Римская цивилизация когда-то достигла таких высот, что он ней вспоминали с благоговением и многие столетия спустя. Варвары из Раннего Средневековья, с азартом делившие бывшие земли империи, изо всех сил старались показать себя ее преемниками. Да что там, даже в XX веке память о былом величии Рима подвигла Муссолини строить идеологию на подобном древнем основании. Но эта цивилизация прошла очень длинную дорогу от небольшого города в Средней Италии к гигантской империи от Египта до Британских островов. Сей долгий путь мы можем проследить и по эволюции римских монет.

Как ни удивительно, в царском Риме (753-509 годы до н.э.) для обмена товарами не использовались монеты в привычном понимании этого слова. Их функцию тогда выполняли необработанные бронзовые слитки под латинским названием «aes rude» (примерно переводится как «грубая бронза»). Разумеется, они не имели каких-либо надписей или символики, их вес сильно разнится.

Aes rude

«Наследниками» грубых слитков стали протомонеты под названием «aes signatum» («бронза, имеющая знак»). Появились они в V веке до н.э., отливались с образами орла, быка, капитолийской волчицы, трезубца Нептуна и т.д. Вес имели значительный, порой он достигал полутора килограммов.

Aes signatum

И, наконец, в IV столетии до н.э. мы могли бы увидеть уже более-менее узнаваемые деньги округлой формы, причем еще литые, а не отчеканенные.

Старшая монета, асс, первое время весила немыслимые 273 грамма, что сильно затрудняло ее оборот. Поэтому римляне и отливали более мелкие, каждая из которых составляла строго определенную часть массы главной денежной единицы.

На лицевой стороне раннего римского асса расположены профили двуликого Януса, одного из главных и самых загадочных божеств в античной мифологии. На реверсе неизменно помещался образ триремы, военного судна с характерной формой носа, удобной для тарана.

Асс (конец IV века до н.э.)
  • Металл: бронза
  • Масса: около 273 г
  • Возможное время отливки: конец IV века до н.э.

Более мелкие монеты славятся своим разнообразием, как по дизайну, так и по весу и способу создания. Например, ранний квадранс (1/4 асса) явно литой, если судить по мелким неровностям поверхности. На обеих сторонах он имеет образы поднятой в приветствии руки и трех точек в стороне. Многие века спустя поручиться за точный смысл этих символов трудно.

Квадранс (240-230 годы до н.э.)
  • Металл: бронза
  • Масса: около 13 г
  • Возможное время отливки: 240-230 годы до н.э.

Столетием позже, в уже дряхлеющей Республике, квадранс изменился до неузнаваемости. Прежде всего, он стал чеканным, а не литым. На данном образце оттиск штемпеля лицевой стороны получился смещенным - мы видим образ рукопожатия и только часть надписи на латинском. В центре оборотной стороны отчеканили аббревиатуру «SC» - это сокращение от «Senatus consultum», что есть решение Сената, обязательное для всех римских граждан. Видимо, так на монетах желали подчеркнуть республиканские устои.

Квадранс (II век до н.э.)
  • Металл: медь
  • Масса: около 3.5 г
  • Возможное время чеканки: II век до н.э.

Так вышло, что в III веке до н.э. римские деньги начали стремительно уменьшаться в массе. На то были весомые причины, ведь Республика больше не ограничивалась Римом с окрестностями. Она расширила свои пределы на всю Италию и вступила в активные торговые отношения с греческой цивилизацией. Как мы помним, греки массово чеканили золотую и серебряную монету и не очень-то благосклонно смотрели на бронзовые платежные средства. Поэтому римляне ввели новую денежную систему, в основу которой лег серебряный денарий. Все новые монеты чеканились из серебра и приравнивались к определенному числу скрупулов (древнеримская мера веса, равная 1.137 грамма).

Чтобы не оставить римских граждан у разбитого корыта, ассы и старую мелочь из оборота не вывели и даже выпускать не перестали. Но прежние монеты, как это водится, начали стремительно терять в цене. Например, понадобилось всего несколько лет, чтобы за денарий давали уже не 10, а 16 ассов. Последние, как и прежде, создавались из бронзы, но уже с куда меньшей массой и, разумеется, путем чеканки. Как видно по фото, дизайн за прошедшее столетие почти не изменился.

Асс (211-206 годы до н.э.)
  • Металл: бронза
  • Масса: около 38.7 г
  • Возможное время чеканки: 211-206 годы до н.э.

Для ранних денариев характерны религиозные мотивы. Например, вот на этой монете середины II века до н.э. лицевую сторону занимает профиль богини Ромы, мифической покровительницы Вечного города. Не следует путать ее изображение с Меркурием, римским богом торговли и посланником Юпитера. Дело в том, что его также часто представляли с крылатым шлемом на голове. На реверсе изобразили Викторию, богиню победы, управляющую колесницей.

Денарий (середина II века до н.э.)
  • Металл: серебро
  • Масса: около 3.86 г
  • Возможное время чеканки: середина II века до н.э.

Вместе с угасанием республиканских традиций приходящие к власти диктаторы постепенно вытесняли с монет изображения богов, заменяя их собственными. Хотя Луций Корнелий Сулла не посмел убрать с аверса денария Венеру и Купидона, лишь приписав ниже свое имя («L. Svlla»). Оборотная сторона включает надпись «IMPER ITERVM», что означает «Повторно» (речь идет о продлении полномочий Суллы на посту консула).

Денарий (84-83 годы до н.э.)
  • Металл: серебро
  • Масса: 4 г
  • Возможное время чеканки: 84-83 годы до н.э.

Гай Юлий Цезарь чувствовал себя во главе умирающей Римской республики куда увереннее, и потому добавил свой профиль на монеты. Он обрамлен надписью «CAESAR•DICT PERPETVO», которая уточняет роль Цезаря как пожизненного диктатора. На реверсе денария под фасциями и прочими символами отчеканено зашифрованное имя Марка Эмилия Лепида, одного из соратников этого знаменитого правителя («L•BVCA»).

Денарий (44 год до н.э.)
  • Металл: серебро
  • Масса: 3.93 г
  • Возможное время чеканки: 44 год до н.э.

Рим, покорив огромные территории, просто не мог остаться республиканским и через считанные годы после убийства Цезаря официально стал империей. Дальний родственник убитого Октавиан Август провел денежную реформу, прочно закрепив в обороте золотую монету под названием ауреус. Она выпускалась и раньше, но очень малыми партиями. Младшие по номиналу денежные единицы чеканились из серебра или бронзы.

На иллюстрации ниже мы видим ауреус времен императора Веспасиана (69-79 годы н.э.). Последний снискал себе широкую славу, ведь он пришел к власти в «год четырех императоров», когда новые правители один за другим гибли от рук заговорщиков. Веспасиан же не только удержался на престоле, но и мирно умер от старости, а не на мечах преторианцев.

Лицевая сторона содержит профиль императора, легко узнаваемый по выдающемуся вперед носу, а также подбородку. Портрет обрамлен сокращенной надписью «T CAESAR IMP VESPASIAN» (в переводе примерно означает «Тит Цезарь Веспасиан, император»). Это признак «культа личности» правителей Римской империи, которых почитали почти наравне с богами.

На реверсе имеется фраза «PAX AVGVST», которая переводится на русский язык как «Августов мир». Так римляне называли время расцвета империи, когда постоянные конфликты сменились долгой мирной жизнью.

Ауреус (75-79 годы н.э.)
  • Металл: золото
  • Масса: 7.09 г
  • Возможное время чеканки: 75-79 годы н.э.

Однако, ничто не вечно, и в III веке Римскую империю ждал затяжной и глубокий кризис. Он отразился и на монетах, которые постоянно теряли в цене из-за «порчи» (уменьшения содержания золота или серебра). Положение спас император Константин I (306-337 годы н.э.). Он ввел полновесный золотой солид и столь же «чистые» разменные монеты. Конечно же, Константину крупно повезло – как раз в его правление в империи открылось несколько богатых приисков. Ему лишь хватило мудрости грамотно распорядиться ресурсами.

Ранний Константинов солид содержит на лицевой стороне профиль первого императора-христианина с указанием имени и титула. На реверсе отчеканили образы трех римских штандартов, на центральном из которых восседал имперский орёл. Надпись «SPQR OPTIMO PRINCIPI» переводится как «Сенат и народ Рима лучшему принцепсу».

Солид (308-309 годы н.э.)
  • Металл: золото
  • Масса: 4.55 г
  • Возможное время чеканки: 308-309 годы н.э.

И, наконец, мы можем увидеть поздний дизайн римского солида времен Констанция II (337-361 годы н.э.). Здесь не встретить привычного портрета императора в профиль – отныне он изображался в анфас. Констанций II представлен в доспехах, со щитом на руке и с переброшенным через плечо копьем. Портрет обрамлен текстом «FL IVL CONSTANTIVS P F AVG» («Флафий Юлий Констанций, благословенный Август»). На оборотной стороне коронованный император держит щит вместе с богиней Ромой, еще не забытой, несмотря на укрепление христианства. Надпись «GLORIA REI PVBLICAE» следует понимать как «Победа государства».

Солид (352-355 годы н.э.)
  • Металл: золото
  • Масса: 4.5 г
  • Возможное время чеканки: 352-355 годы н.э.

Римские традиции чеканки монет пережили крушение империи – их унаследовали королевства варваров и молодая Византия.