Из берлинских предприятий по изготовлению фарфора, чьи изделия резко выделяются на фоне остальных, сразу вспоминается KPM или Königliche Porzellan-Manufaktur (Берлинская королевская фарфоровая мануфактура). Однако в середине 19-го столетия такой же превосходный по качеству и художественному исполнению фарфор делала фабрика Фридриха Адольфа Шумана, находившаяся в пригороде Берлина. Только в Берлинском городском музее хранится более пяти сотен предметов этой мануфактуры, оставившей яркий след в истории немецкого фарфора.

Кофейный сервиз из девяти предметов

Porzellanmanufaktur Johann Friedrich Ferdinand Schumann (1827–1841)

Отправной точкой собственного фарфорового бизнеса для Иоганна Фридриха Фердинанда Шумана, разбогатевшего сначала на поставках продовольствия прусской армии, а затем на перепродаже земли, стала покупка в 1827 году поместья Кенерт неподалеку от маленького городка Тангерхютте (земля Саксония-Анхальт). Там Шуман организовал своё первое производство фарфора. Однако местоположение было не слишком удачным, так как оно находилось далеко от городов, где фарфор можно было выгодно продать. Поэтому Шуман в 1832 году приобрёл пустырь под Берлином в местечке Моабит, а через два года завершил перевозку оборудования на новое место. Район был для Шумана знаком, так как в его владении неподалёку находилась гостиница.

Ваза с фирменной надписью

Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, Шуман решил освоить сразу несколько направлений. Во-первых, он покупал «бельё» (предметы без росписи) у Королевской фарфоровой мануфактуры и наносил свои рисунки и узоры. Во-вторых, наладил выпуск хозяйственного фарфора, по качеству не уступавшего KPM. В-третьих, производил собственный художественный фарфор, но продавал его по ценам ниже, чем конкуренты. Так как KPM, находясь под государственным управлением, не считала нужным выпускать бытовой фарфор, Шуману удалось захватить большую часть рынка хозяйственной посуды, одновременно прославившись штучными предметами высочайшего уровня.

Чашка с изображением дворца Райнхардсбрунн близ Вальтерсхаузена

Об успехе семейного фарфорового бизнеса свидетельствует хотя бы тот факт, что после большого пожара в 1837 году, когда выгорел один из фабричных корпусов вместе с хранившимся там запасом фарфора, работа не остановилась. Катастрофа, которая привела бы множество иных мануфактур к разорению, стала для бизнеса лишь досадной случайностью, послужившей большим убыткам. Однако новые партии фарфора восстановили финансовое положение фабрики Шумана, и наследник Иоганна Фридриха Фердинанда уверенно шёл к славе.

Porzellan-Manufaktur von F.A. Schumann & Sohn (1841–1871)

Тарелка с росписью в китайском стиле

Несмотря на то, что в 1835 году Иоганн Фридрих Фердинанд умер, а управление перешло к его сыну – Фридриху Адольфу Шуману, фабрика в течение нескольких лет сохраняла своё старое название. Когда в 1841 году название изменилось, на фабрике работало примерно четыре десятка человек. За три года Фридрих Адольф сумел существенно расширить производство и увеличить штат на порядок. Когда число рабочих достигло 443 человек, фабрика Шумана стала самой крупной по количеству сотрудников в округе. В этот момент её продукция котировалась на уровне KPM, и руководство последней рассматривало бы существование мануфактуры Шумана в качестве серьёзной угрозы, если бы не поддержка государства.

Корзина для торта, роспись «немецкие цветы»

Как небольшая фабрика сумела составить конкуренцию прославленной мануфактуре, история которой приближалась к вековой отметке? Большой удачей для Шумана стала встреча с художником-фарфористом Карлом Шомбургом. Тот владел секретом состава «берлинской золотой жидкости», наносимой на фарфор. Отделка золотом на то время уже не считалась чем-то уникальным, но очень мало предметов ей обладало, так как технология нанесения была очень дорогой. Состав Шомбурга намного удешевил эту операцию, дав Шуману огромное преимущество. С 1839 года и до самой смерти Фридриха Адольфа, случившейся в 1851 году, Шомбург работал только на Шумана.

Ваза для фруктов, декор «виноградная лоза»

Важной вехой развития фабрики стало её участие в экспозиции Берлинской торговой выставки (1844 г.). Художественная роспись и позолота произвели неизгладимое впечатление и на посетителей, и на специалистов. В результате спрос на изделия Шумана вырос колоссально. Удивила зрителей инкрустация отдельных предметов драгоценными камнями, хотя тут критики отозвались негативно. Шуберт был удостоен золотой медали выставки. Мартовская революция 1848-1849 гг. нарушила работу многих предприятий на юге и западе немецких земель. Находясь на востоке, Шуман пережил её вполне благополучно (хотя волнения в рабочей среде заставили его уволить часть персонала, нарушив ранее данные социальные гарантии).

Ваза с росписью «вид на Берлинский дворцовый мост»

Рост продаж заставил Фридриха Адольфа задуматься о представительствах в других городах. До 1852 года филиалы компании открылись в Гамбурге, Кёльне, Магдебурге, Данциге (ныне Гданьск), Штеттине (ныне Щецин) и Бреслау (ныне Вроцлав). Налаживались и зарубежные поставки. К тому моменту, как Фридрих Адольф оставил наш мир, была выстроена мощная торговая сеть, охватывающая большинстве немецких земель.

Чашка, роспись «немецкие цветы»

Уже в 1850 году для фабрики начались «тревожные звоночки». Покинувшие производство братья Шмидт, владея всеми секретами внутренних технологий, открыли собственное дело. После смерти Шумана и Карл Шомбург создал собственное предприятие. С каждым годом конкурировать становилось сложнее, а управленческие решения затрудняла постоянная смена директоров. Ни один из них не обладал той мощной энергией, с которой двигал дело Фридрих Адольф Шуман.

Berliner Porzellan-Manufaktur AG (1871–1880)

Чашка с блюдцем, роспись «девушка с цветами»

Купивший фабрику в конце 1860-х гг. Эрхард Аппельханс не смог вывести производство на прежние объёмы, зато сумел подготовить реорганизацию компании в акционерное общество. При этом на фабрике продолжало трудиться несколько сотен человек. Большой удачей для акционерного общества, взявшего название «Berliner Porzellan-Manufaktur AG», стал приход на должность директора Макса Лудлоффа в 1875 году, ранее руководившего фабрикой керамических изделий D. & F. Riedl von Riedelstein в Дальвице. Благодаря энергии этого человека, производственные процессы пошли в нужную сторону. Специалисты отмечали удачные варианты росписи. Казалось, что фабрика переживает второй расцвет. Однако положение ухудшалось, чему содействовала нерациональная выплата заработной платы рабочим, принятым с иногородних фабрик (они требовали повышенное денежное содержание из-за более высоких расходов). В 1879 год мануфактура обанкротилась, а в следующем году акционерное общество было распущено, а производство фарфора прекращено.

Berliner Porzellan-Manufaktur M. Ludloff & Co. (1880–1889)

Корзина для торта с росписью и изображением рыночной площади в Пренцлау

Но энергичная деятельность Макса Лудлоффа могла спасти фабрику ещё раз. Скооперировавшись с братом Фридрихом Фрицем, он стал владельцем и зарегистрировал компанию со старым названием, куда добавил своё имя. Опыта Максу было не занимать, ведь во второй половине 1870-х гг. он был председателем ассоциации керамических промыслов Германской империи. Компания продолжала работу, пока Макс Лудлофф не покинул её ряды, серьёзно заболев. Фридрих Фриц Лудлофф более интересовался не фарфором, а механикой, поэтому его силы, энергия и деньги уходили на создание собственной машиностроительной компании F. Ludloff & Sons, которая тоже размещалась в Берлине. Оказавшись практически безнадзорной, мануфактура быстро пришла в упадок и в 1889 году закрылась окончательно. Впоследствии выздоровевший Макс Лудлофф уже не смог бы поправить дела, так как фабричные корпуса и сопутствующие здания уже перешли к другому владельцу, который организовал на их площадях молочное производство.

Клейма Porzellan-Manufaktur von F.A. Schumann & Sohn по годам

Конкурируя с Берлинской королевской фарфоровой мануфактурой, Шуман старался использовать её славу, имитируя знаменитую торговую марку. Пока знаком KPM был скипетр, на фарфор Шумана ставилось клеймо в виде вертикальной черты, схожей со скипетром, и буквы «SPM». Как только KPM внесла в состав клейма орла, схожий орёл возник и на клейме Шумана (только без скипетра). Далее KPM привела клеймо к виду круглой печати, и Шуман не отставал, сделав всё то же самое и даже добавив орлу подобие скипетра (но не в одну лапу, а сразу в две).

Примеры клейм разных периодов