«Издание И. Кнебель» считается первым российским специализированным издательством по искусству. За три десятилетия его деятельности им выпущено около семи сотен различных изданий, большинство из которых удивляло современников необычным художественным оформлением и высоким качеством печати. Все эти заслуги можно записать на имя его создателя – И.Н. Кнебеля. «Изо всех людей, с которыми мне пришлось встречаться в издательском деле, Иосиф Николаевич Кнебель представляется мне наиболее энергичным, последовательным и способным к целостной работе деятелем», - такими словами русский художник, историк искусства и художественный критик Александр Николаевич Бенуа своё сотрудничество с Кнебелем.

И.Н. Кнебель

«Издание И. Кнебель» и его история

Родившийся в 1854 году Иосиф Николаевич подошёл к началу своей издательской деятельности с солидным багажом. Высокий уровень знаний по основам мировой культуры и искусства он получил в Вене, закончив сначала гимназию филологического факультета при местном университете, а затем и Академию коммерческих наук. Обучение в последней дало ему коммерческую хватку, которая и помогла Кнебелю в будущих издательских и торговых делах. Самостоятельную трудовую жизнь Иосиф Николаевич начал в Москве, поступив приказчиком в местное отделение рижской издательской фирмы «И. Дейбнер», где быстро поднялся до уровня заведующего. Книгопродажа ничуть не отвлекала Кнебеля от творчества и изыскательских работ, что уже в 1882 году позволило ему в соавторстве с П.Ф. Гросманом выпустить для немецкой аудитории «Путеводитель по Москве». Работа с соавтором перетекла в открытие совместного книжного магазина «Гросман и Кнебель», специализировавшегося на периодике, посвящённой вопросам искусства. Вместе с Гроссманом Кнебель и открывает платную библиотеку.

Книга «Жизнь Суворова»

Издательская деятельность Иосифа Николаевича начинается в 1894-1895 гг. с выпуска книг известных мастеров зарубежной поэзии и прозы, среди которых уехавший в Америку Григорий Мачтет, немецкий беллетрист и драматург Герман Зудерман и уже литературный классик того времени Генрик Ибсен. Параллельно Кнебель проводит популяризацию русской литературы (выставка изданий Д.А. Ровинского, «Пушкинская выставка» и др.).

Серия о русских художниках

Не изменяя главной цели – искусству, Кнебель приводит к ней разными дорогами. Это могли быть научно-популярные брошюры «Вопросы науки, искусства, литературы и жизни» или наглядные пособия для школ и гимназий, а также серия путеводителей по Западной Европе «Космополит» и разнообразные издания по изобразительному искусству.

Пример обложек детских книг

От прочих издательств, придерживавшихся скромного оформления, издания Кнебеля отличались яркостью красок. Например, иллюстрировать детские книги пригласили Георгия Нарбута, Виктора Замирайло и Дмитрия Митрохина. Поддерживать высокий уровень помогало то, что Иосиф Николаевич отлично разбирался и во всех типографских секретах. С 1907 года он становится не только пайщиком «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон», но и заведующим её книгоиздательской деятельностью. А эта фирма считалась современниками одной из лучших типографий Москвы. Неудивительно, что многие книги «Издания И. Кнебель» отпечатаны именно здесь.

Пример детской литературы

Имея грандиозные планы на дальнейшую деятельность, Иосиф Николаевич сталкивается с национализацией его компании новой властью в 1919 году. Не имея более возможности направлять своё прежнее дело, Кнебель, тем не менее, активно продолжает участвовать в издательских делах государственного уровня. В 1923 году он становится одним из учредителей московского акционерного общества «Наглядные пособия». В первую половину 1920-х гг. сотрудничает с Наркомпросом, а также содействует работе издательства Наркомата почт и телеграфа и даже Госиздата. Заслуги Кнебеля позволили ему занять должность руководителя издательского отдела Государственной Третьяковской галереи, где он оставался до самой смерти.

Разворот книги

Начав историю со слов одного известного художника, приведём оценку деятельности Кнебеля и со стороны не менее знаменитого Игоря Эммануиловича Грабаря: «Проработав свыше 25 лет с десятком всевозможных издателей, должен признаться, что среди них И. Н. Кнебель был сверкающим исключением: не преследуя только коммерческие интересы и часто прямо вопреки им, он с увлечением отдавался идее, его захватившей, особенно в области популяризации искусства в широких кругах».

Книги издательства «Издание И. Кнебель»

Обложка «Истории русского искусства». Оформление Е. Лансере

Серия «История русского искусства» под редакцией И. Грабаря состоит из 23 выпусков, посвящённых архитектуре, скульптуре и живописи различных эпох. Современники причисляли эту серию к лучшим работам среди исследований по русской культуре и искусству. Монументальность сведений обеспечена тем, что Грабарь для создания статей собрал в одну команду лучших знатоков искусства того времени. Под обложками сборников отыщутся статьи, написанные Аполлинарием Васнецовым, Сергеем Дягилевым, Иваном Билибиным, Александром Бенуа. Сведения сопровождаются иллюстрациями высокого полиграфического качества.

Обложки изданий русских сказок

Из семисот изданий Кнебеля примерно четыре сотни относится к детской литературе. Стремление создавать книги для юных читателей Кнебель пронёс через всю жизнь. В первой половине 1920-х гг. он работал контрагентом Госиздата по выпуску детских книг. Сказочные издания его фирмы выглядят волшебно, благодаря художникам, которых Иосиф Николаевич привлёк для оформления. Кроме русских народных сказок издавалось творчество зарубежных сказочников и беллетристов.

А. Бенуа «В немецкой слободе». Иллюстрация из издания И. Кнебеля «Картины по русской истории»

Из числа школьных пособий, выпущенных фирмой «Издание И. Кнебель», лучшим считаются наборы «Картины по русской истории», издававшиеся с 1908 по 1913 год. В них вошли свыше пяти десятков исторических композиций, созданных выдающимися живописцами того времени. Среди них С. Иванов, Б. Кустодиев, Д. Кардовский, А. и В. Васнецовы, Е. Лансере и всё тот же А. Бенуа. Несмотря на то, что компанию национализировали, книги под маркой «Издание И. Кнебель» продолжали печатать. Считается, что последнее издание датировано 1925 годом.

Фрагмент титульного листа

Несмотря на то, что после смерти Гросмана, случившейся в 1890 году Кнебель стал единоличным владельцем их совместной фирмы, долгое время на титульном листе проставлялось старое название издательства в память об ушедшем партнёре.

Логотип «Издание И. Кнебель»