Рижский фарфоровый завод появился благодаря семейному бизнесу Кузнецовых, сумевших создать свою фарфоровую империю. Находясь на западной границе Российской империи, он вёл своеобразное существование, несколько отличавшееся от прочих кузнецовских фабрик. Так как разговор ведётся о конкретном этапе в жизни завода, прилагаемые к обзору иллюстрации демонстрируют предметы, созданные именно в период деятельности «Товарищества М.С. Кузнецова» - к тому времени крупнейшего российского предприятия по производству изделий из фарфора, фаянса и майолики.

Чашка чайная, декорированная изображением соцветий жасминаЧашка чайная, декорированная изображением соцветий жасмина

Зарождение рижского фарфора

Лифляндский филиал Дулёвской фабрики Кузнецовых был открыт в предместье Дрейлингсбуш (ныне район Риги Дрейлини) в 1841 году. Однако датой основания считается 1812 год (что в ряде случаев фигурирует на клеймах), когда Кузнецовым была создана подмосковная фабрика. Главной задачей предприятия значилась поставка фарфора и фаянса за рубеж, так вывозить товары из Риги через море было несравненно легче, чем из-под Москвы. Возглавил фабрику Сидор Терентьевич Кузнецов. Поспособствовало созданию фабрики именно в этом месте и отсутствие нетерпимости к староверам. Специалистов в Ригу прислали с уже действующих фабрик в Дулёва и Гжели. Часть рабочих прибыла из Коломенской области, где тоже функционировали небольшие мастерские по выделке фаянса и фарфора.

Панорамный вид на фабрику

Первые десять лет основной упор в Риге делали на выпуске фаянса. Уяснив, что предприятие работает успешно, а проблем со сбытом продукции нет, в 1851 году запустили и производство фарфора в двух новых, специально построенных для этого цехах. Кузнецовы сумели создать фарфоровую империю и тем, что скорейшим образом внедряли новейшее оборудование. К его числу можно отнести паровой двигатель, запущенный на фабрике в 1859 году. У Кузнецовых в Риге на тот момент трудилось около двух с половиной сотен рабочих. После смерти Сидора Терентьевича фабричное управление перешло к его сыну Матвею Сидоровичу, который сохранял прежнее название с именем отца до 1872 года. За этот период фабрике не раз угрожало банкротство, но стараниями Матвея Сидоровича положение всякий раз удавалось стабилизировать. В удачные периоды Кузнецов наращивал производство и налаживал поставки товара в европейские страны и даже Китай. Постепенно сырье начали завозить не из традиционных мест, а закупать за рубежом. Это повысило качество рижского фарфора и подарило ему всемирную известность.

Фабрика в Риге «Товарищества М.С. Кузнецова»

Пара обеденных тарелок с зелёно-золотой орнаментальной каймойПара обеденных тарелок с зелёно-золотой орнаментальной каймой

Основанное 29 сентября 1887 года «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова» не сразу затронуло фабрику в Риге. Появление самого товарищества было обусловлено тяжёлым положением дел в империи Кузнецова, так как годом ранее Матвея Сидоровича объявили банкротом и отстранили от дел. Спасением империи Кузнецовы были обязаны Петру Ивановичу Ануфриеву, запустившему модернизацию заводов (например, дрова заменили торфом и каменным углём). Большой удачей для всей отрасли стало появление заградительных таможенных пошлин, после ввода которых ввозить фарфор в Россию оказалось невыгодно. Поэтому производства фарфора в России пережило очередной расцвет, что сказалось и на Рижской фарфоро-фаянсовая фабрика, где к 1908 году работало уже две с половиной тысячи человек.

Молочник изящной формы с лаконичным декоромМолочник изящной формы с лаконичным декором

Первая мировая война и оккупация Риги немецкой армией сказались плачевно на деятельности фабрики. Тем более, что самое ценное её оборудование решили вывезти, опасаясь разграбления. После Октябрьской революции Советская Россия начала национализацию предприятий. Находящиеся внутри России заводы и фабрики Кузнецовых тоже были реквизированы в пользу государства. Владельцев признали мироедами и эксплуататорами рабочего класса и решили подвергнуть народному суду. Совсем иное положение складывалась на фабрике в Риге, где, невзирая на оккупацию, 18 ноября 1918 года провозгласили независимую Латвийскую Республику. Все политические неурядицы, вылившиеся в смену трёх правительств, фабрика пережила благополучно. Коллектив поддерживал владельцев, к которым с 1921 года начали присоединяться Кузнецовы, покидавшие Советскую Россию.

Набор из трёх суповых тарелок с зелёно-золотой орнаментальной каймойНабор из трёх суповых тарелок с зелёно-золотой орнаментальной каймой

Кузнецовым пришлось провести инвентаризацию производства, заметно сократившегося во время войны. Кроме того, немцы частично развалили фабричные здания. Тем не менее, 1 октября 1920 года фабрика снова запустила производство фарфора. Собранную ранее коллекцию рижского фарфора Михаил Матвеевич Кузнецов удачно продал, что позволило начать закупки новой техники. Это было крайне своевременно, ведь из пяти существующих печей работало только три. Доля ручного труда оставалась крайне высокой, а спрос на фарфор – очень низким. Художникам приходилось расписывать товар прямо вблизи печей, возле которых проводили и сушку фарфора.

Блюдо глубокое с высоким рифлёным бортомБлюдо глубокое с высоким рифлёным бортом

Акционерное общество «М.С. Кузнецов»

«Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова» прошло перерегистрацию 11 августа 1922 года, превратившись в акционерное общество «М.С. Кузнецов». Завод в Риге по-прежнему оставался семейным бизнесом, так как руководил им Николай Матвеевич Кузнецов. Вопросами продаж занялся Георгий Матвеевич Кузнецов, за качество фарфоровой массы отвечал Сергей Матвеевич Кузнецов вместе с химиком – Матвеем Николаевичем Кузнецовым, а все административные вопросы решал Георгий Александрович Кузнецов. Глину теперь завозили из Чехословакии и Веймарской республики. Материал для декорирования тоже закупали у немецких поставщиков. Ряд сырьевых компонентов приходилось доставлять из Швеции и Швейцарии. В сравнении с довоенным временем штат сократился более чем в пять раз – до 458 сотрудников.

Тарелка с изображением Новоафонского монастыря (XIX век)

Экономический кризис, содрогнувший мир в конце 1920-х гг., нарушил отточенную работу фабрики в Риге. После существенного падения выручки Кузнецовы приняли на работу Мартина Калныня, ставшего и директором фабрики, и начальником её химического производства. При нём компания пережила очередную реорганизацию и взяла курс на декор в национальном латышском стиле. Стараниями Калныня на фабрику привлекли таких художников, как Янис Кугу, Роман Суту, Юлий Мадерниек, Вилис Васаринь и Герберт Мангольд. Это заметно сказалось на спросе изделий внутри Латвии. Международное признание фарфора этого периода пришло на всемирных выставках. Рижский фарфор получил главные награды в 1935 году в Брюсселе и в 1937 году в Париже.

Мыльница (XIX век)

То, что Кузнецовы не подозревали о грядущей смене общественного строя, подтверждает покупка ими земельного участка, но вскоре Латвия становится советской, и уже в июле 1940 года фабрику национализируют. Правда, отношение новой власти уже не напоминает первые постреволюционные годы. Кузнецовым предложили административные должности на их бывшем предприятии, так как сомнений в том, что производство они знали хорошо, не возникало. Во многом этому помогло то, что директора не прислали со стороны, а назначили на эту должность латвийского художника-керамиста и химика Георга Георгиевича Круглова, уже работавшего на фабрике. Последующая война и новая немецкая оккупация привели к тому, что предприятие перешло на выпуск только хозяйственной посуды. Но это уже история не компании «М.С. Кузнецов», а Рижского фарфорового завода.

Клейма фарфоро-фаянсовой фабрики в Риге в период Кузнецовых

Клейма Рижского завода (1843—1917)
Клейма Рижского завода (1922—1933)
Клейма Рижского завода (1934—1939)
Юбилейные клейма 1937 года
Клейма Рижского завода (1938—1939) для изделий на экспорт