Сервиз с богатой отделкой, включающий множество предметов различного назначения, считается традиционным элементом семейного застолья, усиливающим душевную атмосферу. С советских времён во многих семьях сохранились сервизы веймарского фарфора, сочетающего элегантность, неподвластную времени, с изысканным шиком. Перед сервировкой стола кто-нибудь обязательно повернёт тарелку или блюдце обратной стороной, чтобы увидеть пересекающее полосатый щит по диагонали слово «Weimar».

История веймарского фарфора

Блюдо сервировочное с цветочным декором и рельефным орнаментом, мануфактура «Weimar Porzellan»Блюдо сервировочное с цветочным декором и рельефным орнаментом, мануфактура «Weimar Porzellan»

Датой рождения компании считается 8 июня 1790 года, когда Кристиан Андреас Шпек (Christian Andreas Speck) обратился к влиятельному роду Хацфельдов с просьбой о строительстве фарфоровой мануфактуры в их владениях, расположенных в городе Бланкенхайн (нем. Blankenhain), находившемся в 14 километрах от крупного города Тюрингии – Веймара (немецкое Weimar часто читается и как «Ваймар»). Разрешение было дано быстро – 1 июня. Сырьё подвозили из округи, а для его измельчения привлекли неподалёку расположенную мельницу. Первые фарфоровые изделия мануфактура произвела в 1797 году, а в начале 19 столетия она уже успешно поставляла посуду для среднего класса. Число рабочих в 1816 году перевалило за полторы сотни, но через год на фабрике произошёл сильный пожар, а Шпек, тяжело воспринявший утрату дела всей жизни, вскоре умер. Производство удалось сохранить, но последующие владельцы быстро начинали терять убытки и старались избавиться от мануфактуры. После цепочки перепродаж все опытные сотрудники были утеряны, и бизнес испытывал спад, из-за которого фабрика периодически простаивала.

Супница с орнаментом в виде виноградных лоз, мануфактура «Weimar Porzellan»Супница с орнаментом в виде виноградных лоз, мануфактура «Weimar Porzellan»

Название «Weimar Porzellan» фабрика получила в 1841 году стараниями компаньонов Стрейтбарта и Кестнера, впоследствии продавших её семье Фазольт, проживавшей в Зельбе – одном из немецких центров по изготовлению фарфора. Благодаря Фазольтам производство успешно модернизировали. С 1856 года фабрикой управляет вдова Виктора Фасольта Элизабет в сотрудничестве с Эдвардом Эйхлером. На фабрике появились три большие новые печи для отжига и глянцевания, а также собственная мельница. Большим подспорьем стало открытие железной дороги, по которой товар из маленького Бланкенхайна поступал в большой Веймар. Это помогло расширить производство, когда управление взяло на себя следующее поколение - Макс Фазольт и его брат Карл. С начала ХХ века фарфор Weimar Porzellan успешно экспортируется, а к клейму в виде щита веймарских герцогов добавляют надпись «Germany». Во время Первой мировой войны фабрика останавливается, так как сотрудников мобилизовали, а подвозки сырья прекратились.

Период Эрнста Карстенса

Знаменитый «Золотой лист» на кобальте, мануфактура «Weimar Porzellan»Знаменитый «Золотой лист» на кобальте, мануфактура «Weimar Porzellan»

В 1917 году мануфактуру выкупает гамбургский бизнесмен Эрнст Карстенс (Ernst Carstens). Переход фабрики в новые руки вскоре ознаменовался добавлением к эмблеме фирмы короны и двух скрещённых ветвей лавра. Веймарскую республику лихорадило, а гиперинфляция, казалось, уничтожает любую возможность для немецкого бизнеса. Но именно Карстенс применяет на веймарской мануфактуре кобальтовые росписи по фарфору, переняв богемский опыт. Сочетание кобальта с золотой отделкой быстро нашёл признание в Бельгии, Великобритании, Финляндии, Голландии, Испании, США, Швейцарии и на Ближнем Востоке. Чтобы защитить права, в 1928 году регистрируют торговую марку «Weimar Porzellan». Железная рука Карстенса быстро подавляла забастовки, приводившие к банкротству других фарфоровых заводов. Рабочим намерено платили мало, чтобы снизить издержки и удержаться на плаву. Чтобы придать изделиям оригинальность, в 1930-е гг. на фабрику пригласили известного дизайнера Еву Зейзель (Eva Striker Zeisel). Этот период мануфактуры коллекционеры называют «Карстенский фарфор» («Carstens China»). Когда Карстенс скончался, управлением фабрики занялась его семья. Но после Второй мировой войны Тюрингия оказалась в оккупационной зоне СССР, и фабрику национализировали.

От ГДР к современному фарфору

Социалистическое правительство было заинтересованно как можно скорее обновить и расширить производство фарфора. На государственные средства в 1962 году стоят новый корпус, а в 1963 году сюда завозят новейшие печи для обжига, что даёт возможность перейти на конвейерный способ. Однако мануфактура становится частью более крупного концерна Kahla, после чего утрачивает самобытность в художественной росписи. Оригинальные разработки последних довоенных лет отвергнуты: требуется увеличить экспортные поставки, что приводит к возвращению к классическим образцам.

Трио чайное с кобальтовым цветочным узором, мануфактура «Weimar Porzellan»Трио чайное с кобальтовым цветочным узором, мануфактура «Weimar Porzellan»

После объединения Германии на восточные земли пришёл западный капитал. Веймарскую мануфактуру покупает компания Herbert Hillebrand Bauverwaltungs-Gesellschaft GmbH. Это приводит к спаду производства, а затем и к началу операции банкротства. Контрольный пакет акций начинает перепродаваться (при этом городские власти Бланкенхайна сохраняют за собой 49% акций). С января 2007 года Weimar Porzellan принадлежит компании Könitz Porzellan GmbH, относящейся к фарфоровой империи Розенталей. Изделия с маркой Weimar Porzellan продолжают поступать на рынок и демонстрировать устойчивый спрос.

Weimar Porzellan. Каталог клейм по годам

Ранние клейма
"докарстенский" и "карстенский" периоды
Период ГДР и первые годы после объединения Германии
Редкое юбилейное клеймо 1999 года и позднее клеймо