Что говорят поверья о серебряном неразменном рубле

В 1883 году самый популярный в Российской империи детский журнал «Задушевное слово» публикует святочный рассказ Николая Семеновича Лескова «Неразменный рубль». Мораль рассказа заключается в том, что полное счастье достигается лишь тогда, когда ты живешь не для себя, а для других.

Николай Семенович Лесков на картине работы В.А. Серова. 1894 год
Николай Семенович Лесков на картине работы В.А. Серова. 1894 год

Впервые народное поверье, даже суеверие, легло в основу серьезного размышления о смысле человеческой жизни. Также впервые простоватая сказка о «неразменном рубле» была мастерски облечена в искусную литературную форму.

Так что же такое «неразменный рубль»? Это монета, обладающая волшебным, необъяснимым свойством всегда возвращаться в карман владельца в нерастраченном виде, после того как с его помощью совершена покупка. По большому счету, «неразменный рубль» - это выражение вечной идеи легкого приобретения неисчерпаемого и бессрочного богатства.

Рубль, отчеканенный в год выхода рассказа Н.С. Лескова «Неразменный рубль»
Рубль, отчеканенный в год выхода рассказа Н.С. Лескова «Неразменный рубль»

Итак, каковы же волшебные свойства «неразменного рубля»? И, самое важное, как его можно получить?

В славянском мире на эти вопросы отвечают народные легенды, поверья и сказки, записанные в разное время на пространстве от Закарпатья до Байкала. Замечательный этнографический обзор о волшебной неразменной монете, дающей хозяину возможности распоряжаться безграничными суммами денег, в свое время дала известный антрополог, доктор наук О.В. Белова.

Но наибольшую известность легенда о волшебной монете получила с помощью рассказа Лескова.

Итак, идём за рублём. Берём черную кошку. И в ночь перед Рождеством будем продавать ее на перекрестке, одна из дорог которого обязательно уходит к кладбищу. За несколько мгновений до двенадцати сжимаем кошку посильнее, чтобы замяукала. И ровно в полночь нам явится нечистая сила, чтобы торговаться за животное.

Иллюстрация к рассказу Н.С. Лескова «Неразменный рубль»
Иллюстрация к рассказу Н.С. Лескова «Неразменный рубль»

Черт будет предлагать любые деньги, огромные суммы и всё, что пожелаешь. Но мы просим только серебряный рубль. И как бы ни был настойчив нечистый, как бы ни соблазнял нас несметными сокровищами, продолжаем требовать рубль. Получив желаемую монету, тут же прячем ее в карман, зажимая рукой, и немедленно уходим. Нечистая сила будет всяческим образом звать и пугать, а мы не обернёмся. Лишь обернись, не успев зайти домой, потеряешь волшебную монету, а иногда и жизнь.

Монета, полученная за черную кошку, и будет тем самым «неразменным» или «безрасходным» рублем, который, всегда вернётся в карман. В сказочном фольклоре образ «неразменного рубля» схож с образами скатерти-самобранки и горшочка, где никогда не кончается каша.

Конечно сейчас, глядя из нашего XXI века, кажется смешным и наивным желание получить бесконечное богатство. Но разве психология человека так сильно изменилась? Разве немало среди нас любителей дармовщинки?

А почему именно рубль стал той чудесной монетой, открывающей дорогу к безграничному богатству?

В силу времени и экономических изменений, рубль сейчас практически ничего не стоит. И вряд ли кто-то сегодня пойдет в рождественскую ночь выполнять ритуал с черной кошкой в надежде получить «неразменный рубль» образца 2020 года. Но еще во времена Лескова на серебряный целковый на рынке в Санкт-Петербурге можно было купить 2 курицы, или 8 кг отборной пшеничной муки, или 5 кг свинины, или 10 литров парного молока. Стоимость продуктов в провинциальных городах, а тем более в деревне были в несколько раз меньше. А если заглянуть вглубь истории, то мы увидим, что ценность рублевой монеты была еще выше.

А что же такое рубль?

В Древней Руси так назывался отрубленый кусок серебряной гривны. После реформы Елены Глинской 1535 года рубль стал денежно-счетной единицей, состоящей из 100 копеек. Первая же монета номиналом рубль появилась в России в 1654 году в ходе денежной реформы царя Алексея Михайловича.

Рубль. 1654 г. Алексей Михайлович. Серебро, около 28 г. Из собрания Государственного Эрмитажа
Рубль. 1654 г. Алексей Михайлович. Серебро, около 28 г. Из собрания Государственного Эрмитажа

Это была серебряная монета в весовой норме европейского талера – 28 г. Правительством был установлен номинал рубля в 100 копеек. И это при том, что реально в рубле 1654 года содержалось серебра лишь на 64 копейки. Население быстро разгадало уловку правительства и реформа провалилась. Рубль 1654 года является нумизматическим раритетом.

В статье читатель может увидеть рисунки редчайших рублевых монет, которые для большинства коллекционеров являются недостижимой мечтой, своеобразной погоней за «неразменным рублем».

Регулярная чеканка монет рублевого номинала начинается лишь в 1704 году в ходе масштабной денежной реформы Петра Великого. Это была первая массовая монета крупного номинала, вызывавшая изумление и интерес у современников уже тем, что на ней все подданные московского царя и всея России повелителя могли впервые узреть его портрет во всей красе.

Рубль. 1704 года – первый год регулярной чеканки рублевых монет. Петр I. Серебро, 28 г. Из собрания Государственного Эрмитажа
Рубль. 1704 года – первый год регулярной чеканки рублевых монет. Петр I. Серебро, 28 г. Из собрания Государственного Эрмитажа

Глобальные преобразования, проводившиеся в России в начале XVIII века, не могли не породить слухов, сплетен, поверий и суеверий. Многие инициативы Петра были непонятны для подданных, и, соответственно вызывали иногда неприятие, иногда удивление, а иногда и страх. Так было, например, с бритьем бород и установлением пошлины за их сохранение. В Тамбовской губернии, например, существовало поверье, что «неразменные рубли» - это только серебряные рубли, чекана Петра Великого, которые он изготавливал для выплаты пошлины за ношение бороды. Тут уместно вспомнить и о бородовых знаках – специальных жетонах-квитанциях, выдаваемых после уплаты денег за ношение бороды.

Бородовой знак 1705 года
Бородовой знак 1705 года

Ряд нумизматов считают, что бородовые знаки с особым надчеканом могли также использоваться как средство платежа.

Поверий и легенд о «неразменном рубле» или другой чудесной безрасходной монете немало. Со временем они обрастали деталями и подробностями. Так, считалось, что нельзя тратить волшебный рубль без остатка. Непременно нужно получить хотя бы копейку сдачи. Попав в карман владельца, мелочь превращается в волшебный рубль. Если же рубль истратить полностью, то он вновь возвратится нечистой силе.

Рубль. 1741 года. Иоанн Антонович. Серебро
Рубль. 1741 года. Иоанн Антонович. Серебро

По поверьям славян Прикарпатья получить «неразменный рубль» можно и без черной кошки. Наделить волшебными неразменными свойствами монету можно было, положив ее в гнездо ласточки. Монета должна пролежать там пока не выведется третье поколение птенцов. Был и еще один магический способ – зарезать монетой летучую мышь, после чего носить ее (монету) под мышкой девять дней, не посещая церковь, не крестясь и не произнося молитвы, после этих манипуляций монета приобретала магические свойства.

«Константиновский рубль». Один из семи экземпляров пробного рубля Константина Павловича. 1825 год. Серебро. Из собрания Государственного Эрмитажа
«Константиновский рубль». Один из семи экземпляров пробного рубля Константина Павловича. 1825 год. Серебро. Из собрания Государственного Эрмитажа

Но, как правило, главным посредником в получении неразменного рубля была именно черная кошка. У русских крестьян в Западной Сибири в XIX веке считалось, что всех черных кошек сатана сразу же забирает себе, кроме тех, которые сразу же после рождения побывали в человеческих руках. Нужно взять такого котенка, воспитать его и на Пасху, когда в церкви священник возгласит «Христос воскресе», сказать в ответ «У меня черная кошка есть». Именно этот неправильный и кощунственный возглас вызовет нечистого, который и придёт торговаться за кошку. Тогда и можно получить от черта «неразменный рубль».

Суеверия о «неразменном рубле» удивительно живучи. Стоит только заглянуть сегодня на страницы всемирной паутины, как читателя захлестнет волна предлагаемых многочисленных магических практик, с помощью которых, якобы, можно увеличить свое благосостояние, а то и вовсе достичь нескончаемого богатства. Но, как сказал автору этой статьи его сын, достичь бесконечного благосостояния, надеясь на халяву, ласточкины гнезда и черных кошек, не получится, для этого нужно бесконечно «пахать, пахать и пахать».

Роман Новожеев

Кандидат исторических наук, доцент

Бесплатная доставка + монета