Надрывная строчка из песни Земфиры «Ариведерчи» хоть и не относится к флоту, но у многих вызывает перед глазами торжественный строй кораблей близ портового города. Попроси описать картинку точнее, и поразишься тем разным полотнам, которые возникнут в фантазии. Ведь она для каждого нарисует собственный корабль. Для кого-то это будет стремительный парусник, другой отчаянно вздохнёт о яхте, на которой можно участвовать в кругосветной регате, а третьего словно накроет тень от могучего корпуса ледокола. Наверное, поэтому корабельная тема появляется на почтовых миниатюрах достаточно быстро. Впрочем, речь не идёт о царской России, печатавшей почти одни стандарты. Коммеморативный выпуск появился лишь единожды. Имперская почта посвятила его 300-летию царствования дома Романовых. В советской России корабли как элемент художественной композиции впервые появились на марках, выпущенных в помощь голодающим Поволжья.

Почтовая марка "Броненосец «Потёмкин»"

Пожалуй, первая марка СССР, посвящённая конкретному кораблю, вышла в начале 30-х годов в составе серии «25 лет революции 1905-1907 гг.». Серию открывает номинал 3 копейки, выполненный в красном цвете. На нём изображён знаменитый броненосец «Потёмкин». Восстание на корабле явилось знаковым событием революционных волнений, что ярко и подробно будет отражено в ещё ненаписанной повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». Но уже снят фильм Сергея Эйзенштейна, где вручную раскрашенный флаг, развевающийся над броненосцем, надолго сделал корабль символом революционного движения, которое впоследствии привело к победе советской власти.

Серия "Арктический рейс"Серия "Арктический рейс"

Практически сразу выходит серия «Арктический рейс ледокола “Малыгин” для встречи с дирижаблем “Граф Цеппелин”», состоящая из четырёх марок, различающихся цветом и номиналом и изданных в зубцовом и беззубцовом вариантах. Встреча ледокола «Малыгин» и дирижабля ЛЦ-127 «Граф Цеппелин» произошла в 1931 году, когда экипажем корабля командовал капитан Дмитрий Тимофеевич Чертков. Относительно истории почты случившееся рандеву важно тем, что с борта дирижабля на ледокол передали 120 килограмм почтовой корреспонденции. В этом плавании на борту ледокола находился известный полярный исследователь Умберто Нобиле.

Серия "2 -й Международный полярный год"Серия "2 -й Международный полярный год"

Значение «Малыгина» для исследований приполярных территорий велико. В 1932 году именно с помощью этого корабля на острове Рудольфа организовали полярную станцию, на тот момент ближе всех находившуюся к полюсу. Это событие отражено в серии «2 -й Международный полярный год». В левом нижнем углу почтовых миниатюр мы видим контур ледокола «Малыгин». В сентябре этого же года «Малыгин» добирается до широты 82°27‘, что стало для того времени рекордом.

Марки и блок, посвящённые ледоколамМарки и блок, посвящённые ледоколам

Состав ледокольного флота был гордостью Советского Союза, поэтому ему посвящено множество почтовых миниатюр. Историю покорителей льдов рассказывают серии «Отечественный ледокольный флот», последовательно выходившие с 1976 года. Слева представлены марки 1978 и 1981 гг. Справа отдельный почтовый блок, выпущенный в честь похода атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу. Эта географическая точка покорилась советскому кораблю 17 августа 1977 года в 4 часа утра. Поход приурочили к 60-летию Великой Октябрьской революции.

Серия из олимпийской программы "Москва-80"Серия из олимпийской программы "Москва-80"

Но корабли – это не только великаны-ледоколы. Это ещё и юркие спортивные яхты. Именно им посвящена олимпийская серия 1978 года. Если главные состязания Олимпиады-80 проходили в столице СССР, то олимпийскую регату принимал Таллин. На марках запечатлены вся шестёрка классов яхт, участвовавших в Олимпиаде: килевая яхта класса «Звёздный» (4+2 копейки), килевая яхта-тройка класса «Солинг» (6+3 копейки), швертбот-двойка класса «470» (10+5 копеек), швертбот-одиночка класса «Финн» (16+6 копеек) и швертбот-двойка класса «Летучий голландец» (20+10 копеек). На почтовом блоке изобразили катамаран двойку класса «Торнадо». На одной из таких яхт в соревновании принял участие болгарский олимпиец Красимир Крыстев, которому на тот момент исполнилось 70 лет.

Корабли на службе у наукиКорабли на службе у науки

Советский Союз гордился, что множество кораблей его флота служит науке. Одна из серий показывает корабли, выполняющие задачи Академии наук СССР. Очень часто имена кораблям присваивают в честь тех, кто уже совершил значительный вклад в дело науки и прогресса. В составе этой серии присутствуют корабли, названные в честь космонавтов Юрия Гагарина и Владислава Волкова – одного из команды, погибшей при посадке «Союза-11» после успешной работы на орбитальной станции «Салют».

Надпечатка в честь героического антарктического дрейфаНадпечатка в честь героического антарктического дрейфа

Иногда судно совершает подвиг, и тогда на посвящённую ему марку, вышедшую ранее, ставится надпечатка, сообщающая детали случившегося. В данном случае речь идёт об антарктическом дрейфе 1985 года научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», продолжавшемся 133 дня. В середине марка дизель-электроход оказался зажат тяжёлыми льдами около Антарктиды, куда прибыл для обеспечения станции «Русская». В помощь судну вышел ледокол «Владивосток». На чистую воду оба корабля выбрались только 11 августа. Кроме марки с надпечаткой спасательной экспедиции посвящена сцепка, на которой представлены оба судна и вертолёт спасательной авиации, которая эвакуировала часть команды.

Серия "Речной флот"Серия "Речной флот"

Советские корабли бороздили не только просторы морей и океанов, но также активно осваивали реки. Наиболее известным судам этого класса посвящена серия «Речной флот». Например, построенный в 1976 году «Валериан Куйбышев» - это не только туристическое судно, но и отдельный тип четырёхпалубных речных теплоходов-дизель-электроходов, способных перевозить до 400 пассажиров за рейс. Всего было построено девять кораблей данного типа и большинство из них до сих пор на плаву. Интересно, что и в составе данной серии оказалось судно, названное в память о Юрии Гагарине. Это трёхпалубный речной пассажирский теплоход. Изначально он звался «Кавказ», но после полёта Гагарина был переименован.

Серия "Учебно-парусного флот СССР"Серия "Учебно-парусного флот СССР"

История отечественного парусного флота тоже хорошо отражена почтовыми марками СССР. Достаточно вспомнить серию 1971 года, показывающую знаковые военно-морские суда под парусами. Среди них ботик Петра I, корабли «Орёл», «Ингерманланд» и «Полтава», а также пароходо-фрегат «Владимир». Но мы покажем серию, появившуюся на десять лет позже. Здесь представлены корабли учебно-парусного флота Советского Союза. Наибольшей славой среди них пользуется четырёхмачтовый барк «Крузенштерн», на котором совершают трансатлантические и кругосветные экспедиции. Барк также участвует в регатах. Наиболее удачно он проявил себя в 1992 году, выиграв гонку от Бостона до Ливерпуля, где ему удалось поставить и рекорд по скорости - 17,4 узлов (32,4 км/час). Впрочем, филателистов больше интересует марка номиналом 4 копейки. Небольшая часть тиража ошибочно получила вместо коричневых парусов ярко-малиновые. Поэтому коллекционеры стремятся положить в альбом не одну, а две марки. На иллюстрации мы тоже показываем оба варианта.

Малый лист "Адмиралы России"Малый лист "Адмиралы России"

Оформление почтовых миниатюр в СССР с каждым годом совершенствовалось. Поэтому коллекционерам стали поставлять и малые листы с художественным оформлением полей. Такой лист смотрится эффектнее, чем серия из отдельных марок. Для примера мы взяли выпуск 1989 года «Адмиралы России», где корабли хоть и присутствуют в сюжете, но служат лишь фоном для самых известных флотоводцев, вершивших историю нашей страны. Стилистически близко к этой серии оформлен и блок «275 лет Гангутскому сражению», появившийся чуть ранее.

Малый лист "Экспедиция ЛангсдорфаМалый лист "Экспедиция Лангсдорфа

Небольшой обзор, посвящённый кораблям, закончим ещё одним малым листом, выпущенным к юбилею экспедиции в Бразилию Григория Ивановича Лангсдорфа. Знатоки истории и географии напомнят, что эта экспедиция отправилась не открывать новые острова, а исследовать внутренние районы Бразилии. Но на малом листе нашлось место и кораблям (они хорошо видны на полях верхнего левого угла). Кроме того, полезно знать, что Григорий Иванович – участник первой русской кругосветной экспедиции на шлюпе «Надежда».