Античные монеты – это яркая страница в истории мировой нумизматики. Это начало монетной чеканки, когда закладывались основные технические и художественные принципы монетного дела. Тысячелетие античности подарило миру огромное множество нумизматических артефактов, многие из которых являются подлинными произведениями искусства, имеющими огромную художественную и материальную ценность.

Греко-римская цивилизация, распространившаяся от берегов Атлантики до рубежей Индии и Средней Азии, от Северного Причерноморья и Кавказа до Северной Африки, стала законодателем мод в нумизматике на многие столетия вперед. Самим словом «монета» (лат. Moneta) мы обязаны античности. Прозвище римской богини Юноны стало названием первого римского монетного двора, располагавшегося при храме этой богини на Капитолийском холме Вечного города. Впоследствии, вся продукция, производимая на этом дворе стала называться монетой.

Медальон римского императора Максенция (нач. IV в.). На реверсе – три персонификации золотой, серебряной и медной монеты с весами и рогами изобилия. У ног каждой – стопки сложенных монет. В 2019 году на Heritage Auctions аналогичный медальон был продан за 11 тысяч долларов

С развитием частнособственнических и товарно-денежных отношений появилась потребность в эквиваленте всех товаров. Так появились деньги, как мера стоимости. Физическим выражением денег стали металлические монеты из драгоценных и цветных металлов и сплавов – электрума, золота, серебра и меди. Монеты стали средством накопления сокровищ, ради которых люди из века в век шли на самые страшные преступления, губя себя и других.

Уже в древности поняв дьявольскую сущность денег, люди все-таки изображали на монетах не сатану, шайтана, иблиса, дьявола, ваала или черта, а помещали туда изображения богов, приносящих радость, удачу, богатство, здоровье, успех, благополучие, победу. В общем, всё то, что у человека во все времена ассоциировалось с всеобъемлющим понятием счастья.

На протяжении тысячелетий социальный институт религии шел и идет рука об руку с деньгами. И так ли уж был неправ Остап Бендер, в замочную скважину прокричавший попу-расстриге отцу Федору, ставшую крылатой фразу: «Почём опиум для народа?».

«Опиум для народа» начался не вчера и не сегодня. На подавляющем большинстве монет античного греко-римского мира изображены божества, божественные атрибуты или религиозные символы. «Светские» монеты можно, в буквальном смысле, пересчитать по пальцам.

Охватить всю огромную массу античных монет с изображениями богов и полубогов в рамках небольшой статьи невозможно. Поэтому мы ограничимся лишь наиболее показательными примерами.

Изображения богов-олимпийцев были постоянными сюжетами античных монет греческой и римской цивилизаций. Кроме того, римляне, постоянно расширявшие пределы своей ойкумены, без зазрения совести заимствовали многочисленных богов покоренных народов, изображения которых также чеканились на республиканских, а позднее и на имперских монетах. Кроме богов на монетах античного мира можно встретить полубогов, героев мифов, нимф, сатиров, многочисленные персонификации божественных действий, добродетелей, божественные атрибуты и регалии, сцены из религиозных мистерий, другие религиозные символы.

Голова Зевса и орел на пучке молний на статере греческого города Тарента (Калабрия, юг Апеннинского п-ова) . 276-272 г. до н.э. Золото. 8,53 г
1 - сидящий на троне Зевс-Аэтофор (орлоносец) на реверсе драхмы Александра Македонского. 336-323 гг. до н.э. Серебро. 4,25 г. 2 - сидящий на троне Зевс-Никифор (никоносец) на тетрадрахме Антиоха V Евпатора. 164-162 гг. до н.э. Серебро. 16,65 г

Одним из самых популярных божеств греко-римской ойкумены был «отец богов и людей» Зевс\Юпитер. Каким только не изображали Зевса на античных монетах – в виде головы с густой шевелюрой и в лавровом венке, с окладистой бородой, шагающим обнаженным или сидящим на троне с орлом или Никой в руке, в военных доспехах.

Шагающий вправо, размахивающий пучком молний, обнаженный Юпитер на денарии императора Септимия Севера. 193-211 гг. Серебро. 2,8 г

Главными атрибутами Зевса\Юпитера были жезл-скипетр, орел, молнии-стрелы.

Голова богини Геры в короне (стефане) на статере Олимпии. Около 420 г. до н.э. Серебро. 12 г

Не менее популярной была жена Зевса – Гера\Юнона, покровительница брака и женщин. Ее атрибутами были гранат, павлин, корова и курица. В основном изображалась в виде величественной фигуры в долгополой одежде с венком или короной на голове.

Обнаженный Посейдон с трезубцем на тетрадрахме македонского Деметрия I Полиоркета. 294-293 г. до н.э. Серебро. 17,2 г

Бог водной стихии, брат Зевса – Посейдон\Нептун изображался на монетах с непременными атрибутами, соответствующими его функциональности – трезубцем, кораблем. Часто встречается на монетах греческой колонии Посидония (юг Италии, VI-V в. до н.э.), названной в его честь.

1 - Аид с посохом и на квадриге похищает Персефону. Тетрадрахма императора Адриана. 117-138 гг. 2 – сидящий на троне Аид с рогом изобилия в руке. Республиканский денарий Публия Корнелия Лентула 74 до н.э.

Реже своих братьев, Зевса и Посейдона, на античных монетах встречается Аид\Плутон, бог подземного мира и царства мертвых. Люди во все времена боялись смерти и того, что ждет их за пределами земной жизни, поэтому и изображать Аида старались нечасто. Кроме правителя царства мертвых у Аида были еще две функции: даровать плодородие почве и открывать людям сокрытые в земле сокровища. Отсюда еще одна причина размещать изображение этого страшного божества на монетах. В этом случае непременным атрибутом Аида был рог изобилия.

1- голова Деметры в венке из колосьев на номосе. Лукания (юг Италии), греческая колония Метапонт. 320-290 г. до н.э. Серебро. 7,65 г. 2 – стоящая Деметра с факелом и двумя початками кукурузы на мелкой медной монете императора Антонина Пия (138-161 гг.). Чекан Никомедии

Чрезвычайно популярна в античном мире была сестра Зевса – Деметра\Церера. Ее культ, как хранительницы семьи и брака, богини плодородия и земледелия был очень распространен на всей территории греко-римского мира. Атрибутами этой богини были колосья, рог изобилия, пучок мака.

1 - голова Афины в хохлатом аттическом шлеме, украшенном Сциллой с трезубцем. Гераклея. Номос. 390-340 гг. до н.э. Серебро. 7,46 г. 2 – Афина Никифорисса (никоносица) на троне. Драхма македонского царя Лисимаха. 305-281 г. до н.э. Серебро. 4,25 г. 3 – Голова Афины в шлеме, сова и олива на тетрадрахме Афин. 454-404 гг. до н.э. Серебро. 17,16 г

Часто встречается на античных монетах изображение дочери Зевса – Афины\Минервы, богини мудрости, справедливой войны, покровительницы искусств, права, земледелия. Ее атрибутами были хохлатый шлем, щит, копье, нагрудник-горгонейон (с головой медузы Горгоны), сова, олива, змея.

Минерва с воинскими трофеями на монете императора Домициана. Чекан Кесарии Приморской. Провинция Иудея. 81-96 гг. Медь. 9,3 г

Римляне продолжили греческую традицию изображать Афину на монетах, ассоциировав ее со своей богиней Минервой, используя в пропагандистских целях милитаристскую функцию этой богини.

1 - сидящая на троне Афродита держит фиалу (жертвенную чашу) над алтарем. Богиню венчает лавровым венком стоящий за ее спиной Эрос. Статер греческого города Нагидос, Киликия. 400-385 г. до н.э. Серебро. 10,8 г. 2 – Венера с копьем и щитом, с Никой-победой на руке. Денарий императора Каракаллы. 213-217 гг. Серебро. 2,9 г

Еще одна дочь Зевса – богиня любви и красоты Афродита\Венера встречается на античных монетах намного реже, нежели ее воинственная сестра Афина. Афродиту изображали сидящей, стоящей, едущей на квадриге, с Эросом. Римляне, ассоциируя Афродиту с Венерой, даже эту богиню любви и красоты сделали воинственной. На многих медных и серебряных римских монетах Венера изображена с воинской амуницией.

1 - Голова юного Диониса с венком из плюща на гемидрахме. Фессалия, Ламия. 400-375 гг. до н.э. Серебро. 2,8 г. 2 – Дионис с виноградной гроздью и жезлом в руках. Статер греческого города Нагидос, Киликия. 400-385 г. до н.э. Серебро. 10,8 г. 3 – пьяный Дионис с чашей в руке, лежащий на осле. Македонская тетрадрахма. 460-423 г. до н.э. серебро. 17 г

Любили в античном мире веселого бога вина, виноделия и плодородия Диониса\Бахуса. Бога на монетах изображали юношей или зрелым бородатым мужчиной в полный рост с виноградной гроздью в руках или только голову, увенчанную венком из виноградных листьев или плюща. Встречается также Дионис в сопровождении или верхом на его священных животных – осле, пантере, козле, дельфине.

1 – Гермес в шляпе-петасосе на свинцовой тессере. Херсонес Таврический. Около 200 г. до н.э. 2 - Меркурий с венком и кадуцеем в руках на медном тремиссе. Римская провинция Писидия. III век

Еще один отпрыск любвеобильного Зевса - бог торговцев и воров, посланец богов Гермес\Меркурий по идее должен был встречаться на монетах регулярно, но это не так. Увидеть это божество на античных монетах можно нечасто. Его изображали в колоколовидной шапке – пилосе, широкополой шляпе путешественников – петасосе, иногда с крылышками по бокам. Атрибутом Гермеса был жезл-кадуцей в виде восьмерки.

1 - Обнаженный Аполлон Дельфийский у треножника с ветвью в руках. Иония, тетрадрахма. 150-140 г. до н. э. Серебро. 7,5 г. 2 – тетрадрахма города Мирина (область Эолия) с изображением головы Аполлона-Лауреата (в лавровом венке) на одной стороне и стоящего Аполлона Гринийского со священными предметами на другой. Серебро. 16 г

В античном мире был широко распространен культ сына Зевса – Аполлона. Это одно из самых многофункциональных божеств греко-римской цивилизации. Аполлон был многогранен: врачеватель, предсказатель судеб, покровитель искусств, земледелия и скотоводства, то есть всего того, что давало людям античности хлеб насущный. Главными атрибутами Аполлона на монетах были кифара, лук, треножник, лавр. Одно из главных святилищ Аполлона находилось в Дельфах.

1 – голова Ареса в шлеме на медном оболе. Киликия, Тарсос. 378-372 гг. до н.э. 2 - Голова Марса в шлеме на денарии Октавиана. 29-27 гг. до н.э. Серебро. 4 г. 3 – шагающий обнаженный Марс с копьем и трофеями на плече. Сестерций Антонина Пия. 147 год. Медь. 25 г

Очень часто встречается на античных монетах изображение Марса\Ареса. И это неудивительно, ведь Марс был богом войны и покровителем воинов, а практически вся история человечества, в том числе и античный ее период, это бесконечные войны за власть, территории и богатства. Особенно часто встречается Марс на монетах Древнего Рима, как республиканского, так и имперского периода. Марса\Ареса изображали в разнообразных сценах в полный рост в виде, как правило, атлетического мужчины с копьем, щитом или только голову бога в шлеме.

«Люди гибнут за металл» - пел Мефистофель в опере Гуно, обличая дьявольскую сущность денег. Однако, как видим, история показывает, что понимая суть денег, как одной из главных причин человеческого падения, люди уже в глубокой древности пытались стыдливо прикрыть эту негодную сущность фиговым листком религиозных символов.