За малыми исключениями жизнеописание фарфоровой мануфактуры – это своеобразная и не прекращающаяся борьба за существование. Яркий пример – датский фарфор Bing & Grondahl. Руководству фабрики приходилось выискивать сырьё, которым Дания не обладала, переманивать квалифицированных рабочих, создавать условия, чтобы известные скульпторы и художники пришли именно к ним. Все выпавшие на её долю испытания компания Bing & Grondahl успешно преодолевала. Ей удалось вписать своё имя не только в список датского, но и мирового фарфора высочайшего уровня.

Фарфор «Heron»

История компании Bing & Grondahl

19 апреля 1853 года уже известные в Дании промышленники братья Мейер Герман Бинг и Джейкоб Герман Бинг вместе Фредериком Вильгельмом Грёндалем основали компанию, названием которой стали их имена. Компания сразу же занялась строительством фарфоровой мануфактуры в пригороде Копенгагена. За оформление изделий отвечал Грёндаль, так как он уже имел опыт работы с фарфором в качестве скульптора и декоратора. Его мечтой было воплощение в бисквитном фарфоре неоклассических скульптур Бертеля Торвальдсена. Кроме статуэток фабрика выпускала фарфоровую посуду. Первые продажи стартовали под Рождество 1854 года.

Парные статуэтки «Птицы»Парные статуэтки «Птицы»

Масштабным планам Грёндаля не было суждено осуществиться при его жизни. Активная работа настолько подорвала его силы, что 15 августа 1856 года он умирает. Андреас Юэль, занимавший должность художественного руководителя с момента возникновения компании, в 1857 году взял на себя и функции управляющего. За период его деятельности самым знаменитом предметом фабрики стал сервиз «Бабочка», сделанный к состоявшейся в 1865 году свадьбе барона Карла Фредерика Юэля-Брокдорфа с баронессой Джули Ридц-Тотт. Генрих Хансен, являвшийся художественным руководителем с 1868 по 1890 год прославился тем, что при его участии был создан обеденный набор с полихромной росписью зданий датского ренессанса.

«Hejrestel» и предметы фарфора «Heron»

В 1885 сын Джейкоба Гемана Харальд Бинг превращается в единственного хозяина мануфактуры. Данный год ознаменовался созданием одного из лучших оформлений фарфора того времени «Heron» («Цапля»), в виде танцующих и летящих цапель на тарелках и блюдах. Автор сюжета Пьетро Крон впоследствии стал членом правления компании. Этими же птицами примечательна его необычная работа Hejrestel в стиле ар-нуво с чашей в форме венка из цветов, который поддерживает четвёрка цапель.

Фарфор «Чайка»

Нехватка оборотного капитала заставила Харальда Бинга в 1895 году отказаться от частного владения в пользу акционерного общества. При этом он сохранил за собой должность управляющего мануфактурой. Этот период знаменит тем, что именно в 1895 году Фанни Гарде придумала дизайн «Чайка», который стал фирменным стилем оформления для Bing & Grondahl. Всенародную любовь он обрёл в период с 1950-х по 1980-е гг., когда, невзирая на обилие качественного фарфора, датчане раз за разом покупали именно его. В эти годы он был по крайней мере в каждой десятой датской семье.

Слева - первая рождественская тарелка, справа - её юбилейный выпуск через 100 лет

В 1895 году выходит и первая в мире рождественская тарелка, породившая целую индустрию товаров. Харальд Бинг хотел представить красивые виды зимней Дании на посуде. Сюжет первой тарелки «Bag den Frosne Rude» («За матовым стеклом») воплотил Франс Август Халлин: он изобразил, как будто зритель видит через стекло, покрытое морозными узорами, знаменитые здания Копенгагена. После того, как его привлекли к разработке ещё двух тарелок, имевших грандиозный успех, Халлин получил должность заместителя директора компании.

Статуэтка «Художник по фарфору», дизайн Йенса Петера Даль-Йенсена (1915 г.)

С 1897 по 1900 год за оформление изделий Bing & Grondahl отвечал художник и скульптор Дж.Ф. Виллумсен. На тот момент отделка золотом была запрещена, но Виллумсен разработал состав, который вместо позолоты наносили на подглазурную палитру, включавшую тогда кобальтовый, зелёный и розовый цвета. Предложенная Виллумсеном отделка имела оттенки бронзы от светлого до тёмного. В 1910 году скульптор Кай Нильсен спроектировал для Bing & Grondahl ряд фарфоровых статуэток, быстро завоевавших популярность. Самой известной из этой коллекции стало одно из воплощений Венеры. 1925 год отметился работами скульптора Акселя Сальто. Его желанием было ухватить очарование природы, в которой всё постоянно растёт, и запечатлеть его в формах декоративных ваз.

«Аптекарская серия»

В 1969 году художник и дизайнер Бо Бонфилс создал «Аптекарскую серию», состоящую из баночек для специй, сделанных в стиле средневековой аптеки. Несмотря на простейший дизайн (бордовая полоса и чёрная надпись), набор тоже охотно раскупали. 1 сентября 1972 года Bing & Grøndahl расширяется путём приобретения керамической фабрики компании Rich. Nissen (Langå). Тем не менее, производство сокращалось, прибыль падала и встал вопрос, как работать дальше. В результате обсуждений оптимальным решением стало объединение со своим главным соперником по фарфору – компанией Royal Copenhagen, что и произошло в 1987 году. Лучшие работы Bing & Grøndahl находятся в известнейших музеях мира, а любители антиквариата продолжают разыскивать редкие предметы, чтобы удивить посетителей очередного аукциона.

Каталог клейм Bing & Grondahl по годам

1853-1890 гг.

Раннее клеймо красного цвета. Как видно по иллюстрации, оно часто сопутствует основному синему подглазурному клейму «B&G».

Три стилизованные башни на клейме Bing & Grondahl впервые появились в 1898 году. Сюда они перекочевали с герба Копенгагена. De Tre Tårne символизируют на гербе постройку замка, давшего начало городу. Ниже приведены фрагменты каталога с побуквенной расшифровкой надписей клейма и указанием цвета, которым они выполнены.

1853-1898 гг.
1899-1914 гг.
1914-1951 гг.
1952-1962 гг.
С 1962 года
Поздние клейма
Специальные дополнения

Надписью «Kun til dekoration - må ikke sælges» («Только для украшения, а не для продажи») отмечали образцы, переданные на выставки или дилерам для рекламы. Для вторичного рынка эта надпись несущественна. Если на посуде клеймо умещается целиком, то на анималистической мелкой пластике и прочих небольших фигурках башни частенько не помещались. Тогда ограничивались просто клеймом «B&G».

Особенности маркировки

Столовая посуда на определённом этапе получила особую систему маркировки. Номер шаблона может отсутствовать, но указывается номер элемента, закреплённый за всеми шаблонами. На примере выше показано, что кофейная чашка имеет номер «102», который будет одинаковым независимо от применяемого оформления. В большинстве случаев ранние изделия имеют числа от 1 до 300, а поздние – более 300. После слияния с Royal Copenhagen перешли на её систему маркировки.

Специальные дополнения