Керамические, а впоследствии и фарфоровые изделия теперь уже полноправно считаются неотъемлемой частью культурной и экономической жизни Таджикистана. Однако больших предприятий по выпуску фарфора в Таджикской ССР долгое время не существовало. Положение должно было исправить строительство завода на самой границе с Узбекской ССР – в городе Регар. Правда, в 1978 году город переименовали в Турсунзаде в честь народного поэта Таджикистана Мирзо Турсун-заде. Поэтому выстроенное предприятие вошло в историю под названием «Турсунзадевский фарфоровый завод».

Примеры малой пластики завода

Первые годы Турсунзадевского фарфорового завода

Чем больше у завода меняется владельцев в современном Таджикистане, тем больше появляется дат, считающихся годом основания предприятия. Например, в бытность ЗАО «Фарфор» датой учреждения в рекламной карточке предприятия указывался 1981 год. Тем не менее, среди любителей фарфора принято считать, что завод основан в 1975 году. Для выпуска фарфора высококачественный каолин завозили сюда из Украины. Нельзя сказать, что и для города, и для страны Турсунзадевский фарфоровый завод представлял заметное явление, так как он всегда находился в тени выстроенного в то же время Таджикского алюминиевого завода. Для Турсунзаде именно алюминиевый гигант – главное градообразующее предприятие, а для Таджикистана в целом – существенные валютные поступления в бюджет.

Набор пиал на 3 персоны (6 предметов)Набор пиал на 3 персоны (6 предметов)

Тем не менее, и фарфоровому заводу удалось себя проявить. Как вспоминала Рисолат Алимардонова, оказавшаяся на заводе после распределения из института и всю жизнь ему посвятившая, первые годы советское руководство настаивало, чтобы выпускаемая здесь посуда соответствовала европейскому стилю. Однако специалисты завода постепенно доказали, что местные жители охотнее станут покупать привычную традиционную посуду.

Пара пиал с декоративной росписью в восточном стиле

Поэтому постепенно главной задачей завода в городе Турсунзаде стал выпуск национальной посуды и сувенирных наборов. Посуда в среднеазиатском художественном стиле основным направлением производства стала уже в начале 1980-х гг. Смена направления сказалась и на декорировании, так как оформление стало напоминать национальные узоры на ткани. Также появился растительный орнамент, заимствованный, например, у чакана (более известен, как рогоз).

Статуэтка «Таджик с лепешкой» («Таджик с лавашем», «Аксакал»)

В источниках, посвящённых заводу, указывается, что в 1980-1981 гг. для формирования самобытного имиджа и наращивания собственного ассортимента в Турсунзаде начали выпускать малые партии опытных образцов, обладающих высокой художественной ценностью. Однако любителям фарфора известно, что точно такие фигурки таджиков с лепёшкой или арбузами в различных версиях росписи выпускали и другие фарфоровые предприятия СССР. На пике своей деятельности ежегодный объём выпуска Турсунзадевского фарфорового завода достигал 16 000 000 единиц продукции (1988 г.). Заводской штат на тот период превышал две тысячи человек.

Турсунзадевский фарфоровый завод в постсоветский период

Ваза с декоративной росписью в восточном стиле

Завод после обретения Таджикистаном независимости продолжал работу, но его деятельность обрастала проблемами. Сначала Таджикистан погрузился в гражданскую войну, после начались тяжёлые рыночные времена. Завод, в основном, фигурировал в криминальных хрониках, связанных с хищениями и побегом руководства за границу. Предприятие успело переименоваться в «Фарфор Регар», а затем в просто «Фарфор» и сменить форму собственности на АООТ и ЗАО. В 2008 году ЗАО «Фарфор» приостановило деятельность, так как газ подорожал, а у предприятия не было денег, чтобы закупать этот вид топлива.

Современное производство

Вернуть былую славу таджикскому фарфору в 2014 году вознамерилось ООО «Вежа», которое создало на базе бывшего ЗАО «Фарфор» предприятие по производству фарфоровой и керамической продукции. У «Вежи» уже был накоплен опыт выпуска различного вида кирпича, изоляторов, сувениров, а также посуды из фарфора и керамики. Затраты на реконструкцию и модернизацию производственного цеха составили 300 000 долларов. Проблему с топливом решили, заменив газ на уголь. Ежедневно завод выпускал до двух с половиной тысяч изделий из фарфора Оформителей отправили на учёбу, чтобы они освоили рельефный декор. Год спустя предприятие посетил президент страны, поучаствовав в открытии ещё и фармацевтического цеха. К этому времени здесь уже освоили выпуск двадцати видов фарфоровой и керамической посуды. В планах руководства было довести ежемесячный выпуск фарфора до 500 000 единиц.

Роспись фарфора

Однако переход на уголь критически сказался на качестве продукции. После нескольких неудачных поставок фарфоровое производство решили закрыть, сконцентрировавшись на выпуске кирпичей. Но это не было последней историей фарфора из Турсунзаде. По планам промышленного развития этого района на период 2022-2026 гг. возле бывшего фарфорового завода решили возвести новое предприятие по выпуску фарфора. Строительство осуществит компания «Амонджон». Газ для работы нового завода поставит Узбекистан. Основная масса посуды будет сделана из глины таджикских месторождений, но для малых серий высококачественной посуды сырьё станут импортировать.

Клеймо Турсунзадевского фарфорового завода

Слева - товарный знак, в центре и справа - клеймо на предметах

Клеймо завода вполне узнаваемо, однако новичок вряд ли сумеет догадаться, что же на нём изображено. Ответ найдётся в каталогах, где приведено изображение зарегистрированного товарного знака. Оказывается, это узкий и длинный восточный кувшин с парой больших изогнутых ручек.

Пример дополнительной маркировки

Есть случаи, когда на предметах использовалась дополнительная маркировка, которую проставляли рядом с клеймом или даже поверх клейма.

Пример дополнительной маркировкиПример дополнительной маркировки