«Кто владеет морем, тот владеет миром», - это перефразировка принципа контр-адмирала США и одного из основателей геополитики Альфреда Тайера Мэхэна. Действительно, быть державой мирового значения без могучего флота невозможно. Огромные римские биремы, триремы и квадриремы с многочисленными рядами вёсел, линейный парусный флот, ощетинившийся рядами тяжёлых пушек, чадящие чёрным дымом броненосцы, закованные в толстую броню линкоры с калибром орудий до 460 мм, огромные авианосцы с десятками самолётов на борту и экипажами в несколько тысяч человек, ракетные крейсера, атомные подводные лодки-гиганты. Каждый из этих типов судов для своего времени представлял полёт инженерной мысли, а затраты на создание и содержание флота всегда были одной из самых серьёзных, но неизбежных статей расхода государств, стремящихся доминировать на мировой арене.

Японский линкор «Ямато»

Моряков уважали во все времена. Одни с детства мечтают «ходить в море», другие приходят к этому решению уже в осознанном возрасте. В любом случае и те, и другие, как правило, связывают свою жизнь с морем прочно и надолго – будь то военные моряки, моряки торгового флота или иных судов гражданского назначения. Они выпадают из ритма привычной для остальных жизни, их дом – раскачивающийся на волнах корабль, пейзаж, окружающий их – бескрайнее водное пространство, а время они измеряют четырёхчасовыми вахтами. Походка, внешний вид, образ мышления и какая-то особенная уверенность в себе – по этим признакам почти всегда можно распознать моряка.

Коллекционирование предметов, связанных с кораблями

Тема кораблей, морского образа жизни и моря вообще очень популярна среди коллекционеров, а уж среди людей, связанных с морем, и подавно. Оторвавшись от моря, люди скучают по нему и с ностальгией вспоминают детали морской жизни. Тоска по прежним временам или просто тяга к коллекционированию заставляют их не пропускать любые предметы, связанные с мореходной тематикой. Модели кораблей, памятные изделия, предметы корабельного быта, фотоматериалы, открытки, марки, морские награды и монеты с изображением кораблей и флотоводцев. Коллекционеры с серьёзными финансовыми возможностями могут заказывать модели конкретных кораблей, коллекционировать закладные доски или иные оригинальные предметы с утилизированных или затонувших кораблей, корабельные рынды и флаги.

Монеты с изображением надводных кораблей и подводных лодок

В 1988 году остров Мэн (коронное владение Великобритании) в честь двухсотлетия использования парового двигателя в морской навигации выпустил крону с изображением колёсного парохода «Сириус».

Остров Мэн. 1 крона 1988 года. Пароход «Сириус»Остров Мэн. 1 крона 1988 года. Пароход «Сириус»

В 1838 году «Сириус» стал первым судном, пересёкшим Атлантический океан с помощью парового двигателя. Путь из ирландского города Корк в американский Нью-Йорк занял 18 суток. Переход получился не без сложностей. К концу рейса на судне иссякли запасы угля, и в качестве топлива пришлось использовать распиленные на части мачты, снасти и иные деревянные части корабля, которыми можно было пожертвовать.

1 крона с изображением парохода «Сириус» изготовлена из медно-никелевого сплава. На одной стороне изображён «Сириус», указание о двухсотлетнем юбилее использования парового двигателя в морской навигации, номинал, надпись «первое пересечение Атлантического океана пароходом «Сириус» и дата события. На другой стороне – профиль королевы Великобритании Елизаветы Второй, наименование эмитента и год выпуска. Монета имеет вес 28,28 г, диаметр 38,6 мм и толщину 3,17 мм.

В 2010 году островное государство Фиджи, входящее в Содружество наций во главе с Великобританией, выпустило интересную серию из серебра «Подводные лодки мира». Четыре двухдолларовые монеты имеют форму эллипса и содержатся в подарочном футляре в форме подводной лодки на деревянной подставке. Тираж набора составил 15 тыс. шт.

Фиджи. Набор серии монет «подводные лодки мира» в футляре. 2010 годФиджи. Набор серии монет «подводные лодки мира» в футляре. 2010 год

Одна из позиций серии посвящена российской подводной лодке, разработанной ещё при Советском Союзе – тяжёлому ракетному подводному крейсеру «Тайфун».

Фиджи. 2 доллара 2010 года. Тяжёлый ракетный подводный крейсер «Тайфун»Фиджи. 2 доллара 2010 года. Тяжёлый ракетный подводный крейсер «Тайфун»

В России эта подводная лодка зовётся «Акула», «Тайфун» её обозначение по классификации НАТО. Спуск на воду первого тяжёлого ракетного подводного крейсера стратегического назначения данного класса состоялся в 1980 году. Подводный ракетоносец имеет длину 172,8 м, ширину 23,3 м и надводное водоизмещение 23,3 тыс. тонн. «Акула» способна развивать надводную скорость 12 узлов, подводную – 25 узлов, погружаться на глубину до 500 м, вести автономное плавание до 180 суток. Экипаж подводной лодки составляет 160 человек. Из 6 подводных лодок серии «Акула», построенных в СССР, на сегодняшний день в строю находится 1 подводный крейсер.

2 доллара с изображением подводной лодки «Тайфун» изготовлена из серебра 999-й пробы. На реверсе размещено цветное изображение плывущей в надводном положении лодки среди льдов, Андреевский флаг, название подводного крейсера и серии монет, вес и проба серебра. На аверсе – профиль королевы Великобритании Елизаветы Второй, являющейся главой Содружества наций, наименование эмитента, номинал и год выпуска. Монета имеет рубчатый гурт, вес 31,1 г и длину большей оси эллипса 45 мм.

В 2013 году Польша отчеканила 2 злотых с изображением военно-транспортного корабля «Люблин».

Польша. 2 злотых 2013 года. Военно-транспортный корабль «Люблин»Польша. 2 злотых 2013 года. Военно-транспортный корабль «Люблин»

Военно-транспортный корабль «Люблин» спущен на воду в Гданьске в 1989 году. «Люблин» помимо транспортировки и высадки войск может выполнять и функции минного заградителя.

2 злотых с изображением военно-транспортного корабля «Люблин» изготовлены из латуни. На одной стороне изображён ВТК «Люблин» с открывающимся носовым высадочным устройством, наименование класса корабля и его название. На другой стороне - герб Польши, наименование страны на польском языке, номинал и год выпуска. Монета имеет гурт с надписью, вес 8,15 г, диаметр 27 мм и толщину 2 мм. Тираж составил 800 тыс. шт.

В 2014 году Индия в память 100-летия трагического инцидента на корабле «Комагата-Мару» выпустила 5 рупий с изображением этого судна.

Индия. 5 рупий 2014 года. Корабль «Комагата-Мару»Индия. 5 рупий 2014 года. Корабль «Комагата-Мару»

Корабль «Комагата-Мару» стал известным благодаря трагическому происшествию на его борту в 1914 году. Судно перевозило 376 пассажиров из Индии в Канаду. Из всех пассажиров лишь 20 разрешили сойти на берег Канады, остальным же – людям азиатского происхождения, отказали, в результате чего они вынуждены были отправиться на этом же корабле обратно. По пути в Индию на корабле вспыхнул бунт, в результате которого 20 из этих пассажиров погибли.

5 рупий с изображением корабля «Комагата-Мару» изготовлена из никелевой латуни. На реверсе изображён сам корабль, наименование инцидента и даты «1914-2014» (100-летие со дня печального события). На аверсе отчеканили «львиную капитель» (герб Индии), номинал и наименование страны на индийском и английском языках. Монета имеет рубчатый гурт, вес 6 г, диаметр 23 мм и толщину 2 мм.

В 2019 Турция в честь 100-летия визита Кемаля Ататюрка в город Самсун выпустила 20 лир с изображением корабля, на котором он прибыл в этот город.

Турция. 20 лир 2019 года. Корабль, прибывший в город СамсунТурция. 20 лир 2019 года. Корабль, прибывший в город Самсун

19 мая 1919 года Кемаль Ататюрк, будучи уже к тому времени главой национально-революционного движения, прибыл на корабле в город Самсун с инспекцией одной из армейских частей в рамках расформирования Османской армии, что стало началом ликвидации самой Османской Империи и становления Турции в качестве страны с совершенно иным политическим и социальным устройством.

20 лир с изображением корабля, на котором Ататюрк прибыл в город Самсун, изготовлена из серебра 925-й пробы. На одной стороне изображён корабль, надпись на турецком языке «прибытие Ататюрка в Самсун» и дата (19 мая 1919 года). На другой стороне цифра «100», означающая юбилей события, наименование страны («Турецкая республика») на турецком и английском языках, традиционный турецкий символ – полумесяц со звездой, номинал и год выпуска. Монета имеет рубчатый гурт, вес 31,1 г и диаметр 38,61 мм.

Автор статьи – Михаил Колесов