизма. Негативным явлением для Koenigszeit становится гонение на всё иностранное, из-за чего Микки Маус превращается в нежелательного персонажа. Периодически сокращается и общий объём выпуска. Впрочем, увольнение части работников, прошедшее перед 1937 годом, объясняется автоматизацией производства.

Набор из 6 десертных тарелок с волнистым бортом (1945-1954 гг.)

С началом Второй мировой войны экономика Третьего рейха переходит на военные рельсы. Для Königszelt это означает увеличение заказов на посуду, поставляемую в армейские части. Эти предметы имеют дополнительную маркировку, включающую орла, держащего в когтях свастику. Любители фарфора выискивают столовые предметы, окаймлённые синим. Эти чашки и тарелки принадлежат к специальной партии для офицерских столовых. Заказ был не массовым, а разовым, поэтому такие предметы очень редки. Поставки в армию обеспечивали мануфактуре Koenigszeit устойчивое положение и позволяли сохранить штат. Если производство удержалось в тяжёлые военные годы, то сразу после войны над фабрикой нависла неожиданная угроза. Город оказался в той части территорий, которые отошли Польше. Немецкое название Königszelt ушло в историю, а город стал зваться Jaworzyna Śląska (Явожина-Слёнска). Немецкому населению было рекомендовано покинуть город. К счастью для работников фабрики, весь коллектив пригласили в баварский город Вальдзассен на завод Bareuther & Co. Польша, получив опустевшее производство, переименовывает мануфактуру в «Завод столового фарфора Явожина Силезская». До 1954 года здесь продолжают выпуск изделий со старым клеймом, но после слово «Königszelt» заменяется именем «Karolina». И с этого момента начинается история одноимённой польской фарфоровой фабрики.

Случившееся ещё не означало, что марка «Königszelt» ушла в историю. Во-первых, в Вальдзассене сразу же начали использовать все наработки Кёнигсцальта, включая знаменитый декор «Indisch Blau». Во-вторых, в память о покинутом производстве и в дань уважения к новым работникам руководство задумывается воссоздать утраченную марку. И товарный знак «Königszelt Bayern» (Königszelt Bavaria), действительно, с 1979 года появляется на изделиях, выпущенных Bareuther.

Каталог клейм Koenigszeit (Königszelt) по годам

1872-1918 гг.
1914-1945 гг.
Специальные клейма

Это два особенных клейма. Слева клеймо, которое проставляла Польша до переименования фабрики в «Каролину». Справа та самая торговая марка «Königszelt Bayern», которую проставлял Bareuther, объединив в одном клейме Баварию и Кёнигсцальт, оставшийся в такой далёкой от неё Силезии.