Артель «Керамик» — часть истории Полонского завода художественной керамики между 1927 и 1956 годами. Малая пластика этого периода славится во всем мире. Фигурки отражают историю и культуру страны, дарят эстетическое наслаждение их обладателю, считаются неплохим финансовым вложением.

Статуэтка “Мальчик с молоточком», фарфор, роспись, 1950-1956 гг.Статуэтка “Мальчик с молоточком», фарфор, роспись, 1950-1956 гг.

История

В 1890-х годах предприниматель Моисей Бричкин основал фарфоровую фабрику в местечке Полонное. Окрестности славились каолиновой глиной, необходимыми для производства тонкостенной керамики. Основу ассортимента составляли скульптуры, поэтому предприятие прозвали «Кукольным заводом Бричкина». В начале 20 столетия цеха были частично разрушены из-за военных действий, выпуск декоративных изделий и малой пластики восстановили в годы НЭПа.

С 1927 года предприятие стало называться артель «Керамик». Хозяин предприятия в 1925 году вступил в кооператив кустарей-одиночек и сделался бригадиром. Работники сместили Бричкина с должности, его место занял Демьян Ротальский. В ассортимент вошли образцы, соответствующие духу времени. Они были посвящены различным профессиям, героям произведений Пушкина, Гоголя, Шевченко.

Артель была лишена государственного финансирования. Сырье брали на близлежащем фаянсовом заводе, из-за нехватки красок выпускали белые фигурки в бисквите. К 1941 году на заводе трудилось 27 работников, ассортимент расширился до 7 десятков наименований. Изделий того периода почти не сохранилось.

Во время Второй мировой войны на предприятии выпускали посуду для повседневного использования. Только в 1947 году вернулись к выпуску художественных изделий. Оборудование и цеха обветшали, требовали модернизации, к которой приступили в 1949 году. Параллельно возобновили выпуск малой пластики из фарфора. Особой популярностью пользовались сюжеты к сказкам Пушкина, тема счастливого детства, народные мотивы. Для полонского фарфора этого периода характерны нежные цвета, преобладание голубых оттенков, отсутствие глазури. Большую часть статуэток создавали в бисквите, расписывали солями.

Статуэтка “Девочка с собакой», фарфор, роспись, 1950-1956 гг.Статуэтка “Девочка с собакой», фарфор, роспись, 1950-1956 гг.

В 1951 году корпуса восстановили, модернизировали часть оборудования. В артель пришли молодые художники — выпускники киевских и одесских профессиональных училищ. Продукция стала изысканной и утонченной, не уступающей по качеству дореволюционным образцам. С 1952 года появилась техническая возможность глазуровать половину изделий. Отдельные фрагменты росписи стали выполнять сочными цветами.

В 1956 году артели «Керамик» сделали государственной и переименовали в Полонский завод художественной керамики (Полонский ЗКХ). Ассортимент расширился, количество работников увеличилось. В 1980-х годах ЗХК вместе с Полонским фарфоровым заводом стал частью производственного объединения «Фарфор». Производство закрылось во второй половине 2000-х гг.

Продукция

«Первая буква», фарфор, фарфор, автор И. Коломиец, 1950-1970 гг.

В серии «счастливое детство» мальчики и девочки изображены в бытовых ситуациях. Они учатся, общаются, играют со своими питомцами. Например, скульптура «Первая буква» посвящена обучению грамоте. Мама учит дочку читать, раскрыв перед ней букварь. Черты лица, волосы, некоторые детали одежды проработаны цветом.

«Конькобежка Скобликова», фарфор, 1950-1956 гг.

Популярность приобрела и тема спорта. На «Керамике» создали знаменитую скульптуру «Конькобежка Скобликова». Лидия Павловна, получившая прозвище «Уральская молния», стала 6-кратной олимпийской чемпионкой.

«Майская ночь», фарфор, 1950-1956 гг.

Выпускались композиции по литературным произведениям: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Репка», «Иван Царевич», «Хозяйка медной горы». Мастера изготавливали штофы с местным колоритом, скульптуры. Изображали народные танцы, характерные бытовые сцены. Например, знаменитая композиция «Майская ночь» В. Щербины: влюбленная парочка в национальных костюмах. Изделие ассоциируется у многих с произведением Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», поэтому у работы есть второе название — «Вакула и Оксана».

Клеймо артели «Керамик» (бумажная этикетка)