Торговая марка «Porcelaine de Paris» зарегистрирована в 1950 году. Но этому событию предшествовала длинная история. Мишель Блуа, автор книги «Три века парижского фарфора», исследует развитие бренда с двумя скрещёнными стрелами с момента его основания (M. Bloit : Trois siècles de porcelaine de Paris. Éditions Hervas, 1988). Однако его сведения мы дополним и другими источниками, имеющими свой взгляд на эволюцию Дома Локре и компанию Жана-Маркса Клауса.

Парные кувшины для масла и уксуса с изображением утокПарные кувшины для масла и уксуса с изображением уток

Период Локре и Руссингера (La Maison Locré)

Создание знаменитого бренда «Дом Локре» связано с фарфоровой мануфактурой De La Courtille, которую в 1771 году основал Жан-Батист Локре (Jean Baptiste Locre). Новое производство фарфора открылось в Париже на улице de la Fontaine-au-Roi. Товарный знак – два скрещённых факела – был зарегистрирован 14 июля 1773 года. Этот день и считается датой основания нынешним правообладателем торговой марки Porcelaine de Paris. Секреты мастерства Локре изучал в Саксонии, поэтому в Париже смог нанять хороших специалистов, одним из которых стал Лоренций Руссингер (Laurentius Russinger). Он был родом из Хёхста (Гессен) и юные годы провёл на местной мануфактуре. В 20 лет он уже был не учеником, а признанным скульптором, а в 25 лет возглавлял цех, будучи автором множества моделей. Не сумев занять должность главного художника, Руссингер перебрался во Францию и нанялся к Локре.

Ваза (Locré)

За полтора десятка последующих лет мануфактура Локре выбилась в первую шеренгу французских производителей фарфора. Ранние партии соответствовали лучшим немецким образцам. Далее оформление сменилось на стиль Людовика XVI. Большую часть товара составляли сосуды (вазы, чаши и пр.). Однако было немало и скульптурных композиций, выполненных, в основном, из бисквита. Жанровые композиции мануфактуры Локре можно увидеть и в Эрмитаже. Изделия De La Courtille поставляются королевскому двору и конкурируют с Севрским фарфором, но выгодно отличаясь более низкой ценой. Однако удерживание низких цен вкупе с высокими издержками к 1787 году привело компанию к банкротству. К тому же тогда лишь Севрская фабрика имела право украшать фарфор «телесными цветами», позолотой и изображением персонажей, поэтому из Севра в адрес Дома Локре шли нескончаемые судебные иски.

Декоративная статуэтка (Locré)

Локре передаёт управление фабрики Руссингеру, который, думая о развитии производства, начал строительство нового завода. Франция же вступала в крайне неблагоприятный период, что в 1789 году приведёт её к революции. В 1795 году на фабрике работало от 70 до 80 рабочих. Находясь на грани разорения, Руссингер вынужден продать фабрику. Её выкупает Франсуа Пуйят (François Pouyat) – поставщик сырья из Лиможа. Оставшись в Лиможе, Пуйят отсылает в Париж трёх сыновей: Жан-Батиста, Леонарда и Жана. Они не только управляют фабрикой, но строят мануфактуру Fours, куда отправили часть оборудования с прежнего места. Руссингер теперь уже в качестве нанятого мастера продолжает здесь работать до 1808 года над созданием форм, а к 1820 году стараниями новых мастеров количество форм возрастает до 230. К этому времени часть собственности переходит к зятю Руссингера – Александру Доде (d’Alexandre Dodé). Считается, что именно с его руки в 1820-е гг. оборудование мануфактуры уходит семье Клаус, а сама она вскоре будет закрыта.

Период семейства Клаус

Жан-Маркс Клаус (Jean-Marx Clauss) – это выходец из Трира (ныне земля Рейнланд-Пфальц, ФРГ). В Париж вместе с семьёй он перебирается в 1820 году, намереваясь создавать собственные формы фарфора, основываясь на лучших образцах Manufacture de Clignancourt, Dihl et Guerhard и того же Дома Локре. 11 апреля 1822 года Жан-Маркс Клаус основывает свою компанию. Оборудование для производства фарфора разместилось на улице de la Pierre-Levée. Здесь начинают выпуск предметов декора и посуды.

Пример декоративного фарфора (Eugene Clauss)

В 1846 году компанией начинает управлять Альфонс Клаус (сын Жана-Маркса), а затем и его сын Эжен-Маркс (Eugène-Marx Clauss). Торговой маркой становятся перекрещённые мечи с буквами «Е» и «С» (Eugene Clauss). Эжен-Маркс воспользовался возможностью регулярно покупать изделия по себестоимости на Севрской мануфактуре, благодаря чему коллекции Porcelaine de Paris существенно расширились. В тот период Porcelaine de Paris специализировалась в двух сферах деятельности. Первой стало копирование лучших изделий фарфора 18-го столетия, созданных в Европе и на Востоке. Вторая основывалась на текущей моде и учитывала в оформлении изделий все модные веяния.

Porcelaine de Paris. Период семейства Блох

Каталог изделий Porcelaine de Paris (Ahille Bloch)

Ахилл Блох (Ahille Bloch) и Леон Бурдуа (Leon Bourdois) стали компаньонами Клауса в 1887 году. Уже через три года Эжен-Маркс Клаус оставляет компанию, а ещё через десять лет общий бизнес покидает и Леон Бурдуа. Единоличным владельцем компании остаётся Ахилл Блох, а торговой маркой фарфора становятся две перекрещенные стрелы. По сведениям справочников, из фарфора здесь выпускали каминные полки, вазы, горшки, шкатулки и конфетницы различных форм, бюсты и статуэтки, ручки для трости, чашки и декоративные тарелки.

Раковина для умывальника

В 1926 году мануфактура переходит к Роберту Блоху (сыну Ахилла). На тот момент Париж – шикарный столичный город, уже не очень пригодный для работы фарфоровых печей. Поэтому Роберт уже в 1922 году перевозит оборудование и художественные мастерские в местечко Орваль, расположенное неподалёку от Сен-Аман-Монтрон в Шере. Здесь выпускается фарфор в стиле ар-деко, который быстро завоёвывает популярность в Европе. Однако Роберт Блох видит резко увеличившуюся потребность в сантехнике и начинает её производство.

Тарелка декоративная «Роза» из серии «Сто листьев Бордо»Тарелка декоративная «Роза» из серии «Сто листьев Бордо»

Вторая мировая война приводит к оккупации Парижа, и в 1941 году Роберт Блох покидает Францию. Но после освобождения страны он возвращается в Париж, где встречает Поля Молхо (Paul Molho), сделав его компаньоном. Нанятые выпускники парижской школы декоративно-прикладного искусства прибывают на мануфактуру, где эта команда разрабатывает высококачественный фарфор с роскошным оформлением. Успех изделий подвиг Блоха в 1950 году зарегистрировать бренд «Porcelaine de Paris» с торговой маркой в виде двух скрещённых стрел.

Набор для сервировки столаНабор для сервировки стола

Современный период Porcelaine de Paris

Развитие компании шло бурно. Фарфор с торговой маркой Porcelaine de Paris экспонировался на крупных профессиональных выставках, проходивших в Париже, Франкфурте, Милане, Стокгольме, Лондоне, Абу-Даби и Токио, приобретая всё большее число поклонников. В 1991 году бизнесом заинтересовывается компания Doublet и берёт на себя управление производством. Теперь керамические изделия выпускаются в Нор-Па-де-Кале, а роскошная сантехника выходит на первый план.

Чайные пары Porcelaine de Paris

В 2004 году Мэривонн Бошен через компанию MODEA приобрела бренд «Porcelaine de Paris». Но товары под этой маркой уже не ограничиваются одной лишь керамикой. Когда в 2017 году Пьер Орсини (менеджер компании Art et Styles) становится правообладателем бренда, он дополняет основное производство ювелирными украшениями, включая фарфоровые, и часами.

Часы Porcelaine de Paris

Клеймо компании Porcelaine de Paris

Логотип компании Porcelaine de Paris
Ранние клейма по годам
Версии клейма периода Локре
Версии клейма периода Локре
Версии клейма периода Локре

Приведённая выше подборка клейм периода Локре и Руссингера дана по изданию Manuel de l'amateur de porcelains (1926 г.)

Знак мануфактуры Локре на предмете
Клеймо Пуйят и Руссингер
Eugene Clauss. Перекрещённые мечи с буквами «Е» и «С»
Клейма Porcelaine de Paris (Eugene Clauss, Ahille Bloch и Leon Bourdois)
Клейма Porcelaine de Paris (Ahille Bloch и Leon Bourdois, Ahille Bloch и Co, R. Bloch)
С 1963 года за Porcelaine de Paris зарегистрированы ещё две торговые марки
Porcelaine de Paris. Клейма "восточного" типа
Porcelaine de Paris. Подборка "восточных" клейм