30 октября 1696 года Боярская Дума провела заседание в Преображенском, обсуждая записку Петра I с названием «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова». В ней царь высказался о создании флота: «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными изо всяких чинов людьми...». Так появился первый закон о флоте, а дата принятия «Статей» стала и официальной датой его основания. «Колыбелью» русской флотилии избрали Воронеж, где Петр I продолжил воплощение мечты, зарожденной после находки в Измайлове английского ботика. Однако неверно считать, что до Петра попытки создания флота в России не предпринимались. Начало развитого мореходства у наших предков - восточных славян - относится к VI-VII векам, а первые попытки создания морского флота были предприняты в 860 году, когда Византия нарушила договор о дружбе с Русью. В ответ русские соорудили 360 ладей и вторглись в Византию. При Рюриковичах формирование военного флота мог начать Иван IV Грозный, когда выход Государства Российского на Балтийские берега в районе Нарвы стал диктовать необходимость защищать новые земли и с моря. Первый военный корабль русского флота «Орел» был спущен на воду в 1668 году при властвовании царя Алексея Михайловича. Но именно преобразования Петра Алексеевича поставили эту задачу на первое место.

«Измайловский ботик на р. Яузе в Преображенском в присутствии Петра I», М.В. Нестеров, 1895 год

Команда... Швартовы отдали и с якоря снялись,

Стоим по местам, как положено, крепко стоим.

И снова от стенок уходим в далёкие дали,

И снова не знаем, когда возвратимся к родным.

В 1987 году фирма грамзаписи «Мелодия» издает пластинку Александра Розенбаума «Нарисуйте мне дом» c песней-гимном морякам «По первому сроку», записанной бардом к 290-летию российского флота. Автор стажировался как корабельный врач, а его песни о флоте стали летописью мужества и героизма моряков. Главная роль отводится Петру I как основателю флота и Петербурга. Первый российский военный корабль, построенный при участии Петра I и солдат Преображенского полка, был спущен на воду 16 мая 1692 года в присутствии всего царского дворца. На этом корабле царь совершил небольшое путешествие по Белому морю, ставшее первым его морским плаванием. К лету 1692 года на Плещеевом озере было построено до 100 судов различных типов. Флагманом новой флотилии стал самый большой ее корабль - «Марс». За время правления Петра на российских верфях построили более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Изображение Петра I как основателя флота российского нанесено на десятки медалей, знаков и значков, монет и жетонов. В 1996 году состоялось торжественное празднование 300-летия российского флота. Кроме набора памятных монет к этому юбилею монетные дворы Москвы и Санкт-Петербурга отчеканили серию настольных медалей. Одна из них - медаль «300 лет российскому флоту. Петр I Великий».

Настольная медаль «300 лет российскому флоту. Петр I Великий», 1996 годНастольная медаль «300 лет российскому флоту. Петр I Великий», 1996 год

Диаметр изделия из мельхиора, произведенного Ленинградским монетным двором, составляет 50 мм. Вес - 90 грамм. Тираж - 2000 штук. Художник медали - А.А. Королюк. На лицевой стороне изображение Петра I анфас и надписи вдоль канта «300 ЛЕТ РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ · 1696-1996» и «ПЕТР ВЕЛИКИЙ». В центре оборотной стороны - стилизованное изображение документа о создании флота в России. Поверх него надпись в две строки «МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ! / ПЕТР I». В круге сверху - ботик Петра I с парусом и двумя знаменами, а также дата «1693» и пояснение «ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА». До настоящего времени сохранился единственный бот потешной флотилии молодого царя на Плещеевом озере - «Фортуна». Сделанная голландцем Карстеном Брандтом при личном участии Петра в 1689 году, она хранится в музее-усадьбе «Ботик Петра I» в селе Веськово около Переяславля. Плавания Петра на судах своей первой флотилии зарождали в нем идеи о необходимости преимущества армии не только на суше, но и на воде. Впоследствии он реализовал план создания «двух флотов». Галерный был необходим для операций в прибрежных районах совместно с армией, а корабельный - для самостоятельных действий на море. В этом отношении военная наука до сих пор считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.

Ботик «Фортуна» в музейной экспозиции, 2011 год

И слышится рокот, волны набегающей рокот,

В атаку пошёл на корабль штормовой океан.

По первому сроку оденьтесь, братишки, по первому сроку,

Положено в чистом на бой выходить морякам.

В мае 1696 года русский флот во второй раз появляется около турецкой крепости Азов в устье Дона. Первый азовский поход Петра 1695 года окончился неудачей, и ко второму были реорганизованы войска, а царь лично вёл суда на галере «Принципиум» в голове отряда. На этот раз крепость обложили с моря и суши, создав штурмовые батареи орудий. Флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя неприступная ранее крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому и далее к Черному морю. Победа продемонстрировала требования к собственному мощному и современному военно-морскому флоту и показала важность совместных действий флота и артиллерии. Выход сразу к двум морям давал российскому государству новые политические выгоды как с военной, так и с торговой точки зрения.

Картина «Новое в России дело», Ю.А. Кушевский, 2007 год

Спуск галеры «Принципиум» состоялся на воронежской верфи в апреле 1696 года вместе с двумя другими однотипными судами. В движение она приводилась 34-мя парами весел, а численность экипажа составляла до 170 человек. Галера имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума» на Преображенской верфи в Подмосковье было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе. За время 12-ти дневного плавания из Воронежа в Черкесск на её борту Петр I написал «Указ по галерам», ставший прототипом «Морского Устава». В документе оговаривались дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галеру разоружили и оставили недалеко от крепости, а позднее разобрали на дрова. В документах того времени её чаще именовали «Его высочество» и «Кумондер». Второй азовский поход Петра вошел в историю как одно из наиболее великих военных водных сражений. Этой кампании посвящен первый подарочный набор из серий памятных медалей - жетонов «300-летие российского военно-морского флота». Медали чеканились из медно-никелевого сплава Московским монетным двором с 1993 по 1996 гг. по три позиции в выпуске. На медалях изображены Петр I Великий, галера «Принципиум» и взятие Азова 1696 г.

Набор из 3-х медалей «300-летие Российского военно-морского флота», 1993 годНабор из 3-х медалей «300-летие Российского военно-морского флота», 1993 год

Вес каждой медали составляет 23,25 грамма при диаметре 39 мм, тираж - 30000 штук. Часть медалей разместили в подарочных наборах, в футлярах с вложенным сертификатом, а часть - в обычных запайках. Каждый жетон в серии имеет свой сюжет, но оформление серии выдержано в едином стиле. На одной стороне всех медалей выпуска находится российский герб образца конца XVII века и знак монетного двора. На другой стороне под дуговой надписью «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА» различные изображения. На первой медали - царь Петр I вполуоборот направо, за ним - ботик на воде и летящая чайка (внизу вдоль канта «Петръ I Великȉй»). На второй медали изображена галера (внизу вдоль канта «Галера · ПринципȉƔмъ · 1696 г.»). На третьей медали - эпизод взятия Азова, когда три галеры в движении осаждают крепость (внизу вдоль канта «Взѧтȉе Азова 1696 г.»). Галера «Принципиум» единственная из всей серии 22-ух кораблей имела свое имя, которое переводится как «Начало». Все остальные суда называли по имени их командиров.

Карта азовской кампании 1696 года

Уж так повелось, что матрос на вершине печали

Натянет фланельку, которой нет в мире белей.

Поэтому так берегут моряки белых чаек,

Ведь в чаек вселяются души погибших друзей.

Издревле чайка символизирует не только простор, свободу и романтический труд моряка. Ее полет объединяет два Океана: Океан растревоженных небес и Океан водной стихии. Крик этой птицы, всегда надрывный и стонущий, символизирует женский плач. Неслучайна легенда об умершей от тоски жене моряка, утонувшего в море. В серии медалей, посвященных 300-летию российского флота, изображение чайки присутствует только на реверсах двух изделий - с Петром Великим и «Гото Предестинация». Реплика этого корабля, построенного в 1700 году на воронежской верфи, пришвартована у набережной Воронежа с 2013 года. «Гото Предестинация» стал первым российским линейным кораблём, созданным в России по проекту Петра I без участия иностранных специалистов. Во время своей службы корабль входил в состав Азовского флота.

Медаль «300-летие Российского военно-морского флота. «Гото Предестинация», 1996 год

Изделие входит в другой выпуск из трех настольных медалей, посвященных 300-летию флота, куда вошли битва при Гангуте 1714 года, генерал-адмирал граф Апраксин и участие «Гото Предестинации» в русско-турецкой войне 1710-1713 гг. На посвящённой «Гото Предестинация» медали корабль изображён со стороны кормы. Название «Гото Предестинацiя» означает «Божье предвидение». Название произошло от немецкого Gott и латинского praedestinatio. После неудачного Прутского похода и потери Азова корабль был продан Османской империи, а в 1718 году после завершения Морейской войны с Венецией был признан негодным и продан на слом. Поэтому на медали изображены две чайки как символы бесстрашия и памяти. На другой стороне всех трех медалей в центре изображен нагрудный знак Ордена Святого Андрея Первозванного. Это Х-образный крест с распятием апостола Андрея. Буквы SAPR на концах креста расшифровываются как «Sanctus Andreas Patronus Russiae», что в переводе с латыни означает «Святой Андрей Покровитель России». Орден был учреждён Петром I после возвращения из Европы «Великого посольства» в 1698 году.

Звезда и знак ордена Андрея Первозванного с бриллиантами, 1698 год

Когда на эскадру выходит корабль одиноко

Живот положить, но геройски прорваться в века,

По первому сроку оденьтесь, братишки, по первому сроку,

Положено в чистом на дно уходить морякам.

В 1910-1911 гг. художник-архитектор Мариан Перетяткович на собранные народом пожертвования безвозмездно возводит в месте впадения Ново-Адмиралтейского канала в Неву удивительный храм-памятник русским морякам, погибшим в войне с Японией. В храме были две церкви: верхняя во имя Спаса на Водах и нижняя в честь святого Николая Чудотворца. Русско-японская война 1904-1905 гг. стала потрясением для России. Тысячи моряков ушли на дно далеких японских проливов, приняв геройскую смерть в неравном бою. По всей стране люди молились за упокой родных и близких, нашедших вечный покой на морском дне без могил. Ни в одном из морских сражений русский флот не имел таких колоссальных на то время потерь личного состава, какие понес в Цусимском сражении в мае 1905 года, когда погибло и скончалось 5015 человек. Всего же за время войны русская императорская армия понесла потери в 87 484 человека. Память об этом хранит медаль «Храм-памятник морякам Спас-на-Водах» из серии «Памяти павших», отчеканенная в 1996 году.

Медаль «300-летие российского флота. Храм-памятник морякам Спас на Водах», 1996 годМедаль «300-летие российского флота. Храм-памятник морякам Спас на Водах», 1996 год

Диаметр изделия авторства А. Носова из медно-никелевого сплава составляет 42 миллиметра. На лицевой стороне изображен храм с пояснением вдоль канта «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА» и «Храм-памятник морякам Спас на Водах». На обороте медали - рельефное изображение иконы «Христос, идущий по волнам» и надписи «ПАМЯТИ ПАВШИХ», «1904-1905» и «РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА». Храм «Спас-на-Водах» сразу же стали так называть именно из-за мозаики Н.А.Бруни, изображающей Христа, шествующего по водам, которая была помещена в алтарной части. В самой церкви находились священные для моряков и их родных вещи, что чудом не погибли в волнах и были спасены. В 1932 году церковь закрыли, а в 1936 году взорвали. По легенде, бронзовые доски утопили в Неве, а на месте части фундамента храма сегодня стоит один из корпусов Адмиралтейского завода. Храм был символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков не только Русско-японской войны, но и всех морских сражений. В 2003 году на его месте торжественно открыта новая часовня, в которой хранятся семейные реликвии потомков российских офицеров. Действующая одноименная церковь, построенная в 2002 году, расположена в Мурманске и по замыслу должна стать частью будущего главного храма Мурманска — комплекса Спасо-Преображенского морского собора.

Вид иконостаса Нижней церкви храма «Спас-на-Водах» в Петербурге, 1915 год

На плечи литые бушлаты привычно ложатся,

И ленты сжимались зубами во все времена.

Братишки мы, это солдаты российские - братцы,

Душа полосатая наша стихии верна.

Фуражки-бескозырки стали популярными на флоте в 1811 году, в 1857 году на них впервые появились ленточки. Официально головной убор был утвержден в 1872 году, а на ленте полагалось отмечать номер экипажа. Специальная «нательная» рубаха регламентировалась во флоте с 1874 года. По инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой флотской форменной одежды, и тельняшка стала частью обязательной формы одежды русского моряка. Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. В первое время, с 1875 года, тельняшки выдавались только участникам дальних походов, ими очень гордились и берегли. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. тельняшка вошла в обиход и на Черноморском флоте. Бескозырка, форменный воротник и тельняшка становятся романтическими символами моря, морской службы, храбрости и удали.

Тогда, в ночь на 14 мая 1877 года минные катера «Царевич» и «Ксения», оснащенные шестовыми минами, отправили на дно турецкий монитор «Сейфи», стоявший на Дунае на якоре под охраной броненосной канонерской лодки и вооруженного парохода. Произошла первая в мировой истории минная атака на воде. Это событие запечатлено и на медали «Адмирал С.О. Макаров» из серии «Морская доблесть».

Настольная медаль «300-летие Российского флота. Адмирал С.О. Макаров», 1996 годНастольная медаль «300-летие Российского флота. Адмирал С.О. Макаров», 1996 год

Художник изделия - С. Корнилов, диаметр составляет 41 мм, материал - медно-никелевый сплав. На лицевой стороне изображён известный военный, изобретатель и кораблестроитель адмирал С.О. Макаров, под командованием которого и провели эту минную атаку. На обороте в сопровождении надписей и даты («МОРСКАЯ ДОБЛЕСТЬ», «1877» и «ПЕРВАЯ МИННАЯ АТАКА») размещён эпизод этой операции. Несмотря на то, что в Русско-турецкую войну 1877-78 гг. русский флот играл лишь второстепенную роль, Черноморская флотилия приняла боевое крещение и нанесла турецким кораблям крупные поражения. Кампания выдвинула значение минного оружия, в эту войну уже применялись торпеды, а Россия признала необходимость броненосного судостроения на Черном море и приступила к нему в начале 1880-х годов.

Нижние чины экипажа бронепалубного корвета «Рында», конец XIX века

Так пусть никогда нам не ведать пучины глубокой,

И коль доведётся вернуться к родным берегам,

По первому сроку оденьтесь, братишки, по первому сроку,

Положено в чистом в свой дом заходить морякам.

Российский императорский флот — одно из самых первых официальных названий военно-морского флота. Просуществовало оно до 1917 года. После революции, с 1918 по 1922 гг. флот назывался Морскими силами РККА, с 1938 по 1992 годы - Военно-морской флот СССР. С октября 1917 года по август 1992 года во флоте сменилось 17 высших руководителей. Самое тяжелое время пришлось на долю Николая Герасимовича Кузнецова (1902-1974). Став Наркомом ВМФ СССР в возрасте 34 лет в апреле 1939 года, Кузнецов ушел с поста Главкома ВМФ в феврале 1947 года после разногласий со Сталиным. В 1953 - 1955 гг. он снова возглавил Военно-морской флот в качестве первого заместителя Министра обороны СССР Георгия Константиновича Жукова. Однако произошла его вторая опала, ведь с Жуковым Кузнецов не ладил и во время войны. И только в 1988 году его посмертно восстановили в звании Адмирала Флота Советского Союза. Одна из самых важных заслуг Кузнецова в том, что флотоводец, единственный из командующих, отдал приказ «Готовность «№1» еще до начала войны, из-за чего флот в первые дни не потерял ни одного боевого корабля. Портрет выдающего военачальника, посвятившего всю свою жизнь Родине, размещен на памятной медали «Адмирал Кузнецов» в серии «Морская доблесть» Ленинградского монетного двора.

Памятная медаль «300-летие российского флота. Адмирал Кузнецов», 1996 годПамятная медаль «300-летие российского флота. Адмирал Кузнецов», 1996 год

Диаметр изделия составляет 41 мм. На лицевой стороне изображен адмирал Кузнецов и надписи по окружности «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА», «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ и «1902-1974». На обороте показан эпизод отражения воздушной атаки на рейде Севастополя с надписями-пояснениями «МОРСКАЯ ДОБЛЕСТЬ» и «ВМФ СССР * 22 июня 1941». Оказавшись на вынужденной пенсии в 49 лет, адмирал берется за написание мемуаров, рассказывая о Великой Отечественной войне, военнослужащих ВМФ и сталинских репрессиях. К сожалению, большинство трудов изданы лишь после его смерти. Память о Кузнецове хранят во многих городах России. В Архангельске его именем названа улица и установлен памятник в полный рост, а в Севастополе - бюст. Тяжелый авианесущий крейсер «Леонид Брежнев» в 1990 году переименовали в честь Кузнецова. «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — самый большой боевой корабль и единственный авианосец ВМФ России. Длина - 306 метров, водоизмещение - 60 тысяч тонн. Мощное ракетное вооружение и более полусотни единиц воздушной техники на борту позволяют ему выполнять самые разные задачи. В 2017 году начались работы по модернизации судна в Мурманской области, в 2019 году на нем произошел пожар, поэтому сроки окончания ремонта сдвинуты на 2022 год.

Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на ремонте, 2019 год

В целом тиражи памятных и юбилейных медалей-жетонов, посвященных 300-летию российского флота, сравнительно небольшие: от 10000 до 30000 штук. Конечно же, именами основателей и героев российского флота названы государственные, ведомственные и общественные награды. Так, юбилейная медаль «300 лет Российскому Флоту» вручалась состоящим на службе в ВМФ и в запасе, если они удостоены государственных наград и безупречно прослужили 10 и более лет. Награда учреждена Указом Президента России от 10 февраля 1996 года №176. Производилось изделие на Ленинградском монетном дворе. Медаль «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов» учреждена приказом Министра обороны России №25 от 27 января 2003 года. Согласно Положению, медалью награждаются военнослужащие ВМФ за отличные показатели в боевой подготовке, безупречную службу на кораблях, подводных лодках и на должностях лётного состава морской авиации не менее 5-ти лет, а также за другие достижения. Государственный университет морского и речного флота им. С.О. Макарова вручает медаль «За усердие» работникам отрасли, а также курсантам вуза за высокий профессионализм и добросовестный труд.

Современные медали военно-морского флота России

Создание регулярного военного флота в России Петром I было продиктовано необходимостью в преодолении территориальной, политической, социальной и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII—XVIII веков главным препятствием для экономического развития русского государства. Флот России – это более чем трехсотлетняя упорная работа и героизм, боевая мощь, гарантирующая нашу безопасность. Но в первую очередь, - это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Слава русских моряков бессмертна!