Каким образом можно запечатлеть на монете какую-либо территорию, географическую или административную область, город или реку? Изобразить карту на маленьком монетном кружке практически невозможно. В настоящее время ответ на этот вопрос найден путем чеканки на монете герба города или области, а также размещением на одной из сторон монеты наиболее яркого и уникального архитектурного ансамбля, узнаваемого широкому кругу людей. Так, в последние десятилетия в России появились монетные серии посвященные древним городам страны, субъектам Федерации, городам воинской славы. Но это сегодня. А как решался подобный вопрос на заре монетной чеканки в античную эпоху?
Монетные мастера греко-римского мира нашли способ, с помощью которого можно было запечатлеть на монетах географические или административные области, а также отдельные города и реки. В античности это делали посредством изображения на монетах географических персонификаций, то есть изображение территорий, рек и городов в виде человеческих фигур. На античных монетах в качестве географических персонификаций встречаются главным образом эпонимы – божества или легендарные герои в честь которых получал своё имя какой-либо географический объект (город, река, гора, область и так далее). Для наглядности приведем пример – эпонимом Киева является его легендарный основатель, славянский князь Кий, эпонимом Византия (в будущем - Константинополя) был сын бога Посейдона – Визант, которого в мифах называли основателем этого города.
На древнегреческих монетах встречаются эпонимы – нимфы или легендарные герои, а также речные божества, именами которых греки называли свои города – метрополии и колонии в разных точках Средиземноморья (например, Лариса в Фессалии и Малой Азии или Тарент в Калабрии на юге Апеннинского полуострова).
На древнеримских монетах республиканского, а особенно, императорского периода встречается большое количество географических персонификаций.
Среди персонифицированных городов первое место по праву занимает Рим как столица и центр Pax Romana. Рим олицетворяет голова богини Ромы (ROMA) в шлеме. Это характерное изображение на лицевой стороне серебряных монет, выпущенных с 269 года до н.э. Эта же персонификация встречается и позже, наряду с полнофигурными изображениями богини на денариях последнего периода Римской республики и периода империи. На всех без исключения изображениях Рома представлена в воинской амуниции и с оружием (шлем, копье, короткий меч, щит).
Довольно большой является группа персонифицированных римских провинций, которые встречаются на монетах в виде стоящей, сидящей или лежащей женской фигуры с определенными атрибутами и дополнительными предметами, указывающими на специфику той или иной провинции. В ряде случаев персонификация является частью какой-либо сцены.
Одной из первых монет с изображением персонифицированной Африки является уникальный золотой ауреус 43 года до н.э. Монета появилась вскоре после убийства Юлия Цезаря. Гибель харизматичного императора привела к хаотической ситуации в Риме, когда Сенат ненадолго восстановил свое превосходство. Октавиан, молодой наследник Цезаря, вступил в союз с Цицероном и Сенатом против Марка Антония, который после окончания своего консульства 1 января 43 года до н. э. повел армию на север, чтобы напасть на Децима Альбина Брута, одного из убийц, назначенного Сенатом губернатором Цизальпинской Галлии. Новые консулы Гиртий и Панса, в свою очередь, собрали сенаторскую армию и отправились атаковать Антония, якобы при поддержке Октавиана. Луций Цестий и Гай Норбан, оба цезарианцы и сторонники Октавиана, были избраны преторами на 43 год до нашей эры и отдали приказ о выпуске золотых ауреусов, чтобы заплатить солдатам Сената. Два новых легиона были созданы в Африке, что нашло отражение в персонификации на лицевой стороне этого замечательного нумизматического артефакта. Курульное кресло на обороте символизирует власть консулов и преторов. Союз между Октавианом и Сенатом оказался недолговечным, и новая власть последнего была сметена, когда Октавиан, Антоний и Лепид образовали второй триумвират.
При императорах Адриане (117-138 гг.) и Антонине Пии (138-161 гг.) в Риме были выпущены целые серии монет с географическими персонификациями и поясняющими надписями к ним, в том числе – «AEGYPTOS»\провинция Египет, «ALEXANDRIA»\город Александрия, «ITALIA»\провинция Италия, «ASIA»\провинция Азия, «BRITANNIA»\провинция Британия, «DACIA»\провинция Дакия, «CAPPADOCIA»\ провинция Каппадокия, «GERMANIA»\ провинция Германия, «HISPANIA»\провинция Испания, «JUDAEA»\провинция Иудея, «PARTHIA»\провинция Парфия, «MAURETANIA»\провинция Мавритания, «NILUS»\река Нил, «SCYTHIA»\провинция Скифия, «SICILIA»\провинция и остров Сицилия, «SYRIA»\провинция Сирия.
В европейской нумизматике эта монетная серия II века нашей эры получила название «Серия путешествий». В этой серии изготавливались золотые ауреусы, серебряные денарии, бронзовые сестерции и ассы.
Персонификации на монетах непременно сопровождаются поясняющими надписями, а также яркими и запоминающимися атрибутами и особенностями. Например для Африки, Нила и Египта атрибуты – это лев, гиппопотам, лотос, фрукты, колосья, систр, шлем из головы слона, священный ибис. Для Испании – кролик и камни. Для Италии – тутулус, высокая женская прическа (писк аристократической моды того времени). Германия предстает с оружием в руках. Британия держит штандарт-вексиллум.
Несколько монет из «Серии путешествий» Адриана и Антонина Пия посвящены знаменитым городам империи – Александрии Египетской и Антиохии.
Не забыли римляне запечатлеть на монетах и знаменитые реки, протекавшие по территории империи – Истр (Дунай) и Нил.
Отдельно следует упомянуть персонификации покоренных народов и областей, встречающиеся на монетах целого ряда римских императоров. Как правило, это мужские или женские фигуры, изображенные в скорбных траурных позах, плачущие или со связанными руками.