С 1 августа 1882 года по 1 августа 1883 года проходил Первый международный полярный год, призванный объединить усилия мирового сообщества по изучению и освоению просторов Арктики и Антарктике. Противоречия между великими державами, которые через четыре десятилетия приведут к Первой мировой войне, не дали начинанию осуществиться в полной мере. Однако толчок, данный Карлом Вайпрехтом, послужил тому, что совместные действия в Арктике начали предприниматься в 20-х годах прошлого столетия. Начало же 30-х годов стало эпохой подвигов и свершений, лишивший Северный полюс ореола недоступности. Многие из тех событий запечатлены и на филателистических выпусках. Примером служит серия «Второй Международный полярный год» (1932 г.) или марки «Арктический рейс ледокола Малыгин для встречи с дирижаблем Граф Цеппелин» (1931 г.). Даже в серии, посвящённой дирижаблестроению, есть позиция, на которой гигант величаво проплывает над ледяными просторами. Но самый яркий след в мире отечественной полярной филателии оставила серия «Спасение Челюскинцев» и марка с надпечаткой из её состава.

Подвиг Челюскинцев

Планирование прохождения Северного морского пути за одну навигацию пароходом «Челюскин» базировалось на успехе ледокольного парохода «Александр Сибиряков», которому в 1932 году удалось за короткое северное лето добраться до Берингова пролива. «Челюскину» предстояло не только закрепить успех, но и показать, что навигация по Северному ледовитому океану возможна и для коммерческих судов. В оснастке «Челюскина» имелось ледовое крепление, позволявшее надеяться, что сложный маршрут пригоден и для судна, менее приспособленного к плаванию во льдах, чем «Сибиряков». Во главе нового плавания поставили людей, справившихся с той же задачей на «Сибирякове»: на капитанском мостике стоял В.И. Воронин, экспедицию возглавлял начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) О.Ю. Шмидт. Отчалив 2 августа 1933 года из Мурманска, «Челюскин взял курс на Владивосток, имея на борту 112 человек. Карское море он прошёл благополучно.

Пароход «Челюскин» во льдах

Казалось, удача улыбнулась и «Челюскину». Однако практически на том же самом месте, где год назад у «Сибирякова» случилась авария с гребным винтом, коварные льды Чукотского моря заблокировали пароход. Теперь ему предстоял тяжёлый пятимесячный дрейф. Тем не менее, шансы на благополучное завершение плавания были высоки. И всё же, когда до свободной ото льда воды оставалось проплыть совсем немного, зажавшие «Челюскин» льды сначала увлекли его на северо-запад, а 13 февраля 1934 года и вовсе раздавили. Грамотная эвакуация на льдины обеспечила спасение всех находившихся на борту людей за исключением единственного человека, придавленного грузом. Вся страна, затаив дыхание, следила за радиопередачами Э.Т. Кренкеля из ледового лагеря, где находилось более сотни полярников поневоле.

На заседании специальной комиссии во главе с В.В. Куйбышевым решено было задействовать единственный транспорт, который мог перевезти потерпевших крушение на материк, - полярную авиацию. Уже пятого марта Анатолий Ляпидевский не только опробовал маршрут до ледового лагеря, но и забрал с собой двоих детей и десять женщин. Так был дан старт беспримерному спасению экипажа.

Первые Герои СССР

Погодные условия не позволяли проводить беспрерывные эвакуационные рейсы. Кроме того, возможности самолётов того времени тоже были весьма ограничены. Но как только складывалось благоприятное погодное окно, кто-нибудь из лётчиков отправлялся по маршруту спасения. Чуть больше месяца понадобилось, чтобы все 104 полярника из ледового лагеря доставили в безопасное место. За спасательную операцию челюскинцев (5 марта — 13 апреля 1934 г.) семерых лётчиков ждало невиданное ранее поощрение. Первыми из удостоенных звания «Герой Советского Союза» стали:

  1. А.В. Ляпидевский
  2. С.А. Леваневский
  3. В.С. Молоков
  4. Н.П. Каманин
  5. М.Т. Слепнёв
  6. М.В. Водопьянов
  7. И.В. Доронин
Лётчики-герои

Для большинства из них дальнейшая судьба сложилась благополучно. Например, Каманин руководил отбором и подготовкой лётчиков, составивших первый набор отряда космонавтов. Водопьянов не только участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2» (повторно получить звание Героя СССР ему помешала только секретность операций), но и стал автором книг, в которых подробно описывал быт и подвиги советских лётчиков. О.Ю. Шмидт также получил звание Героя СССР, но позднее (27.06.1937). Его наградили за успешное руководство организацией первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1».

Пробные марки

Пробная печать (вариант 1)

Спасение из ледового лагеря стало столь знаковым событие для страны, что почтовое ведомство решило запечатлеть подвиг на серии из десяти миниатюр. В те годы создание марки занимало много времени. В процесс сначала включались художники, чьи утверждённые эскизы превращались в макеты и передавались полиграфистам. Именно они кропотливо печатали марки в разных цветах, определяя самый эффектный оттенок для каждой позиции серии. Ранее пробные марки не были доступны коллекционерам, но в последнее время на солидных аукционах начали появляться различные цветовые пробы.

Пробная печать (вариант 2)

Не обошёл этот процесс и серию «Спасение челюскинцев». Интерес к её пробам весьма велик, так как сама серия входит в число самых знаменитых филателистических выпусков СССР. Показанный выше комплект был реализован на аукционной площадке за 600 000 рублей. Изучение проб показывает, насколько может измениться финальный релиз от начального. Работы по созданию серии выполнил художник В.В. Завьялов, стремившийся показать различные моменты спасения людей словно кадр документального фильма. О.Ю. Шмидт не только оказался на одной из марок, но и помог созданию всей серии, показав Завьялову несколько снимков, сделанных в полярных льдах. Именно они стали основой для рисунков ледового лагеря на марках.

Почтовые марки «Спасение Челюскинцев»

Полный комплект в негашёном видеПолный комплект в негашёном виде

25 января 1935 года серия «Спасение Челюскинцев» отправилась в почтовые отделения страны. Цвета марок в очередной раз изменились. Старшая позиция не только приобрела ультрамариновый фон, но и увеличилась в размерах, образуя своеобразный акцент на успешном завершении операции. Состав серии выглядит следующим образом:

  • 1 копейка – В.И. Воронин (пароход «Челюскин») – 200 000 штук;
  • 3 копейки – О.Ю. Шмидт (ледовый лагерь) – 200 000 штук;
  • 5 копеек – А.В. Ляпидевский (самолёт АНТ-4) – 200 000 штук;
  • 10 копеек – С.А. Леваневский (самолёт «Флитстер») – 200 000 штук;
  • 15 копеек – М.Т. Слепнёв (самолёт «Флитстер») – 150 000 штук;
  • 20 копеек – И.В. Доронин (самолёт ПС-4) – 200 000 штук;
  • 25 копеек – М.В. Водопьянов (самолёт Р-5) – 50 000 штук;
  • 30 копеек – В.С. Молоков (самолёт Р-5) – 50 000 штук;
  • 40 копеек – Н.П. Каманин (самолёт Р-5) – 100 000 штук;
  • 50 копеек – полярные льды на месте лагеря после его эвакуации – 100 000 штук.

Меньше всего напечатали марок, посвящённых Водопьянову и Молокову (по 50 000 штук). Последняя считается самой редкой и в негашёном виде стоит больше, чем все остальные позиции серии, вместе взятые.

Конверт, франкированный полным комплектом «Спасение Челюскинцев»

Несмотря на прошедшее время, интерес к серии только возрастает. Особенную привлекательность имеют квартблоки (2х2 марки). Каталожная цена всей десятки в квартблоках составляет полтора миллиона рублей. Впрочем, грандиозный интерес всегда вызывают и так называемые «цельные вещи» - конверты, реально прошедшие почту. К примеру, почтовое отправление с полным комплектом серии, дошедшее из Москвы в Нью-Йорк авиапочтой, вернулось в Россию, будучи выигранным на аукционной площадке «eBye» за 2 850 американских долларов.

Особенности портретов

Каждая знаменитая серия хранит свою тайну, а то и несколько. Очевидной загадкой в «Спасении Челюскинцев» является потрет Леваневского. Изображения лётчиков обрамлены двумя лавровыми ветвями за исключением Леваневского, которому художник вместо второй лавровой ветви придал пальмовую (или, как утверждают некоторые филателисты, миртовую). Возможно, разгадкой может служить факт, что Леваневскому, получившему звание Героя СССР за спасение ледового лагеря, непосредственно в эвакуации поучаствовать не пришлось. Его самолёт потерпел аварию у мыса Онман. И в композиционной связке «лётчик – его самолёт» на фоне крылатой машины Леваневского присутствуют лишь снега и льды, тогда как почти на всех иных миниатюрах самолёт соседствует с ледовым лагерем или запечатлён на его фоне.

Фрагменты марок с портретами лётчиковФрагменты марок с портретами лётчиков

Автор книги «Страна Филателия» Борис Кисин предлагает своеобразную гипотезу, связывающую необычную ветвь, украсившую потрет Леваневского, с дальнейшей судьбой лётчика. Он указывает, что пальмовая ветвь порой используется не только в качестве символа триумфа, но и как знак траура (а если на марке мирт, то он издавна известен и как символ смерти). Соответственно, художник неосознанно предсказал скорую гибель героя, пропавшего в августе 1937 года, совершая очередную попытку прорваться через Северный полюс на американский континент.

«Леваневский» с надпечаткой

Впрочем, до этого Сигизмунл Леваневский ещё успел отметиться в филателистическом выпуске, ставшем одним из самых редких и разыскиваемых коллекционерами, интересующимися авиационной темой и полными годовыми комплектами СССР. После присвоения звания Героя СССР Леваневский чувствовал себя неуютно. Конечно, ему никто не задавал прямых вопросов типа: «А сколько человек изо льдов вывезли лично Вы?» Но он всеми силами хотел показать, что является настоящим героем. Идея совершить беспосадочный перелёт через Северный полюс уже витала в воздухе, и Леваневский немедленно выказал готовность её осуществить.

Подготовкой к полёту занялся не только сам лётчик, но и почтовое ведомство, которому поставили задачу осуществить выпуск памятной марки к дню старта. Разрабатывать новую марку с нуля, опробуя размер, цвет и другие нюансы печати, времени не оставалось. Тогда один из помощников руководителя ведомства предложил сделать надпечатку на почтовой миниатюре из серии «Спасение Челюскинцев». Необходимую марку достали из запасников, попутно отзывая её же из почтовых отделений. Цвет надпечатки решили сделать красным. Яркий цвет не только контрастировал с тёмно-коричневым фоном, но и выглядел празднично. Уникальность события подчёркивал и крупный номинал – 1 рубль 10 копеек (кроме допечатанной засчитывалась и первоначальная стоимость). Общий тираж выпуска составил 10 985 экземпляров, из которых (по утверждению немецкого каталога «LIPSIA») 3500 экземпляров сразу отправили в Московский государственный архив.

Марка с надпечаткойМарка с надпечаткой

В почтовые отделения марка поступила в самом начале августа 1935 года. В первую очередь её наклеивали на корреспонденцию, которую должен был доставить сам Леваневский. В самолёт загрузили примерно полторы сотни почтовых отправлений, на каждом из которых красовалась марка с надпечаткой. Однако Леваневский развернул самолёт, не долетев до полюса. Причиной возврата он указал несовершенство самолёта АНТ-25 и даже обвинил в недоработках самого конструктора – Туполева. Ошибочность мнения Леваневского доказал участвовавший в этом полёте Г.Ф. Байдуков, который позже вместе А.В. Беляковым под командой В.П. Чкалова на АНТ-25 успешно выполнили беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон, США).

Каталожные разновидности надпечаткиКаталожные разновидности надпечатки

Вернувшуюся корреспонденцию переслали уже отработанными авиамаршрутами, проставив дополнительный штампик: «Ввиду прекращения полета направляется обычным порядком». К этому времени филателисты уже успели пристально изучить доступные им экземпляры и отыскать необычные разновидности. Каждый марочный лист состоял из пяти строк и столбцов, что в итоге давало 25 марок. Но на одной строке буква «ф» в имени города Сан-Франциско оказалась маленькой. Кроме того, обнаружились перевёрнутые надпечатки, мгновенно ставшие объектом повышенного филателистического спроса. Помимо обычных ошибок коллекционеры выделяют дефект штемпеля, превративший Сан-Франциско в Сан-Фоанциско.

Каталожные разновидности надпечаткиКаталожные разновидности надпечатки

В настоящее время разновидностями также считают «П» с жирной вертикалью в слове «Перелёт», обломанную ножку «М» в слове «Москва» и различные варианты точки после сокращения «Сев.». Так что только из разновидностей получается полноценная коллекция. А есть ещё цельные вещи – например, конверт, адресованный президенту Соединенных Штатов Америки Франклину Рузвельту, который должен был привезти самолёт Леваневского. Зная страсть Рузвельта к почтовым маркам, советское правительство вручило ему во время войны ценный филателистический подарок. По легенде им стал «Леваневский» с перевёрнутой надпечаткой, где «ф» была малого размера.

Сам Леваневский хоть и не сумел стать первопроходцем в деле беспосадочных перелётов через Северный полюс, однако не отказался от своей цели. Выбрав для полёта четырёхмоторный самолёт ДБ-А, 12 августа 1937 года экипаж из шести человек под командой Леваневского отправился покорять полюс, но бесследно исчез где-то во льдах.

Почтовая открытка «Италия»

Экспедиция Нобиле на открытке

В заключение вернёмся к «провидческой» теме в полярной филателии. Ещё одним случаем, который можно считать удивительным предсказанием судьбы, является почтовая открытка, которую начали продавать в Риме накануне вылета к Северному полюсу дирижабля «Италия» под командованием итальянского генерала Умберто Нобиле. К сожалению, в полярных льдах дирижабль потерпел катастрофу. На Большую Землю довелось вернуться только половине участников экспедиции. На открытке команда, куда входили 14 итальянцев, чешский физик Франтишек Бегоунек и шведский геофизик Финн Мальмгрен, пронумерована. Удивительное совпадение в том, что первые восемь номеров достались выжившим полярникам, тогда как под оставшимися номерами оказались погибшие.