Фарфор с клеймами Марсьяля Редона и его преемников показывает, как причудливо сплетаются судьбы различных фарфоровых мануфактур города Лимож и тех, кто ими управлял в разные периоды. Это хроники образования союзов, разрыва с партнёрами, ухода на другие площадки и единоличного руководства, а также смена локаций, когда в хрониках порой снова может всплыть свой давно покинутый адрес, ныне принадлежавший тем, с кем приходится сотрудничать сейчас.

Кофейная пара с растительным орнаментом и ручкой в виде виноградной лозы (Martial Redon)Кофейная пара с растительным орнаментом и ручкой в виде виноградной лозы (Martial Redon)

История фарфора Martial Redon

Образованной в 1853 году компании Gibus et Cie потребовалось собственное производство фарфора. Все три учредителя – Пьер-Жюстен Гибюс (Pierre-Justin Gibus), Альпиньен Маргейн (Alpinien Margaine) и Марсьяль Редон (Martial Redon) – согласились, что стоит выстроить в Лиможе ещё одну фабрику по производству твердого фарфора. Так в городе появилась мануфактура Le Pré des Bénédictins, занимавшая дома 2 и 4 по улице «Три каштана» (Rue des Trois-Châtains).

План строительства фарфоровой мануфактуры

Локомотивом деятельности на тот момент стал Пьер-Жюстен Гибюс, получивший от отца солидную сумму на развитие дела, а также отвечавший за техническое производство, Маргейн – за создание форм и декорирование, а Редон – за административное управление. Большая часть товара – это столовые сервизы и декоративные изделия. Объём получался довольно значительный, поэтому роспись порой отдавали другим (например, Хэвиленду).

Вазы, форма Alpinien Margaine, роспись Félix Ferru (Gibus et Cie)

О том, что заданная в самом начале высокая планка неукоснительно выдерживалась, свидетельствует награда за белизну фарфора и красоту дизайна, полученная в 1855 году на выставке «l'Exposition Universelle de Paris». «Вся экспозиция дома Gibus, особенно его синие тона, покорили все голоса жюри. Это похоже на выставку фарфора в Севре», - такими словами в 1858 году отметили критики вручение фарфору золотой медали в выставочном центре Франции (Париж). Успех посодействовал притоку богатых клиентов, поэтому производство переключается на предметы роскоши, что позволило мануфактуре войти в четвёрку самых крупных, из расположенных в Лиможе. В 1860 году здесь работало две сотни человек. Точками сбыта служил как собственный магазин, располагавшийся в Париже, так и те мастерские, куда фарфор уходил на роспись (например, распространением занималась всё та же фирма Haviland & Co).

Образец фарфора Gibus & Cie в технике Pâte-sur-pâte

В 1872 году Маргейн покидает компанию, которая переименовывается в Gibus et Redon, а производство перемещается в пригород Лиможа – Кассо (7 faubourg des Casseaux). Штат компании возрастает до 250 сотрудников. В этот период фарфор Gibus et Redon продолжает участвовать в выставках, где получает высшие награды. В 1881 году Гибюс уходит в отставку, сосредоточившись на работе в Торговой палате Лиможа, где он занимал пост казначея.

Декоративные вазы на подставках (Gibus et Redon)

С этого момента Марсьяль Редон единолично руководит фабрикой, а компания со следующего года меняет название на Martial Redon (упоминаются также варианты Redon & Cie и более редко le Maison Redon). Так продолжается до смерти Редона в 1890 году, после чего управление делами берёт на себя его сын Джозеф, сохранив и название компании, и прежнее клеймо. Большим успехом для Редона стала экспозиция фарфора на Международной колониальной и экспортной выставке в Амстердаме (1883 г.), отмеченная почетным дипломом за вазы в технике пат-сюр-пат (pate sur pate).

Менажница (Martial Redon)

А что же случилось с Le Pré des Bénédictins? Мануфактурой сначала управляли Barny, Rigoni & Langle, в 1880 году она достаётся Альфреду Меджану (Alfred Méjean), но через год он переуступает её фирме «Раби и Компаньи» (Raby et Compagnie), которая владеет фабрикой десять лет, после чего она в 1891 году снова достаётся Barny, Rigoni & Langle. Но в 1902 году здание было продано, на чём его фарфоровая история завершилась, так как здесь открыли мебельную мастерскую. Лангле покинул партнёров ещё до продажи здания, объединившись в 1898 году с Пуансо, и перешёл на фабрику на улице Франсуа Шенье (впоследствии она получит известность под маркой Charles Serpaut). К этому времени Марсьяль Редон успел посотрудничать с Demartial, но с 1901 года снова управлял фабрикой в Кассо в одиночку.

Кофейные чашки (Martial Redon)

В 1902 году Марсьяль Редон заключает союз с Барни и Ригони, переехавшими к нему в Кассо. Однако уже в 1904 году он уходит из компании, а его место занимает вернувшийся Лангле. В 1905 или 1906 году фабрику приобрёл Поль Жуандо (Paul Jouhandeau), который начал управлять ей вместе с сыном Шарлем. Название фабрики становится La Porcelaine Limousine, которое и остаётся за ней до закрытия в 1938 году (по сведениям Les Porcelaines de Limoges фабрика работала до 1939 года).

Декоративные вазы (Gibus et Redon)

Каталог клейм M. Redon по годам

Фрагмент каталога
Клеймо Gibus et Cie на предмете

Как видно из фрагмента каталога, первые клейма фабрики провозглашали её принадлежность Гибюсу. Буква «М» появляется в клейме только в 1872 году. Но далее всё идёт по нарастающей. Ниже приведены клейма из Коллекционной энциклопедии лиможского фарфора (Collector’s Encyclopedia of Limoges Porcelain), начиная от периода Gibus et Redon и заканчивая La Porcelaine Limousine.

Клейма Gibus et Redon
Клейма M. Redon
Клейма компаньонов Редона
Клейма La Porcelaine Limousine
Клейма M. Redon на предмете
* * *

Выше показан фрагмент каталога торговых марок лиможского фарфора за 1929 год. Компания La Porcelaine Limousine показана в правом верхнем углу. За ней значатся и торговые марки M. Redon.