Война Японской империи и США не стала для людей особенным сюрпризом. Обе державы еще в 30-е годы активно наращивали влияние в Тихоокеанском регионе, и крупный конфликт был только лишь вопросом времени. Авианалет японцев на крупную базу американского флота утром 7 декабря 1941-го стал причиной полноценного вступления этих стран в мировую войну.

Флот США базировался на гавайской базе в бухте под названием Перл-Харбор. Это место очень удобно для стоянки, но одновременно оно делало Тихоокеанские ВМС очень уязвимыми для воздушной атаки. Вражеские летчики не могли вообразить лучшую мишень, чем пришвартованные борт к борту линкоры и другие крупные суда. Но никто не ожидал от японцев такого дерзкого шага: у них получилось тайно подвести к Гавайским островам шесть авианосцев с полной загрузкой и неожиданно ударить всеми наличными силами. Главной целью атаки считалось максимальное ослабление флота США, чтобы тот не дал отпор японскому ВМФ в Тихом океане. Для бомбардировки не получилось использовать тяжелую авиацию, ведь вылет с наземных аэродромов полностью исключался. Авианосцы же принимали на борт лишь самолеты скромных габаритов.

Перл-Харбор (октябрь 1941)

Основной ударной силой стали японские легкие бомбардировщики B5N «Накадзима», чьи пилоты прицельно метали бомбы с большой высоты при помощи специальной оптики. В случае необходимости «Накадзима» несла торпеду и сбрасывала ее в бреющем полете поблизости от вражеского судна. По иллюстрации видим, что с тыла торпедоносец часто прикрывал стрелок с авиационным пулеметом.

B5N «Накадзима»

Грозой американского флота в то роковое утро стал бомбардировщик D3A «Аити». Его пилоты использовали ту же тактику, что и немцы на «Юнкерсах». Летчик заходил на цель, резко пикировал и сбрасывал смертоносный груз, одновременно выводя самолет из пике. Шасси у «Аити» не убиралось, на него ставили специальные обтекатели, чтобы деталь не оторвало воздушным потоком.

D3A «Аити»

Основную ударную силу прикрывали пилоты на истребителях A6M «Мицубиси», известные среди американцев как «Зеро». Они тоже могли принять на борт несколько легких бомб, и, сбросив их на цель, затем защищать союзников.

A6M «Мицубиси»

Воскресным утром 7 декабря японские летчики стартовали с авианосцев. Они атаковали в две волны: первая начала сражение в 7:48 по местному времени, вторая в 8:40. Бой закончился в 9:45, когда последний японский самолет скрылся за горизонтом.

Японская авиация перед вылетом

Японцы уповали на внезапность, чтобы уничтожить не только американский флот, но и расположенный поблизости крупный аэродром. Если бы летчики ВВС США успели подняться по тревоге, далеко не факт, что неповоротливым торпедоносцам удалось бы вернуться домой. Но большинство американских истребителей или сгорели в разбитых бомбами ангарах, или же были расстреляны на взлетных полосах.

Горящие ангары
Разбитый аэродром

Силы ПВО в то воскресное утро также показали себя не с лучшей стороны: из четырех сотен японских самолетов сбили всего двадцать девять. Американские солдаты спешно создавали точки для обстрела японцев. На одном из кадров запечатлен отряд с винтовками M1 «Гаранд» и с зенитной модификацией пулемета M2 «Браунинг». Обычно для самозащиты использовали мешки с песком, эти же бойцы предпочли нечто иное.

ПВО

ПВО военных судов не была готова к внезапной атаке, и в то утро японцы уничтожили четыре из восьми линкоров Тихоокеанского флота, остальные же серьезно повредили. На кадре увековечен момент атаки B5N на линейный корабль «Западная Вирджиния». Кроме этой торпеды он получил еще восемь и лег на дно гавани на ровном киле. На второй фотографии позади поверженного гиганта виден «Теннесси», которому повезло куда больше: его не повредили ниже ватерлинии. Правда, башни главного калибра пострадали от взрывов авиабомб, но линкор вскоре вернули в строй.

«Накадзима» атакует линкор «Западная Вирджиния»
Тонущий линкор «Западная Вирджиния»

Экипаж «Аризоны» погиб почти полностью, когда одно из попаданий подорвало боекомплект. Последовал мощнейший взрыв, и стальной колосс быстро пошел ко дну посреди озера горящего топлива. От полного разгрома флот Соединенных Штатов спасло только отсутствие в Перл-Харборе флотилии подлодок и всех авианосцев. И те, и другие играли в сражениях куда более важную роль, чем линейные корабли, уже уходившие в прошлое.

Тонущая «Аризона»

После налета на Перл-Харбор, оставшиеся в живых предали земле тела более двух тысяч американских военных, погибших в то трагическое утро. Фотограф оставил для истории момент, когда некоторым из них отдавали последние воинские почести на одном из гавайских пляжей. Почетный караул стреляет в воздух, а гробы в траншее покрыты флагом США.

Похороны военных

После 7 декабря 1941-го Соединенные Штаты вступили в кровопролитную войну с Японией, так что погибшие суда долго ждали своей дальнейшей участи на дне бухты Перл-Харбора. Искореженный и сильно обгоревший остов «Аризоны» оставили как немое напоминание о трагедии. Только сняли башни главного калибра и срезали часть надстройки.

«Аризона» 10 декабря 1941 года
Демонтаж башни главного калибра на «Аризоне»

Инженеры смогли поднять со дна линкор «Оклахома» только весной 1943 года. После удара японской авиации он затонул вверх килем, и американцам пришлось изрядно помучиться, чтобы вернуть судно в нормальное положение. «Оклахому» надеялись порезать на металл, только она ушла на океанское дно при транспортировке к западному побережью США.

Затонувшая «Оклахома»
Подъем «Оклахомы» (март 1943)

Первое время после японского налета американцы считали, что грозный враг вот-вот начнет вторжение на Гавайские острова. Поэтому в начале 1942 года приступили к выпуску меченых банкнот для этой территории, чтобы японцы в случае чего не смогли использовать их во вред Соединенным Штатам. Эти купюры полностью повторяли дизайн обычных, только на обороте проступала четкая надпечатка «HAWAII».

Гавайский доллар (1942)

Небольшое островное государство в Тихом океане под названием Тувалу заказало серебряные монеты к 75-й годовщине японского налета на Гавайи. На лицевой стороне памятного доллара отчеканен профиль королевы Елизаветы II, год выпуска и проба драгоценного металла. На реверсе два «Зеро» пролетают над американскими военными судами. Оба самолета изображены с дополнительными топливными баками, которые обычно подвешивались для особо дальних вылетов. Год события указан не арабским, а римским числом: «MCMXLI» («1941»). В левой части оборотной стороны стоит литера «P» - знак австралийского монетного двора Перта, где и заказали партию серебряных долларов.

Серебряный доллар Тувалу (Перт, Австралия)Серебряный доллар Тувалу (Перт, Австралия)

  • Металл: серебро 0.999;
  • Масса: 31.1 г;
  • Диаметр: 40.6 мм;
  • Монетный двор: Перт (Австралия);
  • Гурт: рубчатый;
  • Год чеканки: 2016.