Барановский завод — одно из старейших украинских предприятий по изготовлению фарфора. Тонкостенную керамику из Барановки ценят за высокое качество и уникальный народный колорит.

Набор для чая с цветочным декором на 3 персоны, фарфор, декор, крытье, золочение, 1953-1957 гг.Набор для чая с цветочным декором на 3 персоны, фарфор, декор, крытье, золочение, 1953-1957 гг.

Барановка при Мезерах

В начале 19 века заводы по производству фарфора возникали вокруг месторождений каолиновой глины, которыми богата украинская земля. Сырье для производства тонкостенной керамики не уступает по качеству европейским образцам. Фарфоровую фабрику в Барановке начал строить в 1802 году выходец из Франции Михаил Мезер. Подсобные работы и роспись изделий выполняли крепостные. Предприятие быстро развивалось благодаря местным природным богатствам — залежам каолина, густым лесам, реке Случ.

Изделия украшали классическими мотивами и растительными орнаментами, изготавливали пейзажные и портретные миниатюры, использовали простые гармоничные формы. На мануфактуре Мезера сделали парадные вазы для Александра I. Они так понравились императору, что предприятие получило разрешение маркировать изделия государственным гербом.

Молочник, фарфор, 1828-1830 гг.

Первый расцвет предприятия пришелся на 1820-1840 гг. При наследниках Мезера ассортимент расширился. Стали выпускать не только наборы с десятками предметов, но и отдельные предметы сервировки. Среди покупателей были популярны наборы для завтраков на две персоны, супницы, кувшины, чайные пары, салатники, паштетницы. На изделиях рисовали полевые цветы и букеты из них, колосья, дубовые ветки. В росписи преобладали желтые, красные, синие оттенки, характерные для полесского народного творчества. Также мастера черпали вдохновение в польских гравюрах и живописи: изображали государственных деятелей, пейзажи, памятники архитектуры.

В 1845 году мануфактуру передали в аренду. Количество работников сократилось, качество продукции снизилось. К середине 19 столетия на фарфор из Барановки перестали ставить клеймо с изображением двуглавого орла, так как изделия уже не соответствовали высоким стандартам.

Барановский фарфоровый завод при Грипари

В середине 1890-х гг. здания завода, которые после пожара находились в аварийном состоянии, вместе с землями выкупил купец Николай Грипари. Ему удалось вывести производство барановского фарфора на высокий уровень. Помимо посуды здесь начали выпускать канализационные трубы и огнеупорный кирпич, что приносило хорошую прибыль. До 1905 года историю предприятия сопровождали взлеты и падения.

Благодаря материальным вложениям сыновей Грипари производство расширили. Дровяные печи заменили газовыми, внедрили другие новшества. Сын Петр отправился на обучение в Лимож, в Барановку приехали мастера из Франции. Для изделий этого периода характерна нежная роспись, прозрачность, тонкость. В 1910-1914 гг. продукция Барановки участвовала в международных выставках. В ассортимент, помимо столовой посуды и предметов интерьера, включили и аптекарскую посуду. В эти годы Барановский фарфоровый завод считался лучшим на территории Украины. Продукцию поставляли, в том числе, и членам императорской семьи.

Барановский фарфоровый завод после революции 1917 года

Чайный сервиз на 6 персон с растительным декором (16 предметов), фарфор, золочение, 1970-1991 гг.Чайный сервиз на 6 персон с растительным декором (16 предметов), фарфор, золочение, 1970-1991 гг.

Перед революцией семья Грипари покинула Россию, прихватив с собой формы, большую часть готовых изделий и ценное оборудование. Большевики национализировали завод в 1920 году. Производство пришлось возрождать практически с нуля. Изготавливали агитационный фарфор, отливая его по уцелевшим старым формам. В 1930-х гг. от производства трудоемких изделий с лепниной отказались. Стали производить лаконичную посуду.

«Девушка с подсолнухами», В.И. Щербина, СССР

Развитие скульптурного направления началось с 1950-х гг. Коллекционеры особенно ценят мелкую пластику В. Щербины и В. Покосовской. В 1980-х гг. завод достиг очередного расцвета, но после распада СССР на предприятии наметился кризис. В 2000-х гг. кризис усугубило увеличение импорта дешевого китайского фарфора. Украинская тонкостенная керамика стала казаться потребителю слишком «скучной» и неоправданно дорогой. Предприятие не выдержало конкуренции и в 2013 году было признано банкротом.

Клейма барановского фарфора по годам

Клейма барановского фарфора

Барановская тонкостенная керамика ценится коллекционерами, поэтому ее нередко подделывают. Перед покупкой тарелки, чашки или статуэтки следует ознакомиться с клеймами, которые подтверждают подлинность изделий.

Клейма барановского фарфора
Клейма барановского фарфора