Как уже можно было неоднократно убедиться, расцвет фарфора в Европе во второй половине 19 столетия и чуть позже в Российской империи неразрывно связан с железнодорожным сообщением. Фарфоровые мануфактуры, близ которых прошли рельсы, быстро наладили поставки в близкие и дальние торговые точки, получив неоспоримое преимущество перед теми, кто по старинке доставлял товар гужевым транспортом. Если же фабрики по производству фарфора в населённом пункте с железнодорожной станцией не существовало, то её строили. Пример тому - Porzellanfabrik Mitterteich AG, известная также и как «Mitterteich Bavaria», хроники которой можно разбить на три тома.

Фарфоровая фабрика Людвига Линднера (1887-1895 гг.)

Соусник с цветочным декором (1931-1945 гг.)Соусник с цветочным декором (1931-1945 гг.)

Небольшое поселение Миттертайх (Бавария), ещё не имеющее статуса города (оно станет им только в 1932 году), получило железнодорожные ветки до Эгера (1864 г.) и Швандорфа (1865 г.), что благотворно сказалось на местной промышленности. В 1882 году здесь начинает работать стекольный завод, а в 1886 году Людвиг Линднер решил закрыть нишу производства фарфора строительством собственной фабрики. Уже через год мануфактура дала первый товар. Это фабричное здание до наших времён не дожило, так как его снесли во время одной из модернизаций, а на его месте возвели заводской корпус «Werk A», просуществовавший до конца истории предприятия. Возможно, мануфактура ничем не выделилась бы среди подобных (например, в 1899 году здесь начала работу ещё и фарфоровая фабрика Юлиуса Ротера) и через какой-то период тихо закрылась, если бы ей не заинтересовались англичане.

Porzellanfabrik Mitterteich, Max Emanuel & Co (1895-1917 гг.)

Чайное трио с орнаментальным декором по борту (1931-1945 гг.)Чайное трио с орнаментальным декором по борту (1931-1945 гг.)

Производство очутилось в зоне интересов компании Max Emanuel & Co, чей магазин в Лондоне торговал художественным стеком и фарфором, используя поставки от множества небольших фирм. Макс Эмануэль больше любил работать со стеклом, нежели с фарфором. Тем не менее, в Миттертайх отправляется его менеджер Альфред Паппенгейм, который добивается в 1895 году передачи мануфактуры под крыло своего хозяина. После этого на изделиях фабрики появляется клеймо со словом «Mosanic». Гипотеза, что мануфактуру при этом переименовали в «Mosanic Pottery» («Мозаичная керамика»), несостоятельна. Mosanic – это не имя фабрики и не место производства, а просто товарный знак (многие фарфоровые заводы для максимального захвата рынка стремились продавать свою продукцию под разными товарными знаками). Предприятие планомерно развивается. К 1913 году заводской штат уже превышал три с половиной сотни сотрудников. Приглашённый на фабрику декоратор фарфора Юлиус Мюллер повышал свой доход не только росписью изделий, но и сдачей внаём комнат в рабочем общежитии, где также устроили и заводскую столовую.

Казалось, движение вперёд неотвратимо влечёт фабрику к успеху, но тут началась Первая мировая война, где Германия и Великобритания оказались по разную сторону баррикад. Патриотично настроенное население Миттертайха потребовало изгнать представителей вражеской державы с завода, а товар, имущество и производственные площади тут же забрал ряд предприимчивых граждан, организовав акционерное общество и став компаньонами, разделив меж собой пакет акций.

Porzellanfabrik Mitterteich AG (1917-2006 гг.)

Чайное трио с геометрическим декором (1980-2005 гг.)Чайное трио с геометрическим декором (1980-2005 гг.)

Экономическая депрессия разорила великое множество немецкий фабрик (в том числе и фарфоровых). Однако разумная политика руководства мануфактуры и непрестанный поиск новых точек сбыта обеспечивали дальнейшее развитие фабрики. Более того, в 1925 году появляется возможность выстроить ещё один заводской корпус («Werk B»). И если за время войны и последовавшей за ней разрухи штат мануфактуры заметно усох, то теперь здесь снова работает более трёх сотен человек.

В период Третьего рейха началась борьба с безработицей, военным предприятиям последовали большие заказы, а зодчие чертили величественные планы реконструкции крупных городов Германии, что заставляло строительные фирмы верить, будто грядут масштабные работы по возведению на месте архаичной страны нового мира. В экономике закрутились деньги, и Porzellanfabrik Mitterteich сразу же это почувствовала. На волне прибыли с увеличившихся заказов строится ещё один корпус – «Werk C», куда ставят стандартные угольные печи, подобные тем, что уже работают в ранее возведённых корпусах.

Набор из трех предметов (чайник, молочник, сахарница) с цветочным ободком по тулову (1990-2005 гг.)Набор из трех предметов (чайник, молочник, сахарница) с цветочным ободком по тулову (1990-2005 гг.)

После Второй мировой войны Бавария оказалась в оккупационной зоне США. Земли, оставшиеся под влиянием Запада, образовали ФРГ. Уже в начале 1950-х гг. Porzellanfabrik Mitterteich заменяет устаревшее оборудование для обжига на газовые туннельные печи, что увеличивает производительность труда и помогает нарастить объём продукции. Нельзя сказать, что завод сильно выделялся в ряду остальных, но удача ему способствовала вплоть до 1988 года, когда корпус «Werk C» частично выгорел в результате большого пожара. Но и этот факт, казалось, пошёл только на пользу мануфактуре, потому что началось масштабное строительство и закупка технических новинок. В 1989 году все три корпуса уже полноценно работали, а общий штат предприятия увеличился почти до восьми сотен. В январе 2003 года на северо-востоке Баварии открылся туристический «Фарфоровый маршрут», в программу которого включили и Миттертайх. Тем удивительнее для города оказалось объявление руководства фабрики о банкротстве. Велись разговоры о привлечении инвестиций, но кредиторы в лице банков не дали добро на реструктуризацию. Оказалось, что компания залезла в громадные долги. Производство фарфора остановили в 2005 году, а в марте следующего года фабрика опустела окончательно.

Однако это ещё не последняя страница в печальной истории Porzellanfabrik Mitterteich. Если «Werk B» забрала фирма Glapor, занимающаяся теплоизоляцией, то «Werk A» связи с фарфором не утратил. После перестройки в нём расположился музей местного стекла и фарфора. Сюда же заехала штаб-квартира турецкой компании, которая наняв дипломированного инженера Конрада Шмидлинга, продолжала реализовывать оставшиеся после завершения выпуска запасы под маркой «Mitterteich – Bavaria» более десяти лет. Последнее обновление сайта Mitterteich-Porzellan зафиксировано в 2018 году.

Каталог клейм по годам

С идентификацией раннего фарфора у коллекционеров иногда возникает путаница. Соединённые меж собой винтовки («Mosanic rifles» - товарный знак Mosanic Pottery), которыми метили изделия мануфактуры до 1917 года, появились раньше 1895 года. Во-первых, с этим товарным знаком специально для Макса Эмануэля выпускал фарфор ещё Людвиг Линднер. Во-вторых, если «сложенные винтовки» имеют пометку «сделано в Австрии», то этот предмет выпущен не в Миттертайхе, а фирмой «Оскар и Эдгар Гутерц» («Oscar & Edgar Gutherz») по заказу того же Макса Эмануэля.

1892-1917 гг.
1900-1931 гг.
1931-1960 гг.
Поздний период работы фабрики

И ещё одна особенность связана с маркировкой «Lilao» (в приведённом выше каталоге это клеймо под названием "Image 3-24" в разделе 1931-1960 гг.), встречающейся на ряде послевоенных клейм. Некоторые любители фарфора ошибочно читают её как «Lilac», думая, что это название предмета или набора под именем «Сирень».