В 395 году Римская империя была разделена на две части: Восточную и Западную. Это событие не воспринималось ромеями, как драматический исход истории. Римская империя продолжала жить в их сознании, но только под руководством двух императоров. Однако уже в 476 г. Западная империя пала под натиском германских племен. Восточная, напротив, продолжила свое существование на протяжении более тысячи лет и в последствии приобрела название Византия.

Византийская империя и Балканские государства около 1265 года

В истории Византийской империи можно выделить несколько моментов, которые будут интересны нам в рамках нумизматики: экономика и внешняя политика. В первом случае, монеты являются отличным показателем развития внутреннего кризиса. Это можно проследить на примере ухудшения качества металла, веса монеты, на оттиске и т.п. Более того, в последующих материалах мы увидим, как внутренние политические события также нашли свое отражение на монетах. Во втором случае, с помощью монет можно проследить внешние экономические связи между Византией и другими государствами. В особенности, здесь нам предоставляется крайне интересным рассмотрения кладов византийских монет на территории бывших советских республик, связи с Древнерусским государством и то, как же серебряные монеты из Византии оказались на территории Хантов и Манси. Однако это будет все написано далее, сегодня же у нас другая задача: проследить влияние римской традиции на византийские монеты, рассмотреть разные типы монет и их функционал.

Римская традиция

Ранние византийские монеты продолжают римские традиции: на аверсе голова императора в профиль, на реверсе христианский символ (крест появляется практически сразу, но образ ангела приобретает конкретные черты в более поздний период) или же символ победы. Надписи на латыни.

Император Анастасий I (491-518). Аверс: D N ANASTASIVS P F AVG. Император изображен в жемчужной диадеме, в кирасе, на которую накинута драпированная ткань. Реверс: VICTORA ACVSTORN. Виктория, идущая вправо, ее голова повернута влево. Она держит венок и державу. Слева и справа звезды.

На реверсе внизу посередине обычно печатались буквы, означающие монетный двор. COMOB – поздне-Римско-византийское обозначение императорского монетного двора. Также могло быть CONOB - CONstantinopolis OBryzum (чистый золотой стандарт монетного двора в Константинополе). Когда уже открылись монетные дворы в других городах, то появились и другие сокращения: RM для Рима, MD для Милана, RV для Равенны и AR для Арля и т.д.

Сам император изображался в образе полководца, хотя мог и никогда не касаться оружия.

Император Юстиниан (518-527). Аверс: D N IVSTINI—ANVS P F AVC. Юстиниан изображен в шлеме, со щитом на плече и копьем за головой. Его лицо уже изображено в ¾ (в дальнейшем мы рассмотрим, как изменялось положение лица на оттиске со временем). Реверс: VICTORI—A AVCCCΛ. Виктория стоит и смотрит влево, держит длинный крест, в левом поле звезда.

«Золотой стандарт». Реформа Константина I

Римский император Константин Великий с 309 г. начал проводить монетную реформу, в основе которой лежала необходимость облегчения денежного обращения и сокращения расхода драгоценного металла. До этого в ходу была другая золотая монета, введенная еще Августом – ауреус. Согласно августовскому стандарту, 60 золотых ауреев равнялись одному фунту золота, то есть около 328 грамм. Константин установил другую меру – 72 солида. То есть один солид должен был весить 4,5 грамма золота. Он был легче, чем ауреус. Солид получил и другое название на греческий манер: «номизма», а в Европе его чаще называли «безант» или «бизантин». Производить его мог только император: он контролировал чистоту и твердость металла.

Солид. Константин I Великий. Ок. 315—316 гг. Аверс: голова Константина I в лавровом венке, вправо. Реверс: Надпись в три строки SIC X/SIC XX/SMHB внутри венка. Вверху медальон с орлом внутри.

Золотой солид имел особое значение в империи. Он был не только главной денежной единицей при заключении торговых сделок и для собирания налогов, но и мощным политическим инструментом. Монету распространяли не только при помощи дипломатии, но и силы.

Император Юстиниан II (565-578). Солид. Аверс: DN IVSTINVS PP AVG. Император в шлеме с перпендулиями (подвески - отличительный признак царского головного убора), держащий Победу на шаре. Реверс: VICTORIA AVCCC. Константинополь на троне. Голова смотрит вправо, в руках скипетр и держава (крест на шаре). В левом поле крест.
Император Ираклий I (610-641) Аверс: dN hERACLIUS PP AVG. Император в кирасе, задрапированной тканью, держит крест. Лицо в анфас с короткой бородой, в короне с перпендулиями и пером. Реверс: VICTORIA AVGU. Крест на трех ступенях.

После реформы Константина Великого начали чеканиться и другие золотые монеты, но меньшей ценностью и весом:

Сравнительная таблицаСравнительная таблица

Император Анастасий I (495-518). Семис. Аверс: DN ANASTASIVS P P AVG. Император в жемчужной диадеме, в кирасе, задрапированной тканью. Реверс: VICTORIA AVGGG. Виктория сидит с поворотом в правую сторону со щитом и кирасой. Она пишет XXXX на щите, который находится у нее на коленях. На левом поле звезда. (Константинополь).
Император Юстиниан I (527-565). Тремис. Аверс: Император в диадеме и задрапированной кирасе. Реверс: Виктория двигается вправо, в руках держит венок и державу.

С XI в. начинает портиться византийская монета – вес золотого солида падает до 3,24 г. Металл не держит штемпель. Портреты императоров становятся уже трудноразличимыми.

Император Никифор III (1078-1081). Аверс: IC-XC. Иисус сидит на троне с квадратной спинкой, вокруг его головы нимб святости. Он держит Евангелие. Реверс: NIKHFR DEC P TW ROTANIATH. Никифор стоит лицом на скамейке, с бородой, короной и в лоросе. Он держит лабарум (военный штандарт, знамя особого вида) с монограммой на конце древка Иисуса Христа. В другой руке у него держава.

Порча монеты была связана с внутренним кризисом Византийской империи, который наступил из-за внешней опасности: турки-сельджуки, норманны и половцы. В 1054 году также произошел разрыв с православной церковью. Внутри страны были проблемы из-за частой смены императоров и увеличения бюрократического аппарата. Однако данный вопрос будет проиллюстрирован более подробно в последующих материалах. Мы покажем, как менялось изображение императоров и святых на монетах, как на сюжетах оттиска отразилось иконоборчество. Вторая часть будет посвящена серебряным и медным монетам Византийской империи.

Автор Куприна А.Ю.