Фарфоровая мануфактура Unterweissbach – это пример того, как в результате правильного управления удалось перейти от простой посуды к фарфоровым статуэткам, известным на мировом уровне. Возможно, Unterweissbach – и не самая известная марка. Однако она однозначно находится в группе тех, чьи предметы до сих пор привлекают внимание ценителей качественного фарфора.

Статуэтка «Танцовщица» (Unterweissbach)Статуэтка «Танцовщица» (Unterweissbach)

Porzellanfabrik Unterweißbach в ранние годы (1882-1899 гг.)

Годом основания фабрики Унтервайсбах в одноимённом населённом пункте Тюрингии считается 1882-й, а первым владельцем и основателем – Герман Йост. На тот момент ассортимент разнообразием не блистал, так как мануфактура выпускала лишь тарелки и прочую посуду. Йост стремился выделиться в ряду конкурентов, приглашая опытных мастеров с соседних фабрик. Эти новые люди не только повышали качество, но и помогали внедрять новые предметы. В 1890 году Йост уступил мануфактуру Рудольфу Манну за 30 000 марок. А к Манну в качестве делового партнёра присоединился Фриц Порцелиус.

Чайное трио с изображениями цветов и красным бортом (Unterweissbach)Чайное трио с изображениями цветов и красным бортом (Unterweissbach)

В связи со сменой владельца из названия фабрики Унтервайсбах исчезает имя Германа Йоста, зато добавляется Mann & Porzelius. Компаньоны обнаруживают, что купили производство в очень удачное время. Экономический подъём Германской империи обеспечил рост благосостояния её граждан. Продажи изысканного фарфора заметно увеличиваются. Но для глобальной модернизации финансов у партнёров недостаточно, поэтому их компания преобразовывается в акционерное общество.

Porzellanfabrik Unterweißbach в период союзов и поглощений (1899-1940 гг.)

Как только акционерное общество было зарегистрировано, Манн с Порцелиусом убрали свои имена из названия компании. Однако изредка имя компании можно встретить и с их упоминанием (различного рода документы, реклама в газетах и др.). Вскоре известная мануфактура Aelteste Volkstedter, переживавшая тогда не лучшие времена, решает объединиться с компанией Унтервайсбах. Результатом стало длиннющее официальное название нового акционерного общества – Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur und Porzellanfabrik Unterweißbach vormals Mann & Porzelius AG. При этом новый компаньон продолжает выпускать фарфор со своей маркой (правда, меняет её на новую, добавляя корону, как у Унтервайсбаха). В 1908 году решает присоединиться к компании и Макс Адольф Пфайффер, владеющий Schwarzburger Werkstätten für Porzellankunst (Шварцбургские мастерские фарфорового искусства). Он тоже настоял, что является обособленным участком, поэтому будет пользоваться собственными торговыми марками. Так в акционерном обществе в качестве клейма появляется знаменитая «бегущая лиса».

Подсвечник на две свечи с фигуркой путти в окружении цветов (Unterweissbach)Подсвечник на две свечи с фигуркой путти в окружении цветов (Unterweissbach)

Приход Пфайффера был большой удачей для компании. Пфайффер состоял в «Германском производственном союзе» («Deutscher Werkbund»), объединившем художников, архитекторов и мастеров народных ремёсел. Целью союза было слить искусство с производством, найти новые формы зданий, улучшить эргономику рабочих мест, воплотить в творчестве конструктивизм и функционализм. Поэтому Пфайффер хорошо разбирался не только в новых веяниях искусства, но и в производственных технологиях. Кроме того, он занимался проектами реформирования в сфере образования и прикладного искусства. Это дало ему знакомство с такими заметными фигурами того времени, как Герхард Маркс, Макс Эссер и Пауль Шойрих. Знаменитыми стала серия охотничьих статуэток, над которыми два с половиной года работал Отто Тим, после чего фигурки отправились в Императорский зал замка Шварцбург. Из прочих работ выделяются композиции Эрнста Барлаха, создавшего такие скульптуры как «Сидящая девушка», «Кричащая монахиня», «Нищая в платке» и «Слепой нищий». Пфайффер не считал управление фабрикой вершиной карьеры, поэтому в 1913 году принял предложение о сотрудничестве со стороны мейсенской мануфактуры и уехал из Тюрингии в Саксонию.

Статуэтка «Балерина» (Unterweissbach)Статуэтка «Балерина» (Unterweissbach)

Из-за реорганизации главный офис фабрики Унтервайсбах в 1910 году переезжает в Фолькштедт. Тогда же начинается период значимых наград для фарфора мануфактуры. В 1910 году её изделия удостоились золотой медали Всемирной выставки (г. Брюссель) и серебряной медали Международной охотничьей выставки (г. Вена). Через год несколько наград были получены в Турине, а ещё через два – золотые медали в Женеве и Лейпциге. Можно считать, что период с 1910 по 1915 гг. стали золотым веком мануфактуры относительно наград и поощрений, имеющих высокий статус.

Бюсты парные «Мальчик и девочка» (Unterweissbach)Бюсты парные «Мальчик и девочка» (Unterweissbach)

В 1929 году из-за начавшегося кризиса спрос на фарфор резко упал, поэтому в начале 1930-х гг. Unterweissbach и Aelteste Volkstedter разделились. В 1936 году хозяином фабрики Унтервайсбах становится Карл Саар. Но если у него и были большие планы по очередному развитию мануфактуры, он не смог их осуществить из-за смерти в 1940 году. В результате владелец фарфоровой мануфактуры Валлендорфа Хайнц Шаубах начинает заправлять делами и здесь.

Porzellanfabrik Unterweißbach со Второй мировой войны и по наши дни

Первичные решения Шаубаха вылились в резкое сокращение фабричного штата до четырёх десятков сотрудников. Но много рабочих и не требуется, так как Шаубахом выставлены на продажу ряд заводских корпусов. Сокращение издержек и неплохая сумма от продажи зданий позволили Шаубаху модернизировать производство, перейдя от массовых изделий к сложным композициям. Несмотря на то, что фабрика Унтервайсбах находилась на территории Восточной Германии, Шаубах управлял ей до 1953 года, получая существенную прибыль.

Статуэтка «Орел на шаре» (Unterweissbach)Статуэтка «Орел на шаре» (Unterweissbach)

Тем не менее, 5 марта 1953 года последовала национализация. В последующие 15 лет под государственным управлением здесь делали многочисленные произведения малой формы (статуэтки Франца Шуберта, Вольфганга Амадея Моцарта, балетных танцовщиц из «Лебединого озера»). Производство продолжалось по прежним стандартам, пока в 1970 году фабрику не влили в состав большого комбината VEB Vereinigte Zierporzellanwerke Lichte. Получив доступ к новым формам фабрика Унтервайсбах, наряду с другими предприятиями комбината начала делать достаточно сложные, но весьма популярные композиции (кареты, групповые скульптуры, исторические сюжеты и пр.). С клеймом фабрики Унтервайсбах появлялись охотничьи сцены (карета и четыре всадника), разработанные Хайнцем Шобером, и причудливые произведения Густава Оппеля. Два десятилетия до момента объединения западных и восточных немецких земель принесли фабрике Унтервайсбах новую славу.

С 1990 года большинство государственных предприятий бывшей ГДР ждала приватизация. Фабрика Унтервайсбах стала частью Königlich privilegierte Porzellanfabrik Tettau GmbH, которая в свою очередь управлялась Porzellanfabrik Christian Seltmann GmbH. Благодаря финансовым вливаниям на фабрике полностью заменили оборудование под конкретные небольшие задачи. Теперь продукция продаётся под брендом Unterweißbacher Werkstätten für Porzellankunst – «Мастерские фарфорового искусства Унтервайсбах».

Клейма Unterweissbach по годам

Эксперты по фарфору утверждают, что предметы с клеймами, выпущенными в период, когда мануфактурой владели Herman Jost или Mann & Porzelius, пока не найдены. Того же мнения придерживаются правообладатели торговой марки. Эволюция клейма Unterweissbach начинается в конце 19-го столетия. Считается, что аббревиатура «AVP», помещённая в большую «U», унаследована от Aelteste Volkstedter и её клейма «AeV». В период слияния Unterweißbach с мастерскими Schwarzburger Werkstätten für Porzellankunst, наряду с их клеймом предмет мог дополнительно маркироваться и рельефной буквой «U»

Маркировка изделий с 1899 по 1962 год
Типовые клейма Unterweissbach с 1953 года
Клейма специализированных выпусков