Изучив историю фарфоровых заводов, как-то на автомате начинаешь воспринимать, что посуда или статуэтки является центром внимания на предприятии, их производящем. Но так бывает не всегда. Порой на заводе-гиганте появляется художественная мастерская, собравшая талантливых специалистов. Но их работа остаётся где-то на задворках внимания руководства, обеспокоенного решением главных задач. Примером здесь может стать производство керамики в Волгограде.

Ваза напольная

История Волгоградского керамического завода

После войны от Сталинграда остались одни руины, но советская власть твёрдо следовала цели возродить легендарный город и снова сделать его промышленным гигантом. В рамках этой программы с 1953 года началось строительство керамического комбината в южной части городской территории. Строительство шло шесть лет и завершилось успешно. 5 декабря 1959 года начался выпуск продукции. Первой партией стала керамическая плитка для пола.

Чайник с рельефным декоромЧайник с рельефным декором

В 1961 году, когда Сталинград переименовали в Волгоград, завод уже вышел на годовой объём в 800 000 квадратных метров облицовочной плитки и миллион квадратных метров плитки для пола. Через два года здесь запустили новое направление – санитарно-строительные изделия. Цех по их производству должен был за год выдавать четверть миллиона изделий данной номенклатуры. В 1975 году именно в Волгограде запустили первую в Советском Союзе поточно-конвейерную линию по выпуску керамической плитки. Помимо главного направления в торговые точки страны поступали и товары культурно-бытового назначения, выпущенные на ВКЗ.

Ваза напольная с цветочным декором (1980-1990 гг.)Ваза напольная с цветочным декором (1980-1990 гг.)

Появление этой продукции – заслуга энтузиастов заводского коллектива, ведь выпуск бытовой керамики на заводе не планировался. Подвижкой в этом деле стало предложение рационализаторов об эффективном использовании отходов производства. Часть отходов запланировали переработать во вторичное сырьё, из которого бы могли делать сувениры различной тематики. Поначалу это направление было на положении «бедного родственника»: в 1970-е гг. товары народного потребления составляли примерно полтора процента от общего объёма выпуска.

Ваза «Олимпиада 1980» с символикой Московской олимпиады

Тем не менее к Московской олимпиаде художественная мастерская разработала и довела до серийного производства три вида сувенирных изделий с олимпийской символикой (в том числе и талисмана спортивных состязаний – Олимпийского Мишку). В Москве старания отметили и наградили предприятие дипломом оргкомитета Олимпиады.

Статуэтка «Сивка-бурка» (автор Н.С. Зиман)

Развитию малой пластики поспособствовало то, что Волгоград был не просто Городом-героем, но местом Сталинградской битвы – одного из поворотных моментов Великой Отечественной войны. На мемориал со всего Союза приезжали экскурсанты, которые увозили из Волгограда сувениры, посвященные героизму защитников города. На ВКЗ разработали целую линейку сувениров, посвящённых Сталинградской битве, от фрагментов мемориала до миниатюрного Дома Павлова. Поэтому постепенно производство товаров народного потребления увеличилось до 15 процентов в общем объёме выпуска.

Статуэтка «Куница» (автор Н.С. Зиман)Статуэтка «Куница» (автор Н.С. Зиман)

Тем не менее, себестоимость сувениров оставалась высокой, да и внешний вид ряда из них подвергался заслуженной критике. По воспоминаниям научного сотрудника отдела истории края Волгоградского областного краеведческого музея С.Ю. Золотовой, сувениры тех лет были далеко не лучшими в художественно-эстетическом отношении. Однако декоративные вазы, винно-ликёрные сервизы и всевозможные кружки всё равно пользовались хорошим спросом. Поэтому ассортимент изделий народного потребления постоянно улучшался. Экспериментальная мастерская выдавала более десяти новых проектов ежегодно.

Ваза «Берёзка»

Постсоветские времена завод провёл в масштабном переоборудовании производства, что позволило ему уверенно чувствовать себя на рынке керамической плитки, керамогранита и сантехники. В 2003 году здесь запустили конвейер по выпуску декоративных керамических элементов. Освоив новейшие технологии, рабочие теперь могут декорировать не только гладкую, но и рельефную поверхность керамики. Появилась плитка больших размеров. Большие производственные достижения позволили поддерживать и выпуск различных товаров народного потребления, но в общем объёме производства вклад этого направления по-прежнему незначителен.

Штоф «Жар-птица» в различных вариантах оформления

Мастера керамики ВКЗ

За прошедшие десятилетия список достижений экспериментальной художественной мастерской Волгоградского керамического завода набрал немало позиций. Из числа значительных успехов стоит отметить вазы «Юность», «Южная» и чайник «Бодрость», которые создал скульптор-модельщик И.В. Поцелуев. Эти три предмета были удостоены бронзовой медали ВДНХ.

Статуэтка «Конь в пальто», 2001 г. (автор В.И. Косточко)

Но если рассказывать о мастерской, то невозможно не упомянуть художника-керамиста Валентину Ивановну Косточко, приехавшую в Волгоград с семьёй в 1975 году. На ВКЗ она проработала несколько десятилетий. Сначала она трудилась в одном из производственных цехов, но позже её заинтересовал фаянс. Перейдя в фаянсовый цех она, можно сказать, нашла свой жизненный путь. Предложенные ей решения перевернули работу экспериментальной мастерской и позволили Валентине Ивановне вступить в Союз художников России. Более тридцати лет Косточко занимает должность ведущего художника ВКЗ, пробуя себя в разных направлениях. В 1998 году в Волгоградском музее изобразительных искусств состоялась персональная выставка Валентины Ивановны, где экспонировалась не только керамика, но и живопись. Декоративные рельефы в керамике, созданные Косточко, в 2005 году преобразили облик кафе «Керамик», расположенного в Красноармейском районе города. Благодаря Валентине Ивановне зародилась самобытная школа волгоградской керамики.

Клейма Волгоградского керамического завода

Фрагмент каталога

Каталог Ивана Гольского отводит ВКЗ три позиции, представленные различными временными периодами.

Логотипы ВКЗ

Приведём и постсоветские зарегистрированные товарные знаки ВКЗ с указанием периода их действия.

Пример клейма на изделии

Квадратное клеймо (вторая позиция каталога Ивана Гольского) эффектно смотрится в справочнике, но на предмете опознать его порой очень непросто.

Пример клейма на изделии

Здесь удачный пример, когда на предмете сразу и рельефное клеймо, и поставленное штемпелем.

Пример клейма на изделии

Выше показано, что заводское клеймо очень часто закрыто сопроводительной этикеткой.

Логотип ОАО «ВКЗ», использующий изображение кувшина
Современный логотип ОАО «ВКЗ»