Но никто не хочет думать о том, пока «Титаник» плывет

На верхней палубе играет оркестр,

И пары танцуют фокстрот,

Стюард разливает огонь по бокалам

И смотрит, как плавится лед.

Он глядит на танцоров, забывших о том,

Что каждый из них умрет...

Композиция «Титаник», написанная Вячеславом Бутусовым на стихи Ильи Кормильцева, дала название одноименному альбому группы «Наутилус помпилиус», изданному весной 1994 года. Впоследствии песня вошла в список ста лучших произведений русского рока XX века, составленный слушателями «Нашего радио». Режиссер Геннадий Акименко снял для «Наутилуса» видеоклип, его премьера состоялась в июне 1994 года в эфире «Программы А» на телеканале РТР. Съёмки ролика проходили в Санкт-Петербурге в районе заброшенных кораблей. Отвечая на вопросы журналиста в интервью газете «Аргументы и факты» о том, что сподвигло группу написать песню про «Титаник», лидер «Наутилуса» отметил: «В гибели «Титаника» я вижу больше не трагедию, а романтику. Это очень интересная романтическая история… Романтика в том, что это самый великий в истории корабль, и другого такого не будет. У меня всегда была ностальгия ко всему, что уже было, и чего мы, ныне живущие, никогда не увидим». Вспомним, что «Наутилус» - это не только первое слово названия рок-группы, но также имя фантастического подводного корабля и реальной научно-исследовательской глубоководной лодки, экспедиция на которой в 1987 году дала возможность сделать более 10 000 фотографий «Титаника».

Кадр из видеоклипа «Титаник» группы «Наутилус помпилиус», 1994 год

И словно в подтверждение слов Бутусова три года спустя на мировые экраны выходит романтический фильм о любви «Титаник» режиссера Джеймса Кэмерона. Кинокартина покорила миллионы сердец проникновенной историей двух молодых людей из разных социальных слоев, полюбивших друг друга. В фильме показаны события, произошедшие в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, когда британский пассажирский лайнер «Титаник», считавшийся на тот момент самым современным и непотопляемым, столкнулся с айсбергом в Арктике и затонул в первом же своём рейсе из Саутгемптона в Нью-Йорк. Не менее 1496 человек погибло, 712 пассажиров и членов экипажа были спасены. Фильм Кэмерона стал самым прибыльным фильмом за всю историю мирового кинематографа, собрав свыше 1,8 млрд долларов, сразу удвоив таким образом предыдущий мировой рекорд. Только в 2010 году, его рекорд был побит фильмом «Аватар» того же режиссёра. После выхода картины в прокат в 1997 году и триумфа на премии «Оскар» в 1998 году, во всем мире началась «титаникомания»: резко увеличился спрос на продукцию, связанную с именем корабля. Было выпущено бесчисленное количество знаков и значков, брелоков, маек и бейсболок, макетов корабля, фотографий, марок, монет и сувенирных медалей.

Магазин сувениров TITANIC STORE в музее Белфаста, 2013 год

Неформальной столицей «титаникомании» является Белфаст, на верфях которого был построен «непотопляемый». В апреле 2012 года в этом городе открыли музей и памятник морского наследия на месте бывшей верфи Харланд энд Вольф в районе Квартал Титаника. Музей посвящен истории «Титаника» и его братьев, кораблей «Олимпик» и «Британик». В галереях музея «Гибель» и «Последствия» присутствует информация и о судне «Карпатия», экипаж которого спас выживших с утонувшего лайнера. В 1912 году все члены экипажа «Карпатии» получили медаль за спасение уцелевших с «Титаника». Герою капитану Ростону и старшим офицерам парохода были вручены золотые, младшим офицерам и инженерам — серебряные, а матросам — бронзовые медали. В наши дни первая медаль, посвященная трагедии в Северной Атлантике, стала коллекционной редкостью.

Медаль «Карпатия». За спасение выживших с «Титаника», 1912 год

Специально к 100-летию со дня гибели «непотопляемого лайнера» Историческим обществом «Титаника» в Массачусетсе были заказаны и выставлены на продажу точные копии этих медалей, но уже в статусе сувенирных. Однако первые сувенирные настольные медали с изображением внутреннего убранства корабля появились во Франции в год трагического рейса. Это были медно-никелевые и серебряные изделия различных диаметров. Но наибольший вклад в корабельную нумизматику внесла именно «титаникомания». В 1997-1998 годах, к 85-летию трагических событий, было произведено более двух десятков сувенирных медалей, монет и монетовидных жетонов в Великобритании, Германии, Франции, США, Кирибати, Замбии и многих других странах. Одной из первых серию монет, посвящённых «Титанику», выпустила в 1998 году Либерия - морское государство в Западной Африке. Выпущены сразу три монеты «Гибель «Титаника»» с одинаковыми изображениями: медно-никелевая достоинством 5 либерийских долларов, 20 долларов из серебра 999-й пробы тиражом 25 000 экземпляров и золотая номиналом 100 долларов.

5 и 20 либерийских долларов «Гибель «Титаника», 1998 год

На реверсе юбилейной монеты изображение тонущего носом вперед «Титаника» со стороны левого борта с высоко поднятой из воды кормой. На переднем плане - спасательная шлюпка, отплывающая от судна, слева - верхушка айсберга. Над судном в овальной рамке - портрет капитана Эдварда Джона Смита в картуше, выше него надпись: «RMS TITANIC» («Royal Mail Ship» или «Судно королевской почты»). Внизу номинал монеты. На аверсе изображение Государственного Герба Либерии с лозунгом: «THE LOVE OF LIBERTY BROUGHT US HERE» («Любовь к свободе привела нас сюда»), надписи вдоль канта: «5 DOLLARS» и «REPUBLIC OF LIBERIA». Дата выпуска разбита на две части по обе стороны от герба. В связи с высоким спросом на изделия позднее были выпущены еще две серебряные монеты 999-й пробы с аналогичным изображением, но достоинством 50 и 300 долларов.

Актер Бернард Хилл в роли капитана в фильме 1997 года и его реальный прототип Э.Д. Смит

Серия либерийских монет стала одной из немногих в череде металлических памятных изделий с изображением «Титаника», на которых был размещен потрет капитана корабля. Его судьба оказалась трагической. В апреле 1912 года Смит был на первых полосах всех британских газет, ожидалось, что он покинет капитанский мостик после этого рейса и выйдет на пенсию. Эксперты считают, что после рокового столкновения Э.Д. Смит, один из самых опытных и отважных капитанов Британии, всё делал правильно, но не смог помочь своему судну и разделил с ним участь. В момент смерти он не захотел расставаться с океаном, где навсегда осталась его душа.

В 1998 году другое прибрежное африканское государство Сомали, известное на весь мир налетами пиратов на гражданские суда, выпустило монету номиналом 5 долларов «Titanic» из серебра. Существует неофициальный выпуск из медно-никелевого сплава. С аналогичным изображением Центральным банком Сомали также была отчеканена монета достоинством 20 сомалийских долларов весом одна унция из серебра 999-й пробы.

5 долларов «Титаник» из медно-никелевого сплава и серебра, 1998 год

В центре реверса монеты в круге изображен мирно плывущий по океану «Титаник». По канту надписи: «R.M.S. TITANIC» и «APRIL 10-15. 1912». На аверсе Государственный Герб Республики Сомали. Также указаны эмитент, номинал и дата выпуска. Монета значится в каталогах Краузе под номером КМ№Х1. Детализация показывает, что только три из четырех труб парохода, изображенного на монете, выпускают клубы дыма. Первые три трубы служили для отвода дыма от котлов, у корабля были три силовые установки, а последняя, расположенная над турбинным отсеком, выполняла вентиляционные функции. Существует также мнение, что четвертая труба носила чисто декоративную функцию, была построена для симметрии и красоты, поэтому дыма выпускать не могла.

Транспортировка реплики четвертой трубы «Титаника» по Темзе , 2010 год

Копия верхней части четвертой трубы «Титаника» была изготовлена в 2010 году специально для выставки артефактов «The Titanic Artefacts Exhibition Is Launched At The O2», которая состоялась в Лондоне с 5 ноября 2010 года по 31 мая 2011 года. Реплика была отбуксирована вдоль реки Темзы за ареной выставочного центра O2. В течение более полугода часть трубы экспонировалась на выставке артефактов, найденных в результате крушения лайнера, затонувшего в Северной Атлантике. Всего посетители смогли увидеть более чем 300 артефактов.

Мероприятие в Лондоне стало продолжением выставки «Titanic: The Artifact Exhibition», начатой в штате Миннесота в США, в музее науки в городе Сент-Пол. Организатор выставки – RMS Titanic – единственная в мире компания, с 1994 года имеющая официальное право на извлечение останков «Титаника» со дна Атлантического океана.

Самый большой кусок «Титаника», поднятый фирмой RMS Titanic, 2012 год

Впервые после катастрофы, «Титаник» был найден в ночь на 1 сентября 1985 года экспедицией океанолога Роберта Балларда. Тогда глубоководный аппарат «Арго» нашёл на дне океана мелкие обломки. В 0 часов 48 минут камера зафиксировала котёл «Титаника», также удалось обнаружить носовую часть судна. Корма переломившегося лайнера расположена на расстоянии примерно 600 метров. После этого к «Титанику» отправлялись другие экспедиции, в том числе российское научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш». Его аппараты «Мир-1» и «Мир-2» использовались для документальных съёмок под водой фильма «Титаник» Джеймса Кэмерона. Одна из экспедиций, состоявшаяся в 2000-м году, и организованная компанией RMS Titanic, попала на две монеты необычной овальной формы «Экспедиция к «Титанику» 2000 года», изданные в 2005 году Центральным банком Либерии. Первая, номиналом 25 долларов из золота 999-й пробы вышла тиражом 25 000 штук. Вторая, номиналом 10 долларов, отчеканена из серебра 925-й пробы тиражом 5 000 экземпляров.

10 и 25 долларов «Экспедиция к «Титанику» 2000 года», 2005 год10 и 25 долларов «Экспедиция к «Титанику» 2000 года», 2005 год

В центре реверса изображение корабля «Титаник». Левый борт его обращен к зрителю, над изображением лайнера информационная надпись, а внизу год выпуска. В нижнюю часть корабля около ватерлинии вставлена частица угля, полученного с борта «Титаника» экспедицией 2000 года. Правительство Либерии на аукционе купило несколько кусков каменного угля, часть которого была использована в монетах. На аверсе размещены Государственный герб Либерии, наименование эмитента и номинал. Издание Либерией монет, связанных с корабельной и морской тематикой неслучайно: в стране зарегистрировано около 10% мирового морского флота, что приносит ежегодный доход государству в размере не менее 18 миллионов долларов. Что касается деятельности американской RMS Titanic, то необходимо отметить, что в ходе 10-ти экспедиций, организованных этой компанией, cо дна были подняты около 5900 фарфоровых изделий, предметов интерьера «Титаника» и личных вещей пассажиров. Вся коллекция оценивалась в сумму примерно 110 миллионов долларов.

Фото корабля, сделанное во время экспедиции компании RMS Titanic, 2004 год

Следующая большая «волна» монет, жетонов и сувенирных медалей, посвященных «Титанику», была приурочена к 100-летию со дня катастрофы. В 2012 году Британские Виргинские острова отчеканили серию монет «100 лет гибели Титаника» различного номинала и материала изготовления.

Цветные бронзовые монеты вышли достоинством 2 доллара диаметром 50 миллиметров с отверстием в правой части (со стороны аверса) со вставкой в виде айсберга из-за которого произошла катастрофа. Существуют три различных варианта оформления реверса: с изображением корабля в свете Солнца тиражом 3 000 штук, с изображением корабля, выходящего из порта Саутгемптон, тиражом в 1 000 экземпляров и с изображением «Титаника» в ночь перед катастрофой 14 апреля тиражом 1 000 штук.

2 доллара серии «100 лет гибели «Титаника»», три варианта реверса, 2012 год2 доллара серии «100 лет гибели «Титаника»», три варианта реверса, 2012 год

Монеты имеют одинаковый аверс: слева внизу - небольшой бюст Королевы Елизаветы Второй, вдоль канта надписи дугой «BRITISH VIRGIN ISLANDS», «QUEEN ELIZABETH II» и «2012». Реверсы отличаются цветом и фоном, на котором справа находится изображение плывущего корабля. Слева по канту надписи в две строки «R.M.S TITANIC», «1912-2012», а также номинал монеты. Диаметр монет - 50 мм. Вес каждого из изделий составляет 42 грамма. В круглой стеклянной вставке на прозрачном фоне очертания айсберга в виде кристалла. Считается, что виновник трагедии был замечен М. Линоэнвальдом, старшим стюардом океанского лайнера «Prinz Adalbert (Принц Адальберт)», вышедшего в море 15 апреля 1912 года. Солнце осветило айсберг, мимо которого проплывало судно. На ледяной глыбе была огромная красная полоса, царапина, похожая на краску от корпуса судна, и стюард сфотографировал айсберг. В тот момент команде судна «Prinz Adalbert» ещё не было известно о крушении «Титаника».

Фото айсберга, с которым столкнулся «Титаник», 1912 год

Наибольшую ценность в серии как по стоимости, так и по редкости, представляют две другие монеты. Первая, достоинством в 500 долларов, диаметром 65 миллиметров, была изготовлена из золота 999-й пробы ограниченным тиражом в 99 штук, ее вес составляет 5 унций. Более «дешевое» изделие номиналом 100 долларов отчеканено в количестве 300 штук из серебра 999-й пробы, диаметром 120 миллиметров, весом 1 килограмм. Отличие этих изделий от более массовых в серии состоит не только в ценности металла, но и в оформлении обеих сторон монет. Так, на реверсе вместо вставки из стекла в виде айсберга, в овальной рамке отчеканено изображение капитана корабля Смита.

Монеты номиналами 500 и 100 долларов «100 лет гибели «Титаника»», 2012 год

Изделия имеют одинаковый аверс с изображением бюста Королевы Елизаветы Второй и надписями вдоль канта «BRITISH VIRGIN ISLANDS», «QUEEN ELIZABETH II» и «2012». Реверсы различаются цветом и фоном. На серебряной монете корабль движется в океане ночью с горящими иллюминаторами, а на золотой монете судно изображено в дневном свете. Под портретом капитана указано его имя «EDWARD J. SMITH». Слева по канту надписи в две строки «R.M.S TITANIC» и «1912-2012». Между надписью и носом корабля - номинал «$500» или «$100». Считается, что британцы неоднозначно относятся к трагедии «Титаника», поэтому Королевский монетный двор не издал ни одного официального платежного металлического изделия с изображением корабля. Этот пробел с лихвой компенсировали британские заморские территории и бывшие английские колонии. Кроме Британских Виргинских островов монеты с «Титаником» чеканили Тристан Де Кунья, острова Кука и Фиджи, остров Мэн. Все они имеют выход к морям или океанам.

Завершает этот краткий обзор памятная монета, изготовленная Национальным банком еще одной бывшей британской колонии Тувалу, с 1978 года - независимого островного государства в Полинезии. В 2012 году Монетным двором города Перт в Австралии было изготовлено 5 000 серебряных подарочных монет 999-й пробы номиналом 1 доллар Тувалу «Титаник. 100-летие гибели».

1 доллар «Титаник. 100-летие гибели», Тувалу, 2012 год1 доллар «Титаник. 100-летие гибели», Тувалу, 2012 год

На аверсе портрет королевы Елизаветы Второй с надписями по кругу «QUEEN ELIZABETH II» и «1 DOLLAR TUVALU 2012». На реверсе изображение цветного постера «Титаника» на синем фоне неба и моря с буксирами в порту отплытия, сверху - название корабля «TITANIC», слева - флаг и название компании «White Star Line (Уайт Стар Лайн)», надписи по кругу «100TH ANNIVERSARY» и «1 OZ 999 SILVER», а также «P» - знак Монетного двора Перта.

«Уайт Стар» была крупнейшей британской судоходной компанией конца XIX - начала XX века, заказчиком и владельцем всех трех кораблей класса «Олимпик». Гибель роскошного «Титаника» сильно ударила по репутации компании, не говоря о финансовых потерях. Кроме того, компания никогда не заявляла, что корабль непотопляем, но была уличена якобы во лжи. Миф абсолютно безопасного судна был создан в британской прессе. Журналисты того времени сделали все возможное, чтобы убедить читателей в том, что отсеки «Титаника» водонепроницаемы и не могут быть затоплены априори.

Постер «Олимпик и Титаник» компании «White Star Line», 1912 год

В целом судьба всех трех «братьев» оказалась незавидной. Лайнер «Британик» затонул во время Первой мировой войны. А «Олимпик», первый из судов серии, пережив не одно столкновение, в 1935 году был разделан на металлолом в Шотландии. К тому времени «Уайт Стар» уже находилась на грани исчезновения. Последним лайнером компании, отправленным на слом в 1960 году, стал трансатлантический «MV Britannic». С этого момента бывший британский судоходный лидер бесславно прекратил своё существование. Считается, что именно катастрофа «Титаника» стала началом конца для «Уайт Стар» и символом необоснованной человеческой самонадеянности.