Цирковое искусство занимало важное место в культурной жизни советского человека. Зрелищное, близкое народу, нельзя сказать, что оно существовало вне соцреализма. Хотя репертуар слабо поддавался цензуре и контролю из-за своей специфической, большей частью невербальной формы, однако цирк долгое время оставался настоящей политической ареной и агитплощадкой. Достаточно вспомнить советскую кинокомедию «Цирк», где действие, происходящее на цирковой арене, становится противопоставлением советского и капиталистического строя. В этой статье мы поговорим о марках, посвященных советскому цирку.

Марка «40 лет советскому цирку» («Голубая гимнастка»)

Марка «Голубая гимнастка»

Знак почтовой оплаты «Голубая гимнастка», выпущенный в 1959 году, был посвящен 40-летию советского цирка. Тираж изъяли из обращения. По одной версии, историки не смогли прийти к единому мнению по поводу даты основания цирка СССР (1919 или 1934 год), и марку забраковали. По второй версии, тираж запретили цензоры из-за слишком откровенной одежды гимнастки.

Часть филателистических материалов «40 лет советскому цирку» попала к коллекционерам. Раритетные марки «Голубая гимнастка» 1959 года оцениваются в тысячи долларов. На аукционе Черристоун 2008 года один из экспонатов купили за 13 800 $.

Марка «60 лет советскому цирку»

Марка «60 лет советскому цирку»Марка «60 лет советскому цирку»

26 августа 1919 года - дата рождения советского цирка, когда В. И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела». Цирки России стали государственными. Советская власть стремилась использовать цирковое искусство как средство идеологической пропаганды. Государство субсидировало цирки, контролировало репертуар и цены на билеты, распоряжалось недвижимостью и реквизитом.

Марка «60 лет советскому цирку» выпущена в 1979 году, с рамочной перфорацией 11 1/2, многоцветная, номинал 4 копейки, тираж 7 600 000 экземпляров. Знак почтовой оплаты украшает эмблема советского цирка. Автор эскиза – знаменитый режиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн. Считается, что рисунок посвящен Нине Антоновне Сергеевой (Ковалевской), воздушной гимнастке Харьковского цирка, с которой у Эйзенштейна был роман.

Знаки почтовой оплаты к 70-летию советского цирка 1989 год

10 копеек «Цирк: Клоун и акробат В.Е. Лазаренко»10 копеек «Цирк: Клоун и акробат В.Е. Лазаренко»

В.Е. Лазаренко (1890-1930 гг.) обучался цирковому искусству в шапито М.И. Котликова. Под влиянием А.Л. Дурова стал клоуном, исполняющим сатирические шутки. Работал в цирке Первиля, Московском цирке Никитиных. В 1914 году установил мировой рекорд, сделав сальто-мортале через трёх слонов.

В 1919 году Лазаренко разработал новую клоунскую маску, соединяющую яркость, буффонность и реалистическую характерность. В своих выступлениях иронизировал над буржуазной жизнью.

В 1919-1921 годах Виталий Ефимович возглавлял фронтовые артистические бригады, читал сатирические куплеты красноармейцам, исполнял сальто-бланш, перепрыгивая через санитарные повозки и солдатские кухни.

5 копеек «Цирк: Иллюзионист Э.Т. Кио (Гиршфельд-Ренард)»5 копеек «Цирк: Иллюзионист Э.Т. Кио (Гиршфельд-Ренард)»

Эмиль Теодорович Кио (1894-1965 гг.) – «волшебник 20 века», в начале карьеры Эмиль Теодорович выступал в образе восточного мага. Постепенно мистика и таинственность его выступлений уступили место веселью и иронии. Кио первым из иллюзионистов стал выступать на цирковой арене, где зрители могли наблюдать за трюками со всех сторон, задавал залу интеллектуальные задачи и головоломки. Некоторые принципы его фокусов до сих пор применяются коллегами по цеху. Эмиль Кио получил звание лучшего фокусника мира.

4 копейки «Цирк: Дрессировщик В.И. Филатов»4 копейки «Цирк: Дрессировщик В.И. Филатов»

Валентин Иванович Филатов (1920-1979 гг.) родился в цирковой семье, начал работать на арене с 6 лет. Филатов стал знаменит как дрессировщик медведей. Он впервые в мире научил косолапых артистов ездить на мотоциклах – управлять, объезжать препятствия, сворачивать в нужную сторону. Дрессировщик создал аттракцион «Медвежий цирк», гастролировал с ним за рубежом и снимался в кино.

3 копейки «Цирк: Знаменитый клоун Карандаш М.Н. Румянцев»3 копейки «Цирк: Знаменитый клоун Карандаш М.Н. Румянцев»

Имя М.Н. Румянцева (1901-1983 гг.) на афише гарантировало аншлаг в зале. В начале карьеры, с 1928 по 1928 год, артист смешил зрителей в образе Чарли Чаплина. В образе клоуна Карандаша Румянцев начал выступать в 1935 году на манеже Ленинградского цирка. Собака Клякса породы скотч-терьер появилась в выступлениях Карандаша в 1936 году. Номера с Кляксой настолько полюбились зрителям, что в СССР сняли мультфильм «Карандаш и Клякса — веселые охотники».

Во время Великой Отечественной войны Михаил Николаевич Румянцев в составе фронтовых артистических бригад выезжал на фронт. В одном из номеров Клякса становилась на трибуну, выла и лаяла в микрофон, изображая «Речь министра пропаганды Геббельса». Румянцев первым среди клоунов удостоился звания Героя Социалистического Труда.

1 копейка «Цирк: дрессировщик В.Л. Дуров»1 копейка «Цирк: дрессировщик В.Л. Дуров»

Владимир Леонидович Дуров (1863-1934 гг.) – легендарный дрессировщик, артист цирка. Владимир Леонидович получил образование педагога, но карьера учителя его не привлекала. Дуров с детства мечтал работать в цирке, в 1880 году поступил в московский цирк-зверинец Гуго Винклера.

Выступать в качестве дрессировщика Дуров начал с собакой, козлом, крысами и морскими свинками. Из наблюдений за животными он сделал выводы, что в дрессуре следует использовать их природные умения, строить обучение трюкам на поощрении едой, вырабатывании условных рефлексов.

Дрессировщик изучал психологию животных, проводил опыты по телепатии, гипнозу, парапсихологии. Он привлекал к своим исследованиям ученого-психиатра В.М. Бехтерева, физиолога И.П. Павлова, в 1919 году основал Практическую лабораторию по зоопсихологии. Владимир Леонидович разработал собственный метод безболевой дрессировки, основанный на рефлексологии, суть которого изложил в книге «Дрессировка животных».