Небольшой городок Гросбрайтенбах находится примерно в 15 км к юго-востоку от Ильменау. Однако производство фарфора, которое здесь организовали в последней четверти 18 столетия, оказалось тесно связанным не только со знаменитой фабрикой в Ильменау, но и с заводом, открытым в Лимбахе. Это произошло потому, что Гросбрайтенбах оказался в зоне внимания такой известной личности, как Иоганн Готтельф Грайнер (Johann Gotthelf Greiner).

Набор из двух ваз «Мадонна»Набор из двух ваз «Мадонна»

Фарфоровая мануфактура Großbreitenbach (Гросбрайтенбах)

Основателем фабрики в 1777 году стал майор Антон Фридрих Эрнст фон Хопфгартен. Мануфактура скорее всего начала работать в 1778 году (если судить по клеймам M. Freitag), производя твёрдый фарфор. Большой удачей для только что открывшейся фабрики стало появление в её штате художника Франца Котта. До этого юноша учился и работал на фарфоровой фабрике аббатства Вайльсдорф, однако неудачное любовное приключение заставило его спешно бежать, поэтому ранние вещи мануфактуры Гросбрайтенбах могут оформлены его рукой. Однако Франц Котта надолго здесь не задержался и уже в 1878 году перебрался в город Гота. Трудно поверить, что будущий придворный художник и советник принца Людвига Фридриха II Шварцбургского в юности работал и в Гросбрайтенбахе.

Дорожный набор (поднос с пепельницей, чашка, кофейник с крышкой и сливочник)

В 1782 году (по иным данным, уже в 1779 году) владельцем фабрики стал Иоганн Готтельф Грайнер. В отличие от других ранних фарфористов, тайно воровавших секрет производства фарфора в Мейсене, Грайнер в начале августа 1761 года создал собственный рецепт фарфоровой массы (в России то же самое удалось Дмитрию Виноградову). Наличие своего рецепта позволило Грайнеру не отвлекаться на битву с Мейсеном за авторские права, а скорейшим образом создавать свои фабрики, что послужило зарождению и расцвету всей фарфоровой отрасли Тюрингии. Мануфактура Гросбрайтенбах стала филиалом фабрики Лимбаха, а изделия получили лимбахское клеймо.

Печать лесника Гросбрайтенбаха на фоне старинных городских зданий

Данные 1787 года фиксируют, что штат фабрики состоял из двух десятков человек, причём шестеро из них были художниками. В 1797 году, когда Иоганн Готтельф Грайнер умер, делами на мануфактуре Großbreitenbach стал заведовать его сын Иоганн Фридеманн Грайнер. По некоторым сведениям, уже в начале XIX века здесь полностью перешли к подглазурной синей росписи. Другие источники сообщают, что до 1812 года здесь делали только предметы с сине-белым декором, причём ежегодный объём выпуска был крайне мал.

В 1841 году фабрику Gotthelf Greiner Sons в Гросбрайтенбахе возглавил Кристиан Фридрих Готтельф Грайнер. При нём дела стали идти хуже, а в 1869 году фабрика обанкротилась. От Грайнеров производство фарфора перешло Хуберту Бюлю (Hubert Bühl), выигравшему мануфактуру на торгах. Теперь предприятие сменило название на Porzellanfabrik H. Bühl & Söhne.

Фарфоровая мануфактура Moritz Freitag

Чайная пара

Государственный архив Тюрингии (подразделение города Майнинген) датирует существование компании Moritz Freitag периодом 1927-1972 гг. Возникла она на базе фабрики в Гросбрайтенбахе, так как после шести десятилетий скромного существования дела наследников Хуберта Бюля начали складываться весьма плачевно. Точную дату, когда мануфактура перешла от прежних владельцев к Фрайтагам, назвать сложно. Называют и 1928-й, и 1930-й и 1932-й гг. В итоге можно считать, что в 1932 году на обломках былого бизнеса Бюлей возник фарфоровый завод «M. Freitag KG Groß Breitenbach».

Пепельница

Сокращение имени до первой «М» вполне объяснимо, ведь в 1936 году владелицей фабрики стала Маргарет Фрайтаг (Margarete Freitag). Так как предприятие было небольшим, во времена Третьего рейха оно не попало в список тех заводов и фабрик, которые начали централизованно выпускать посуду по государственным и армейским заказам. После войны фабрика продолжала работать, хотя Тюрингия оказалась в советской зоне оккупации и стала частью Германской Демократической Республики. Несмотря на строительство социализма, оставалось ещё немало предприятий, принадлежавших частным владельцем. Фабрика M. Freitag, где делами заправляла уже Ирмгард Ланг (дочь Маргарет Фрайтаг), вошла в их число.

Набор для специй

Вряд ли фабрика долго просуществовала, если бы не огромный восточный рынок, куда начали централизованно поставлять фарфор немецких мануфактур. Однако масштабные заказы не предусматривали самостоятельности. Поэтому огромное число предметов послевоенного периода деятельности M. Freitag несёт на себе оформление, прозванное «Мадонна». Изначально это две картины швейцарской художницы Анжелики Кауфман (Maria Anna Angelica Katharina Kauffmann) «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером» и «Наказание Купидона». Но если фарфористы Oscar Schlegelmilch переносили на предметы эту пару сюжетов отражёнными горизонтально, то на фабрике M. Freitag делали их в исходном виде.

Набор из двух ваз «Мадонна»

В начале 1970-х гг. ГДР затеял масштабную перестройку экономики, когда частные фабрики национализировались, становясь частями огромных производственных комбинатов. Не избежала общей участи и компания M. Freitag. В 1972 году мануфактуру окончательно национализировали. Однако после проведённого обследования оборудование сочли устаревшим, а дальнейшее производство – нецелесообразным. Вскоре фабрика прекратила работу. После объединения Германии многие фарфоровые фабрики и заводы обрели частных владельцев, которые постарались возобновить выпуск традиционного немецкого фарфора, даже задействовав ранее закрытые предприятия. Но фабрики M. Freitag это не коснулось. В 1995 году фабричные корпуса были снесены.

Клейма фабрики Großbreitenbach, включая период M. Freitag

Клеймо c клевером

В период владения фабрикой Грайнерами на изделия Гросбрайтенбаха проставлялось клеймо мануфактуры Limbach. С 1787 года это трёхлистный клевер. Долгое время считалось, что фарфор Гросбрайтенбаха от фарфора Лимбаха с таким же клеймом отличить невозможно. Однако исследователи нашли ряд особенностей у этих изделий. Фарфоровая масса Лимбаха имела жёлтый оттенок тёплых тонов, а в Гросбрайтенбахе использовали тёмную массу серого цвета. Кроме того, определённую помощь в идентификации может сыграть синий подглазурный узор, характерный именно для Гросбрайтенбаха.

Клейма H. Bühl & Söhne

Фирма H. Bühl & Söhne использовала несколько версий клейма. Приводим фрагмент каталога, посвящённый этой компании.

Пример клейма M. Freitag

Клеймо периода M. Freitag входит в группу «Клейма с короной». Кроме короны, ставшей основным элементом клейма, здесь присутствуют буквы «M» и «F», а также дата основания фабрики (1778 г.). Положение букв «M» и «F» может быть прямым или наклонным. По сведениям от любителей фарфора, показанное выше красное клеймо могли ставить с 1938 по 1965 год.

Данная версия клейма ставилась с 1945 по 1972 год