Данный выпуск завершает серию, полный комплект которой состоит из 19-ти позиций. Глядя на монеты, может показаться, что перед нами продолжение серии «История русской авиации», так как четыре из пяти монет посвящены самолётам и их конструкторам. Роль авиации в Великой Отечественной войне невозможно преуменьшить. Число боевых вылетов фронтовой и дальней авиации за годы боевых действий превысило три миллиона. Совершено более 600 боевых таранов. Среди трижды Героев Советского Союза лётчики И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин. В составе серии уже имеются Пе-2 (герой кинокартины «Хроника пикирующего бомбардировщика») и У-2 (знаменитый «Небесный тихоход»).

Советская авиация в годы ВОВ

Новый выпуск по характеристикам полностью совпадает с ранее отчеканенными памятно-оборотными монетами достоинством 25 рублей. Монеты чеканятся из мельхиора, имеют вес 10 грамм при диаметре 27 мм и толщине 2,3 мм. Гурт состоит из последовательности рифлений. На аверсе изображён Государственный герб, а также указаны наименование государства и банка-эмитента, номинал, дата выпуска и знак монетного двора (ММД). Тираж каждой позиции составил 1 000 000 экземпляров. Монет в специальном (цветном) оформлении Банк России в этой серии не выпускал.

25 рублей 2020 года «Конструктор оружия С.В. Ильюшин»

25-рублевая монета «С.В. Ильюшин. Штурмовик Ил-2»

В центре реверса отчеканено рельефное изображение самолёта Ил-2. На монетном поле также есть наименование самолёта, указание его конструктора и название серии. Получивший прозвище «летающий танк» Ил-2 является одномоторным классическим монопланом. Он имеет низкорасположенное крыло. Двухстоечное шасси убирается во время полёта. Третьей опорной точкой служит небольшое хвостовое колесо. Боевая летопись Ил-2 начинается 25 июня 1941 года, когда два штурмовика атаковали механизированную колонну фашистов. Параллельно с ними разведывательный полёт осуществил ещё один Ил-2 другого подразделения. Созданию самолёта посвящена советская кинокартина «Особо важное задание», которой в 1981 году устроили Всесоюзную премьеру. В результате число её зрителей превысило 40 миллионов, и она стала лидером проката. Кроме того, Ил-2 можно увидеть в мультипликационном фильме «От винта».

Авиаконструктор С.В. Ильюшин

Не менее легендарным, чем самолёт, стал и его создатель. Путь в авиацию Сергея Владимировича Ильюшина очень извилист. В молодости ему приходилось браться за различные работы от чистки сточных канав до покраски. Довелось даже в один сезон косить сено. Всё изменила армия. В часть, куда призвали Ильюшина, направили запрос на семь авиаработников. Оставив спокойное место писаря, Сергей Владимирович настойчиво просит отправить в составе набранной команды и его. Так он оказывается на Комендантском аэродроме Петербурга, где с низовых должностей поднимается до старшего моториста. Работа с самолётами позволила Ильюшину оценить достоинства и недостатки существующих аэропланов, и он загорелся желанием создать собственную летающую машину. Закончив Военно-воздушную Академию имени профессора Н. Е. Жуковского, Ильюшин за годы учёбы успевает сконструировать несколько планеров. Со временем возглавив ОКБ, Ильюшин конструирует не только уже известный нам Ил-2, но также бомбардировщик Ил-4. С 1943 года конструкторское бюро Ильюшина переводят на создание самолётов пассажирской авиации. До сих пор немногочисленные Ил-18, числящиеся в авиапарках нескольких стран, продолжают подниматься в небо.

25 рублей 2020 года «Конструктор оружия С.А. Лавочкин»

25-рублевая монета «С.А. Лавочкин. Истребитель Ла-5»

Следующий самолёт в составе серии - это истребитель Ла-5, представляющий из себя одноместный моноплан цельнодеревянной конструкции. Его шасси в полёте убирались. Кабина была закрытой. Первоначально крылатая машина называлась ЛаГГ-5, так как кроме Семёна Алексеевича Лавочкина в названии фигурировали руководитель проекта В.П. Горбунов (начальник конструкторского бюро) и конструктор М.И. Гудков. По результатам все трое получили звание «главный конструктор по самолётостроению». Первые серийные ЛаГГ-5 отправились на фронт летом 1942 года. Уступая немецким машинам по оснащённости различными приборами, Ла-5 по лётным качествам смотрелся с ними наравне. Главными достоинствами советской машины стали неприхотливость к взлётной полосе и простота технического обслуживания. Массированные боевые вылеты Ла-5 продолжались ровно год, после чего в лётных частях начали преобладать более поздние модификации Ла-5Ф, Ла-5ФН, а затем и Ла-7.

Авиаконструктор С.А. Лавочкин

Семён Алексеевич начал дорогу в небо в МВТУ имени Н. Э. Баумана. Успешно защитив диплом по специальности инженера-аэромеханика, он первое время работает под началом французских специалистов, приглашённых в СССР для развития советской авиапромышленности. Пик его творческой работы над Ла-5 пришёлся на 1939-1940 гг. В послевоенные годы он возглавляет ОКБ в Химках, участвуя в создании реактивного истребителя Ла-15 и разработке сверхзвуковой крылатой ракеты «Буря». За многолетний вклад в авиапромышленность Семёна Алексеевича удостоили звания «Генеральный конструктор по самолётостроению».

1 рубль 2016 года «Ла-5»1 рубль 2016 года «Ла-5»

В данном выпуске «Оружие Великой Победы» Ла-5 летит в иную сторону, чем остальная троица военных самолётов. Быть может, это объясняется тем, что точно такой же Ла-5 можно увидеть в составе серии «История русской авиации». Ему посвящён серебряный рубль 2016 года в специальном цветном оформлении.

25 рублей 2020 года «Конструктор оружия А.Н. Туполев»

25-рублевая монета «А.Н. Туполев. Бомбардировщик Ту-2»

Третья позиция выпуска посвящена высокоскоростному дневному фронтовому бомбардировщику Ту-2 (другие названия «АНТ-58» и самолёт «103»). Разработка началась в 1939 году, когда в программе подготовки к возможным военным действиям появляется пункт о создании дальнего пикирующего бомбардировщика. Первый полёт осуществлён в начале 1941 года, окончательная доработка производится в первые месяцы войны. Весна 1944 года стала точкой начала массового производства и отправки Ту-2 на фронт. По итогам войны можно сказать, что самолёт стал одним из лучших бомбардировщиков, зарекомендовавших себя на полях сражений.

Авиаконструктор А.Н. Туполев

Конструктор самолёта Андрей Николаевич Туполев прожил долгую и интересную жизнь. Во время обучения в Императорском Московском техническом училище Туполев более всего испытывает интерес к аэродинамике. В числе активистов участвует в постройке планера, на котором позже учится летать. В революционные годы работает в авиационном расчётном бюро, где занимается аэродинамическими трубами. Первым большим успехом становится цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1. В связи с арестом (1937 г.) работал в закрытом конструкторском бюро НКВД, впоследствии прозванным «Туполевская шарага», где и был сконструирован Ту-2. После освобождения в 1941 году курировал различные направления авиастроения. В послевоенные годы Туполевым созданы стратегический бомбардировщик Ту-4 и первый советский реактивный гражданский авиалайнер – Ту-104. Парк гражданской авиации долгие годы в большинстве состоял из Ту-134 и Ту-154. Вершиной творчества конструкторского бюро Туполева можно признать сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, также попавший в состав серии «История русской авиации».

25 рублей 2020 года «Конструктор оружия А.С. Яковлев»

25-рублевая монета «А.С. Яковлев. Истребитель-бомбардировщик Як-9»

Самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны считается одномоторный истребитель-бомбардировщик Як-9. Боевое крещение первые Як-9 получили в конце 1942 года во время советского контрнаступления под Сталинградом. Основным достоинством самолёта являлась его быстрая модификация под конкретные задачи. Число только основных модификаций превысило два десятка. Лётчики-асы в последние месяцы войны стремились заполучить Як-9Т, вооружённый 37-мм пушкой. Последние Як-9 сошли с конвейера уже после войны – перед началом 1949 года.

Авиаконструктор А.С. Яковлев

Александр Сергеевич Яковлев, под началом которого был создан Як-9, начал свой путь в авиацию со строительства авиамоделей в школьном кружке. В 18 лет он создаёт свой первый самолёт, которым стал планер АВФ-10, завоевавший премию на всесоюзных соревнованиях. После окончания Академии имени Н.Е. Жуковского, Александр Сергеевич на базе авиазавода № 39 становится организатором группы лёгкой авиации. С 1935 года занимает пост главного конструктора бюро Спецавиатреста Авиапрома. Перед войной получает должность заместителя наркома авиационной промышленности, а после войны назначается заместителем министра авиационной промышленности. Однако через несколько месяцев подаёт заявление лично Сталину с просьбой освободить от административной деятельности. Просьба удовлетворена, и Яковлев с головой уходит в создание новых самолётов, через десять лет получив должность Генерального конструктора ОКБ своего имени. Серия «История русской авиации» имеет в своём составе серебряный рубль с ещё одним военным детищем Яковлева – самолётом Як-3.

25 рублей 2020 года «Конструктор оружия М.Н. Логинов»

25-рублевая монета «М.Н. Логинов. ПТП образца 1937 года»

«Пошла царица полей в атаку, - сказал Горбунов. - Сейчас бог войны будет ей подпевать. И как бы в подтверждение его слов, со всех сторон ударили пушки различных калибров», - Валентин Катаев в повести «Сын полка» чётко обозначил важность огневой поддержки во время наступления пехоты. В заключении обзора попрощаемся с авиацией и обратим внимание на артиллерию. 45-мм противотанковая пушка образца 1937 года считается самым распространённым орудием, направленным на уничтожение вражеских бронемашин, в первый год боевых действий. Среди бойцов она ласково звалась «сорокапятка». Впоследствии замена «сорокапятки» на более мощную М-42 обусловлена усилением немецкой танковой брони. Однако до снятия её с производства, заводы успели собрать 37 354 «сорокапяток».

Конструктор М.Н. Логинов

Конструктор орудия Михаил Николаевич Логинов начал трудовую деятельность на оружейном заводе учеником слесаря. На заводе после гражданской войны скопилось множество иностранных артиллерийских установок, и Логинов кропотливо изучал казавшиеся ему наиболее интересными. Последовательно закончив рабфак при МВТУ имени Н. Э. Баумана и Ленинградский механический институт, Михаил Николаевич отбывает на завод, где концентрируется на перспективном направлении – зенитной авиации. К 1937 году он уже руководит всеми конструкторскими работами предприятия. Организация Логиновым процессов по собственному методу сделала завод ведущим производителем артиллерийских установок, что было отмечено наградой - орденом Красной Звезды. К сожалению, Михаил Николаевич не успел увидеть действия «сорокапятки» на полях Великой Отечественной войны. Заболев туберкулёзом, он покинул мир в 1940 году. Однако созданные под его руководством орудия столь хорошо себя зарекомендовали, что в послевоенное время Логинов попадает в список создателей «оружия Победы». Так что появление его фамилии в одноименной серии монет Банка России вполне закономерно.