На заводе «Тантал» впервые в СССР начали выпускать масштабные модели автомобилей, которые по праву считаются украшением любой коллекции.

«Москвич-403» (модель А7)

Начало производства

Предприятие под названием «Саратовский завод электроприборов» открыли в 1949 году на базе предприятия по ремонту военной техники (танков). На заводе изготавливали электроприборы, а также генераторы для систем вооружений. В начале 1960-х годов на предприятии делали товары для детей, в том числе игрушечные мотоциклы, металлическую военную технику. Мотоцикл «Урал» получился очень детализированным и хрупким, быстро ломался в процессе игры. Поэтому перешли на создание «неубиваемых» танков. Вскоре их производство перевели на другое саратовское предприятие – «Серп и молот».

«Москвич-408» производства Dinky Toys

В 1971 году Саратовский завод электроприборов переименовали в «Тантал», а с 1976 года «Тантал» получил статус производственного объединения. Организовать параллельное производство на заводе «оборонки» было непросто. Продукция гражданского назначения должна была занимать всего десятую часть от общего объема. Товары проходили многочисленные проверки. Идею создания на заводе масштабных машинок удалось воплотить директору «Тантала» Г.М. Умнову. Он увлекался коллекционированием моделей автомобилей, привозил их из заграничных поездок. В очередной командировке он приобрел 408-й «Москвич», изготовленный во Франции. При предприятии создали конструкторское бюро, сотрудники которого посещали заводы автопрома. Они разрабатывали чертежи моделей, знакомились с конструктивными особенностями и этапами производства настоящих машин.

«Москвич-412»

Сначала выпустили модель автомобиля «Москвич-412», первоначально получившую номер А1 и серию 71А1. Первые 2 цифры обозначали год выпуска, последние — порядковый номер. Она не была точной копией «Москвича», выпущенного «Динки». Общим у них был открывающийся и закрывающийся капот, а также днище автомобиля. Для создания отечественного образца использовались настоящие чертежи из АЗЛК. Дверцы не открывались. Колеса вытачивали, детали рисовали. По функциональности и натуралистичности машинка уступает современным образцам, но у коллекционеров считается одной из самых ценных.

«Москвич-408» (г. Саратов)

Второй моделью, появившейся в 1973 году, стал «Москвич-408», получивший номер А2 (с 1975 номера у этих двух моделей поменяли местами). В конце 1970-х годов основное производство машинок перевели на завод «Радон» (город Маркс, Саратовская область), так как на прежнем предприятии инструментальный цех не справлялся с нагрузкой, использовали вторсырье. На «Радоне», который также находился в составе ПО «Тантал», сплавы подбирали тщательно. Новые образцы придумывали и испытывали на специальном участке.

Поставка масштабных моделей советского автопрома на экспорт

Модель автомобиля "ЗИЛ-117", 1982-1987 гг.

Миниатюрные модели советских автомобилей произвели фурор не только на внутреннем рынке. Их поставляли и в другие страны. Этим занималась фирма «Новоэкспорт» — внешнеторговое объединение при Министерстве внешней торговли СССР. Логотип фирмы и надпись NOVOEXPORT на упаковке саратовских машинок появились в 1974-1975 годах. В конце 1970-х годов их экспортом стала заниматься другая структура — ВО «Запчастьэкспорт». Модельки в качестве сувениров шли в комплекте с настоящими автомобилями, которые продавали в страны Европы.

Модель автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" (модель А15), 1982-1983 гг.

В начале 1980-х годов наладили выпуск моделей тракторов, ВАЗов и других образцов советского автопрома. Модели стали делать более узнаваемыми и сложными, количество деталей и открывающихся элементов увеличивалось. К 1982 году годовой выпуск составлял 2 миллиона экземпляров в год. Их экспортировали в 40 стран. Ассортимент постоянно расширялся, в него входили правительственные серии, спецавтотранспорт, легковые автомобили и другие.

Постсоветский период

Модель автомобиля ВАЗ 2121 "Нива", 1991 г.

После распада СССР технологию производства масштабных моделей упрощали, чтобы снизить себестоимость: каталожный номер на дне исчез, изменились диски и резина. В начале 1990-х годов за качеством продукции уже следили плохо, часто использовали низкосортный металл. В рыночный период предприятия, производившие модели, выделились из состава ПО «Тантал», однако быстро обанкротились. После нескольких перепродаж они частично вернулись в состав ПАО «Тантал», которое в 2021 году из-за потери оборонного заказа тоже стало банкротом.