«Весёлая царица была Елисавет,

поёт и веселится, порядка только нет»

А.К. Толстой

Калейдоскопом балов и развлечений стало двадцатилетнее царствование дочери Петра Великого - Елизаветы. Россия еще не видела такой расточительности императорского двора.

«Аy, века! Ах, где ты, где ты -

Веселый век Елизаветы,

Одетый в золото и шелк!?»

Однако, веселье резко заканчивалось за пределами Петергофа и Зимнего дворца. Для подданных у «веселой» императрицы были совсем другие «развлечения» - кнут и дыба, подати и налоги.

«Когда на площади Сенной,

Палач в подаренной рубахе

К ногам Царицы с черной плахи

Швырнул язык Лопухиной!

И крикнул с пьяною усмешкой:

- Эй, ты, честной народ, не мешкай

Кому язык? Берешь, аль нет?!

- Любила очень веселиться

Веселая императрица

Елисавет!»

Луи Каравак. Императрица Елизавета Петровна. 1750 годЛуи Каравак. Императрица Елизавета Петровна. 1750 год

15 тысяч платьев осталось после смерти веселой императрицы. И каждое из них стоило, как деревенька с крепостными крестьянами. Пришедшая в результате дворцового переворота к власти, Елизавета, все 20 лет своего правления пыталась «отмыться» и оправдаться. Она вычеркнула из русской истории свою двоюродную сестру - императрицу Анну Иоанновну и своего царственного предшественника – императора-младенца Иоанна VI, который по приказу Елизаветы фактически станет русской «железной маской» и до конца дней своих будет заключен в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости. Неудавшаяся невеста французского короля Людовика XV, Елизавета в итоге заключит морганатический брак с малороссийским казаком Олексiем Розумом, взявшим потом более благозвучную фамилию – Разумовский.

Морганатический муж императрицы Елизаветы – Алексей Разумовский (он же Олексiй Розум) в мундире генерала-фельдмаршала. Портрет работы неизвестного художника середины XVIII векаМорганатический муж императрицы Елизаветы – Алексей Разумовский (он же Олексiй Розум) в мундире генерала-фельдмаршала. Портрет работы неизвестного художника середины XVIII века

При Елизавете также процветал фаворитизм, раздача поместий и крепостных. Дворянам, которых императрица Анна Иоанновна обязала служить 25 лет, при Елизавете стали давать длительные отпуска, которые могли продолжаться годами. Так Императрица пыталась заручиться поддержкой высшего сословия. «Благочестивая» императрица Елизавета отменила антигуманную смертную казнь, - так говорят источники, которым вторят историки. Однако, в России не обязательно было приговаривать человека к смертной казни, когда есть такое универсальное наказание, как битье кнутом. И умелый палач мог с одного удара лишить свою жертву жизни.

Вензель императрицы Елизаветы ПетровныВензель императрицы Елизаветы Петровны

Долгое правление Елизаветы также отмечено разнообразными событиями в области финансов и монетной системы. Спустя четверть века наконец-то решили проблему огромного количества в обороте маловесных пятаков-крестовиков. Появились новые номиналы. Дизайн ряда монет претерпел существенные изменения.

Монетный ряд периода правления императрицы Елизаветы Петровны выглядел следующим образом:

  • Золото: империал (10 рублей), полуимпериал (5 рублей), червонец, двойной червонец, монеты для дворцового обихода (рубль, два рубля и полтина).
  • Серебро: рубль, полтина, полуполтинник, гривенник, 5 копеек.
  • Медь: 2 копейки, копейка, денга, полушка.

Монеты чеканились на двух Московских, Санкт-Петербургском, Екатеринбургском и Сестрорецком монетных дворах. Причем на двух последних изготавливалась лишь медная монета.

Империалы (10 рублей) и полуимпериалы (5 рублей) начали чеканить из золота 917-й пробы в 1755 году по специальному именному указу Елизаветы Петровны.

Империал. 1 – портрет Б.Скотта, 2 – портрет Ж.Дасье

Империал – это довольно крупная золотая монета, весом 16,57 г и диаметром 31 мм. Империалы чеканились с 1755 по 1759 год. Монеты отличаются портретами императрицы. На одном типе империала (1755-1759 г.), на аверсе, размещен портрет работы Б. Скотта, английского медальера и резчика штемпелей на русской службе, на другом (1757 г.). – портрет работы Ж. Дасье, швейцарского художника-медальера на русской службе. На реверсе империала вокруг маленького круглого щитка с изображением государственного герба крестообразно расположены четыре больших барочных картуша с гербами главных царств Российской империи – Царства Московского (Георгий Победоносец, поражающий змея), Царства Казанского (коронованный дракон), Царства Сибирского (два стоящих соболя, держащих лук и стрелы) и Царства Астраханского (зубчатая корона над восточным мечом). Фактически, это титул Елизаветы в рисунке - «Божией поспешествующею милостью, Мы, Елизавета Первая, Императрица и Самодержица Всероссийская, Московская, Киевская, Владимирская, Новгородская, Царица Казанская, Царица Астраханская, Царица Сибирская…». На реверсе также указан номинал монеты и год чеканки. Империалы выпускались как на Санкт-Петербургском, так и на Московском монетных дворах.

Полуимпериал. Золото. 1756 год. Санкт-Петербургский монетный двор

Оформление полуимпериала полностью идентично дизайну империала. Различие было лишь в весе и диаметре монеты – 8,26 г и 25 мм. И у империала, и у полуимпериала гурт шнуровидный. Также полуимпериалы могут различаться наличием или отсутствием обозначения монетного двора.

Червонец. 1742 год. Золото. Санкт-Петербургский монетный двор

С 1742 по 1757 год в России выпускались червонцы и двойные червонцы (последние выпускались только в 1749 и 1751 годах), не имевшие номинального выражения в рублях. Их изготавливали из более высокой, нежели империалы и полуимпериалы, 986-й пробы. Уникальной особенностью червонцев было указание на монете не только года, но также дня и месяца чеканки. На аверсе червонца и двойного червонца – погрудное изображение Елизаветы Петровны весьма пышных форм. Бюст задрапирован императорской мантией. Через плечо Андреевская лента. На реверсе – государственный герб, двуглавый орел. По кругу аверса и реверса расположен краткий титул императрицы и год чеканки. Нормативный вес червонца – 3,47 г, диаметр – 21 мм.

Червонец. 5 февраля 1753 года. Золото. Санкт-Петербургский монетный двор

На некоторых червонцах и двойных червонцах 1749, 1751, 1752, 1753 годов вместо государственного герба чеканилось изображение св. апостола Андрея Первозванного на фоне косого «андреевского» креста. По бокам от апостола указывался год чеканки монеты, под ногами Андрея Первозванного – день и месяц выпуска.

Двойной червонец. 20 марта 1751 года. Золото. Санкт-Петербургский монетный двор. Монета из экспозиции музея Гознака

Двойной червонец отличался от червонца лишь большим весом (6,94 г) и диаметром монетного кружка (25 мм). Гурт всех червонцев – гладкий.

Полтина. 1756 года. Золото. 0,8 г. 13 мм

В 1756-1758 годах чеканились особые золотые монеты – двухрублевики, рубли и полтины. Есть предположение, что эти монеты предназначались сугубо для дворцового обихода. Например, использовались в расчетах при карточной игре. В этих монетах было также очень удобно раздавать «благодарности» - взятки.

Рубль. 1760 год. Серебро. Портрет работы Т. Иванова («нитки жемчуга под короной»)

Рубли Елизаветы Петровны разделяются на 6 основных типов в зависимости от портрета императрицы на аверсе. Нумизматы выделяют поясной портрет, рубль московского типа, рубль петербургского типа, рубль с портретом работы Б. Скотта, рубль с портретом работы Ж. Дасье, рубль с портретом работы Т. Иванова. В свою очередь, типы разделяются на множество частных разновидностей по причине нюансов рисунка, например – «с ниткой жемчуга» или «без нитки жемчуга».

Полтина. 1742 год. «Московского типа». Московский монетный двор

В 1742 году начинается чеканка серебряных полтин (50 копеек), которая продолжалась вплоть до 1761 года. В зависимости от портрета Елизаветы Петровны, полтины делятся на четыре основных типа – поясной портрет, московский тип, петербургский тип и с портретом работы Б. Скотта.

Полуполтинник. 1745 год. Серебро. Московский монетный двор

В 1741-1758 годах Московским монетным двором чеканились серебряные полуполтинники (25 копеек). Монеты различаются, в основном, по инициалам монетного мастера (с 1751 года).

Гривенник. 1752 год. Серебро

В 1742-1757 годах чеканились серебряные гривенники. До 1746 года они изготавливались из серебра 750-й пробы, в то время как более крупные номиналы чеканились из серебра 802-й пробы. В 1746 году проба для гривенников была установлена та же, что и для других монет – 802-я, но при этом вес монет был понижен с 2,59 г до 2,42 г. С 1751 года на реверсе гривенников появляются инициалы монетного мастера.

5 копеек. «Орел в облаках». 1755 год. СПб

В 1755 году Сенатским указом была введена серебряная 5-копеечная монета, так называемый «орел в облаках». Первоначально пятачок чеканился на монетном кружке диаметром 16 мм, в последующем диаметр монеты был уменьшен до 13,5 мм. На аверсе серебряного пятачка в коронованных крылатых облаках изображен вензель императрицы, внизу – обозначение номинала в виде пяти звездочек. На реверсе, также в коронованных крылатых облаках – указание номинала. Там же, на реверсе чеканился год выпуска и аббревиатура монетного двора.

Медная монета Елизаветы Петровны до 1755 года чеканилась по шаблону предшественников (денги и полушки по монетной стопе 10 рублей из пуда меди). В 1755-1757 гг. в обращение вышла копейка по типу «орел в облаках», чеканенная по 8-рублевой стопе.

Копейка («орел в облаках»). 1756 год

Это был специальный выпуск, предназначавшийся для выкупа у населения огромного количества легковесных пятаков-крестовиков. В 1757 году по предложению графа Петра Шувалова начинается чеканка медной монеты из расчета 16 рублей из пуда меди.

5 копеек. 1758 год. Чекан по 16-рублевой монетной стопе
2 копейки. 1759 год. Номинал вверху. Чекан по 16-рублевой монетной стопе
Копейка. 1759 год. Чекан по 16-рублевой монетной стопе

С 1757 года монетный ряд из меди станут составлять уже не легковесные, а солидные и массивные пятаки (51,19 г), двухкопеечные (20,48 г) и копеечные (10,24 г) монеты. Их выпуск в период недолговременного правления прервёт Пётр III, но к этим стандартам очень скоро вернётся свергнувшая его Екатерина II.

В годы царствования императрицы Елизаветы Петровны появились многочисленные перечеканы старых монет, а также пробные выпуски, но это тема отдельной статьи.